Раз Книжный Червячок затих и куда-то уполз, буду поддерживать тему. Ивлин Во, "Не жалейте флагов"Противоречивые впечатления от любимого автора. Вроде бы всё на месте - сумасшедшие герои, смешные и жалкие, фирменный чёрный юмор, проистекающий от безысходности, а не от хорошей жизни, как у записных юмористов, блистательные, феерические ситуации, безумный сюжет, сатира на Вторую мировую войну и расхлябанность в ней британских вооружённых сил и правительства Его Величества.
В некоторых местах смеялся до колик, в других думал. Но всё-таки чего-то не хватает. Фактически "Не жалейте флагов" - хроника жизни сквозных героев Во во время войны. Вот новых идей и нет. Эпизоды хороши, общий сюжет натужен. Гневная сатира и мирный юмор никак не хотят совмещаться. Вроде бы и не вымученно, но как-то вторично.
Похоже, Ивлин Во всё-таки - писатель одной эпохи. 1920-30-х годов. Все его попытки описать более поздний период оканчивались всё более плачевными неудачами.
Эмоций много, удовольствие получено, но... Но читать "Не жалейте флагов" лучше одной из последних.
Джордж Оруэлл, "Да будет фикус!"Сия ранняя вещь Оруэлла в очередной раз убедила меня в том, что Джордж Оруэлл - отличный писатель, великолепный эссеист, блестящий стилист, остроумный метафорист (что доказывает "1984"), но никудышный теоретик и социальный мыслитель. Если и "1984", безусловно, значительный роман, временами расплывчат и неубедителен, то что говорить о попытке Оруэлла сыграть на чужом поле современной социальной прозы? :)
Возомнивший себя поэтом и социалистом отпрыск небогатого среднего класса Гордон Комсток начинает бороться с буржуазной моралью. Делает он это странным путём - разругавшись со старыми знакомыми, увольняется с перспективной должности в литературном отделе рекламной фирмы, устраивается на грошовую и неинтересную работу, мучается от нищеты и громко клянёт современное общество, в котором деньги решают всё, параллельно мучая любимую девушку и немногих оставшихся верными друзей и родственников. В конце, разумеется, Комстока убеждают в бессмысленности его жизнедеятельности, и он возвращается на стабильную доходную службу в фирму, женится, и наступает всеобщее счастье.
Проблема в книге, конечно, поставлена интересная. Зеркально отражающая проблематику более ранней литературы. Сменив работу на нищенскую, Комсток тем самым находит службу менее интересную и менее соответствующую своим задаткам. Он намеренно ищет, как бы себе сделать похуже, тем самым делая плохо и другим, старающимся ему помочь. А кажущееся капитуляцией, предательством идеалов возвращение в фирму - на самом деле возможность помочь и осчастливить близких людей, да и себя, что гораздо важнее для любого... Идеалы-то дутые, надуманные. Мало того, на "буржуазной" работе Комсток имеет полную возможность заниматься любимым увлечением - поэзией, на что не хватало сил при работе нищенской.
На первый взгляд кажется, что Комсток проиграл. Но проиграл ли на самом деле он, отказавшись от мазохистских идей в пользу разумного образа жизни? Каждому здравомыслящему человеку ясно, что нет.
Но так и непонятно, ясно ли это Оруэллу. Непонятно, поставил ли славный социалист загадку для читателя или в очередной раз сам запутался в своих идеях, пока писал.
Книга читается тяжело. Сложный, описательный, атмосферный язык Оруэлла по обыкновению подчинён описанию событий неприятных. А добротный натурализм, присущий ему, порой вызывает отвращение. Большая часть книги - описание самомучений Комстока, хотя и чередующаяся с оригинальным юмором, порой даже смешным.
Конечно - опыт ранний, признанный критикой ещё тогда неудачным, совершенно не на своём поле. Но я всё больше и больше убеждаюсь, что как человек Оруэлл куда обаятельнее, чем как литератор. Пусть и не столь значителен. :)
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...