В первую очередь, спасибо
Борис'у
Карлович'у за возможность столкнуться с текстом этой книги: подобное казалось мне всё более маловероятным. Но повезло!
Следом я бы отметил, как удачно при создании авторской темы я воздержался от желания закинуть Укэцу в раздел хонкаку. Потому что основываясь по крайней мере на этой книге, самое близкое её жанровое определение — "городская легенда/страшилка" или "крипипаста", но не детектив.
Сюжет таков: друг ГГ (безымянный персонаж, в тексте обозначен как Автор) планирует покупку дома для своей семьи и вроде бы нашёл очень хороший вариант, но его и его жену слишком смущает таинственное пустое пространство на кухне — на плане это комната без окон и дверей; поэтому друг обращается к ГГ, который специализируется на всякий мистических историях, который, в свою очередь, обращается к другому своему другоу, архитектору Курихаре. И Курихара замечает в плане нечто большее — начать, например, с детской на втором этаже, в которой нет окон (почему вот это не смутило потенциального покупателя, я так и не понял). ГГ и Курихара начинают строить различные догадки и в итоге приходят к совершенно безумной теории, что дом был построен — ух! — специально для убийства. События получают продолжение, когда появляется таинственная девушка и заявляет, что до переезда в Токио Катабути (те, кто построили Странный дом) жили в другом городе и, кажется, причастны к смерти её мужа.
Это не детектив. На самом деле это остановило странное послевкусие и навело на некоторые размышления. В классическом детективе, на мой взгляд, цель — это чтобы определённые персонажи узнали Правду о Тайне. Под Правдой я имею в виду ответы на первостепенные вопросы кто? зачем? как? и возможные сопутствующие, второстепенные. Определённые персонажи – это, грубо говоря, весь "мир", хотя по факту ВД и полиция; если Правда станет известна им, можно сказать, преступник проиграл; потому что та же Правда может быть уже известна другим персонажам, самому преступнику, его сообщникам, свидетелю-шантажисту, священнику и кому-нибудь ещё, но от этого никому "ни холодно, ни жарко", преступник всё ещё не проиграл.
Однако когда персонажи "Странного дома" узнают Правду, мир вокруг не меняется. Это очень сложное ощущение, как будто герои книги (а их всего четыре!) в этой истории лишние. Вот узнали они Правду о Странном доме (домах, их будет три). И что? Ничего особо не изменилось. Как будто автор решил следовать не за теми персонажами, теми, которые в целом-то и не имеют никакого отношения к самой истории. В чём-то это правда. Со "злом" лицом к лицу читатель не столкнётся, а расследование безымянного ГГ (в книге обозначен как "Автор") отдаёт расследованием кабинетного детектива, даже с учётом его поездки к Дому. Да и расследования как такового герои не проводят, они размышляют и строят теории.
Другое, что хотелось бы отметить, это художественное направление, стиль, в котором Укэцу написал работу. Это почти примитивизм, но никаких негативных окрасок в это я не вкладываю. Укэцу почти полностью опускает авторскую речь, описания, книга в основном состоит из диалогов, напоминая стенограмму ролика с хоррор-канала на YouTube. Просто для примера, как оформлены диалоги:
Курихара: Спасибо, что смог приехать. Запарился на улице, да? Проходи. У меня тут, правда, не прибрано, извини.
<...>
Автор: Вижу, твоя любовь к книгам не угасает.
Курихара: Да уж, почти всю зарплату на них спускаю
Это выглядит необычно и мне понравился такой подход.
Мне понравилось, что книга не ушла в направление есть-фирма-которая-организует-заказные-убийства-обращайтесь-к-нам-индивидуальный-подход-по-дому-на-убийство-!, сюжет вышел более "семейным", "уютным". Более того, было и одно маленькое
невозможное убийство (которое в экранизации убрали из сюжета)! Кто-то, конечно, скажет, что оно
Спойлер: +|-нарушает заповеди Нокса
, но, опять же, это не детектив, а решение было заранее оправдано. Также на страницах появится семейное проклятье! Ух!
К слову об экранизации: её я посмотрел раньше и остался в смешанных чувствах. Хотя фильм, в отличие от книги, вызывает чувство вовлечённости, более того, персонажи посещают дома лично и убеждаются в своих догадках, не оставляя их теориями. Но сценаристы слишком ушли в хоррор-направление, переписав сдержанную книжную концовку в экшн-сцену с ритуальными убийствами, сектой и большим пожаром: это оттолкнуло от истории, она стала выглядеть слишком неправдоподобной — в то время как книжная версия всё-таки сохраняет это чувство. То же семейное проклятье в книге выглядит более реальным для нашего времени — я имею в виду, веру людей в таких вещи в XXI веке; в книге даётся намного больше объяснений происходящему.
Книга очень маленькая по объёму, большая часть которого это схемы, некоторые при этом я бы назвал лишними – они повторяются. У меня ушло два коротких вечера на чтение, но кто-то вполне может справится и за день. Хочется прочесть и продолжение, когда выйдет. Так что точно рекомендую!