Автор Роджер Шерингэм » 02 июн 2010, 21:10
Рецензия, конечно, хвалебная и, возможно, не совсем объективная и детективная - ибо фильм хорош именно сам по себе, а не как детектив.
And Then There Were None / И не осталось никого
1945, США
Как нетрудно догадаться, этот фильм Рене Клера основан на романе Агаты Кристи "10 негритят", хотя негритята и заменены по сюжету на индейцев. Собственно, это первая экранизация романа. И, пожалуй, не романа даже, а сооружённой в 1943 году самой же Кристи пьесы на тот же сюжет с хеппи-эндом.
Сюжет, полагаю, известен досконально едва ли не всем любителям детектива. На отдалённый остров прибывают разнообразные гости: отставной судья Квинкэннон (Барри Фитцджеральд), доктор Армстронг (Джон Хьюстон), старая дева Эмили Брент (Джудит Андерсон), вечный гость псевдо-князь Старлов (Миша Ауэр), генерал Мэндрейк (Обри Смит) и ряд других менее известных и оскароносных артистов. Когда они оказываются отрезанными на острове, всем им предъявляются обвинения в убийствах, и все они один за другим начинают гибнуть в полном соответствии со считалкой про "десять маленьких индейцев".
В целом сценарий фильма вполне благополучно следует сюжетной канве пьесы, где в конце (для пущей сценичности) последние две жертвы оказываются невиновными, и потому получают возможность спастись. Впрочем, даже это обстоятельство не мешает подозревать их вплоть до разоблачения убийцы - в деятельности какового, в отличие от некоторых современных экранизаций, никаких изменений по сравнению с книгой не произошло.
Разумеется, под давлением Голливуда фильм претерпел некоторые изменения даже по сравнению с пьесой. Из-за времени съёмок (а это 1945 год) во избежание аллюзий сменили фамилии Уоргрейв и генерал Макартур, Марстон же получил славянскую национальность, видимо, просто ради зрелищности (хотя в остальном Миша Ауэр вполне укладывается в образ). Были изменены согласно тогдашнему "кодексу чести" Голливуда и некоторые преступления "негритят" - те, что связаны с детьми.
Однако это не помешало создать вполне убедительные, хотя и неожиданные образы героев - ироничного живчика судьи, напыщенного доктора, типичного комического генерала. Другие герои, впрочем, сохранены вполне в рамках книжных образов.
Выдающийся режиссёр, автор легендарного фильма "Антракт", в отношении которого критики до сих пор не могут решить, то ли это манифест авангардизма, то ли пародия на авангардизм, ярый противник "элитарного кинематографа", впоследствии скатившийся к "Большим манёврам", Рене Клер, скованный в фильме голливудскими условностями, незначительно утрирует их, придавая действу водевильный колорит и разноображивая его комическими репризами в стиле озоновских "8 женщин". Блестящие диалоги и мимика больших артистов оттеняют детективный сюжет, который в полном соответствии с книгой идёт по нарастающей и становится всё более жутким.
Камера порой задерживается на красивых планах, пейзажах, деталях одежды и интерьера, в то же время живо меняя ракурсы в местах детективных. Согласно голливудскому "кодексу чести" трупы в фильме практически невозможно увидеть, но Клер эстетически неспешно демонстрирует обстоятельства очередного убийства - прибой с мёртвым телом или падающее с крыши фигурное украшение. Временами оператор получает возможность резвиться и снимает в самых неожиданных ракурсах, например, поиски А.Н.Онима на острове, снимаемые из-за ног очередной жертвы.
Порой находки Клера кажутся излишними и нарушающими сюжет книги - чрезмерны глухота генерала и пьянство Армстронга, порой неожиданны репризы (алогичное, хотя и смешное, безумие Роджерса; выбор предполагаемого маньяка путём бросания бумажек в шляпу), но они создают особый мир, не голливудский и не английский, временами абсурдный и совершенно очаровательный.
Если фильм Говорухина представляет собой экранизацию книги, а фильм Поллока (кстати, во многом ремейк Клера, эталонного на Западе по сей день) - совершенно голливудизированная пьеса, то Клер балансирует на грани триллера, детектива, комедии и мелодрамы разом, не скатываясь ни в одну из этих плоскостей. Сюжетный хоррор, сопровождаемый музыкой Марио Кастельнуово-Тедеско (известного гитариста и композитора), из-за окружения практически не пугает, многочисленные сюжетные отступления смешны, но не превращают фильм в комедию, а голливудщина в образах Ломбарда и Веры Клейторн лишь оттеняет основную сюжетную линию. Детективная же канва, едва не отступая на второй план, тем не менее позволяет зрителю поломать голову, не спеша подбрасывая информацию, а в конце даёт возможность насладиться разгадкой тайны, выдержанной в соответствии с замыслом Кристи.
"И не осталось никого" Клера, по-видимому, скрытая пародия на все вышеперечисленные жанры и на самоё себя, это не экранизация романа или пьесы Кристи, а фарсовый парафраз на темы "10 негритят", укладывающийся в рамки игры, заложенной в любую хорошую книгу. Поэтому неудивительно, что первоначально он не снискал успеха ни у американского зрителя, ни у кинокритиков.
Но, тем не менее, если вы уже знаете сюжет и не боитесь увидеть нечто совершенно неожиданное, посмотрите этот фильм. Даже не как детективный, а ради игры актёров, работы операторов и режиссёра, как памятник кинематографа, в конце концов.
Безумный мир, господа! Иначе, чем словами Мидлтона, про этот фильм и не скажешь.
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...