ДАТА РОЖДЕНИЯ: 15 мая 1926 г. 「Ливерпуль, Англия, Великобритания」 ДАТА СМЕРТИ: Энтони Шеффер: 6 ноября 2001 г. (75 лет) 「Лондон, Англия, Великобритания」 ⃫ Питер Шеффер: 6 июня 2016 г. (90 лет) 「Графство Корк, Ирландия」 РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Энтони Шеффер: драматург, сценарист, романист, адвокат и руководитель рекламной компании. ⃫ Питер Шеффер: драматург, сценарист и романист. ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ: мистер Верити |
-
Об авторе
Питер и Энтони Шефферы, братья-близнецы, родились 15 мая 1926 года в Ливерпуле в еврейской семье агента по продаже недвижимости. Энтони был старшим, родившись на пять минут раньше. Оба закончили престижную частную школу Святого Павла в Лондоне, а затем Тринити-колледж Кембриджского университета, где Энтони выбрал в качестве специализации юриспруденцию, а Питер — историю. В годы учёбы Питер написал свой первый рассказ, получив одобрение преподававшего в Кембридже известного английского писателя Э. М. Форстера.
Обоим братьям с юности был присущ интерес к детективному жанру, с которого и началось их творчество. В 1951 году под псевдонимом "Питер Энтони" (образованным от имен братьев) вышел "невозможный" детектив"Женщина в платяном шкафу"*, проиллюстрированный Николасом Бентли (сыном знаменитого Э. К. Бентли и также автором детективов). В этом произведении убийство в запертой комнате, совершенное в номере приморского отеля, раскрывает постоянный сыщик "Питера Энтони", мистер Верити. Верити — типичный эксцентричный сыщик-интеллектуал "Золотого века", многие годы проведший в путешествиях по Средиземноморью и собравший обширную коллекцию скульптуры. Он склонен разражаться многочисленными отступлениями историко-философского характера. Верити — обладатель говорящей фамилии, поскольку "Verity" переводится как "истина" (любопытно, что в американских изданиях второго и третьего романов "Питера Энтони" он получил фамилию "Fathom", созвучную со словом "судьба"). В то же время, затрагивая отдельные серьезные темы, "Женщина в платяном шкафу" наполнена юмором, многочисленными эксцентричными персонажами и абсурдными ситуациями. В первом издании книга даже вышла с подзаголовком "беззаботный детектив". Что касается крайне оригинальной разгадки "запертой комнаты", то Роберт Эйди впоследствии даже назвал "Женщину в платяном шкафу" лучшим детективом о запертой комнате из вышедших после Второй мировой войны."Woman in the Wardrobe"
Длительное время этот роман считался совместным творчеством братьев, однако в последние годы признано, что его текст был единолично написан Питером Шеффером (хотя Энтони мог участвовать в разработке изначальной идеи). Это подтвердил как сам Энтони Шеффер в своих мемуарах, так и выявленный контракт на издание книги, заключенный только с Питером. Однако в дальнейшем братья действительно работали совместно, выпустив под тем же псевдонимом еще два романа о мистере Верити — "How Doth the Little Crocodile?" (1952) и "Withered Murder" (1955, вышел за авторством не "Питера Энтони", а "Э. и П. Шефферов"). Процесс совместного творчества Энтони Шеффер в своих мемуарах охарактеризовал как "странное партнерство, когда я предоставлял основные сюжеты, а затем мы с Питером писали варианты глав". Их перу также принадлежит пародийный рассказ"До и после"*, в котором мистер Верити ошибается. Развивая литературную игру, братья опубликовали первую часть рассказа, в которой Верити "раскрывает" преступление, под именем "Питера Энтони", а вторую в следующем номере журнала под псевдонимом "Дж. М. Каффин" (J. M. Caffyn, имя одного из эпизодических персонажей "Дракулы" Брэма Стокера)."Before and After", 1953
После написания третьего романа пути братьев разошлись. Питер Шеффер во второй половине 1950-х годов обратился к серьезной драматургии, которая и принесла ему всемирную славу. Наиболее известное в России его произведение — историческая драма "Амадей", посвященная легенде об отравлении Моцарта Сальери и получившая широкую популярность по экранизации Милоша Формана. Он был посвящен в рыцарское звание и скончался в 2016 году.
Энтони Шеффер, поначалу занимавшийся юридической практикой, а затем рекламными обзорами литературных новинок, в 1960-е годы также обратился к драматургии. В отличие от брата, он сохранил интерес к детективному жанру. Так, его пьеса"Сыщик"*посвящена интеллектуальному поединку знаменитого автора "невозможных" детективных романов (образу которого приданы отдельные черты Д. Д. Карра) с любовником его жены и содержит многочисленные отсылки к традиционным ходам детективных сюжетов. Широкую известность получили две экранизации этой пьесы Джозефом Манкевичем в 1972 году (с участием Лоуренса Оливье и Майкла Кейна) и Кеннетом Браной в 2007 году (с участием всё того же Майкла Кейна теперь уже в роли пожилого писателя и Джуда Лоу). В пьесе "Murderer" (1975) главный герой разыгрывает преступления знаменитых убийц прошлых веков, надеясь их превзойти. Наконец, в пьесе "Whodunit" (1977), как нетрудно понять из ее названия, показано традиционное убийство в загородном доме с двойным дном происходящего, а ведущий здесь следствие инспектор Боуден является поклонником Д. Д. Карра и пытается подражать доктору Феллу. Помимо пьес, Энтони Шеффер написал сценарии к ряду фильмов, в том числе к предпоследнему триллеру Хичкока "Исступление" (1972), экранизациям Агаты Кристи "Убийство в Восточном экспрессе" (1974), "Смерть на Ниле" (1978) и "Свидание со смертью" (1988), а также триллеру "Плетёный человек" (1973), основанному на детективной интриге. Он умер в 2001 году."Sleuth", 1970
Долгая и успешная карьера обоих братьев затмила их детективное творчество в молодости, тем более, что оба не делали попыток переиздать свои романы. Лишь после их смерти, в 2020 году "Женщина в платяном шкафу" была переиздана Мартином Эдвардсом в его серии "British Library Crime Classics" под именем её основного автора Питера Шеффера, а годом ранее Тони Медавар переиздал в сборнике "Bodies from the Library 2" рассказ "До и после". -
Библиография
- ×
Подробная информация во вкладках