А. Карвер “Автор мертв” Ну и кто теперь скажет, что жанр мертв? Вот отличный пример того, что невозможные преступления возможны и в современных реалиях. Правда сам автор сам себя опровергает, мол ему пришлось искусственно соорудить некий “вакуум” для того, чтобы запертые комнаты состоялись.
“— Когда-то запертых комнат было достаточно, чтобы заполнить целый город, — бормотала она, и её голос звучал как ветер на пустых улицах. — Метрополия охранялась блестящими детективами, которые специализировались на таких проблемах. Чья вина, что все эти комнаты уже заселены и забыты, детективы похоронены вмести со своими создателями, а их инструменты ржавеют напрасно? — Она вздохнула, и Алекс ощутила разочарование — разочарование читателя, любимый жанр которого почти исчез.
“Технология, наконец, опередила уловки преступников. Век тайн „ограниченного круга“, где все подозреваемые заперты в одном доме, закончен: волосок, чешуйка кожи в неправильном месте, и полиция немедленно изобличает преступника. — Её губы скривились от отвращения. — Именно поэтому современные криминальные романы — все о суровых городских бандитах, которые стреляют в жертву, а затем исчезают на городских улицах и их невозможно найти”. Неправда ли знакомое ворчание? И таких наших разговоров полно. Лично я обожаю такой фан-сервис, пусть это и чистой воды игра с читателем, причем с конкретными фанатами, но я это одобряю, такое тоже должно быть. Ощущения такие, как будто книгу написали по моему личному спец заказу, который мог выглядеть примерно так: “А вот можно, чтобы там было побольше запертых комнат, ну хотя бы три, а лучше четыре, и пусть все они будут запечатаны скотчем как у Карра в „Он никогда бы не убил Пейшнс“, только еще пусть будут заклеены замочные скважины, и пусть из одной такой комнаты исчезнет труп. Входную дверь нужно тоже запечатать скотчем. Также хочу какое-нибудь необычное убийство — например, подвешенный труп на воротах замка… Да, конечно, все должно происходить в замке на краю обрыва, чтобы с одной стороны море, а с другой снежная метель. Во дворе и на балконе нетронутый снег, само собой. А герои пусть будут… фанаты детективов, участники интернет форума, вместе с их любимым известным детективным писателем специалистом по невозможным преступлениям. И побольше рассуждений о жанре, отсылки к другим произведениям, но без спойлеров, чтобы поняли только те, кто читал, и обязательно упомянуть правила Нокса и Ван-Дайна, да это банально, но очень хочется. И пусть разгадка будет перед глазами, но не столь очевидная, а решения запертых комнат не сильно сложными… ну вы поняли, вы же тоже любитель запертых комнат”.
И если вы думаете, что я это все придумал, то нет, это действительно все есть в книге: запечатанные скотчем комнаты (во множественном числе), замок и труп на воротах, нетронутый снег и фанаты. Сложно представить себе более фанатский сюжет.
Прочитал с огромным удовольствием. Последнюю часть, после вызова читателю, когда одно за другим были разоблачены чудеса, я читал глубокой ночью запершись в чулане, ну… не буквально, конечно, но специально выбрал время, когда никто не будет мешать и можно будет смаковать финал. Это было правильным решением, потому что деталей много (хотя бы просто потому что чудес тоже много), а также потому что помимо самих решений подробно описаны все подсказки, а их достаточно, и мотив, за которым, как и должно быть целая история. В итоге удалось все внимательно впитать, восхититься и насладиться послевкусием. Чувствую себя миллионером гурманом, который может позволить себе самое дорогое и редкое вино к самому дорогому и редкому стейку из сказочного единорога. За что огромное спасибо переводчику-шеф-повару, приготовившему этот бриллиант. В итоге мне понравилось все и абсолютно ничего не покоробило, ибо это фанатская вещь и за такое я готов простить многое.
По ссылке
Aloha, иностранный рецензент сообщает, что легко расправился со всеми решениями, потому что уже было, и угадал “кто”, но не дошел до “почему”. У меня было с точностью до наоборот, я догадался примерно почему, во всяком случае понял часть истории убийцы, относительно решений даже близко ничего не приходило в голову (и слава богу!), а убийца и вовсе стал неожиданностью, тут я копился легко и с превеликим удовольствием.
“— Вот, значит, как, — пробормотала она про себя. Она забыла про Корнелия. Если отталкиваться от мотива, несколько мистерий, изложенных Автором, уже исчезли — исчезли как злой дух, которого она так нелепо боялась. Она открыла глаза, всё было великолепно. — Это настолько очевидно! — вздохнула она.
— Ты поняла? — прошептала Корнелия Кроу, её волнение просто било через край. — Ты можешь прокричать „Эврика“ — момент, ради которого и живут любители головоломок? Она наклонилась ближе. — Ты знаешь?
— Я… я думаю… — начала Алекс, её мысли бежали с такой скоростью, что у неё даже не было времени их проверить. — Да. Знаю. Не „как?“, не всё, но „почему?“. А отсюда думаю, что действительно знаю „кто?“.
— И это действительно честное решение? — настаивала Корнелия. — Не просто интуиция? Любой человек может вывести мотив из подсказок?
— Да, — решительно ответила Алекс. — Определённо. Он едва скрыт”. Современным сыщикам, решать запертые комнаты все сложнее и сложнее, их тупо становится больше на «квадратный метр» книги. Ведь все решения в книге разные. Но я бы не сказал, что все это было именно в таком виде. Так или иначе, все решения попадают в классификацию Карра (о чем в книге тоже конечно же рассуждают и много, и даже в конце прозвучал закономерный теоретический вопрос о том, а к какому разделу именно относится это решение), но детали и обстоятельства, и антураж, конечно, другие, поэтому я не согласен что это повтор. Хотя перекличка с другими авторами неизбежно возникает, и опытный читатель может дойти до решений, учитывая свой опыт. Как собственно это и сделали книжные сыщики. У вас тоже есть такая возможность, если вы читали Альтера, Баучера, другие книги с классическими решениями запертых комнат, а еще Булгакову (в плане мотива есть паралели). В данном случае автор использовал некий микс известных решений. Объективно говоря, два из способов (а точнее два элемента, которые входят в большие два решения) могут вызвать вопросы по части правдоподобности, но как я уже говорил это прощается за остальную красоту, ну и вообще, все всё прекрасно понимают, без некоторых натяжек даже лучшие из лучших не обходились. А вот идея
Спойлер: +|- с отверстием в свече
раньше мне не встречалась и это было приятным открытием, так просто и так ловко.
Еще раз повторюсь. Это отличный пример того, что и сейчас можно творить в жанре невозможного. Здесь нашлось место и новым идеям, и старым переработанным трюкам. Но самое главное выдержана сама атмосфера невозможности, без всякого традиционного намека на мистику, но в виде голой головоломки. В среде фанатов по-другому и быть не могло. Лично мне все понравилось, и даже беготня в финале, между прочим на эту удочку я тоже клюнул, это был хоть и мини, но твист.
И с тезисом героини книги о том, что жанр убит достижениями криминалистики, я не согласен. Известно множество способов убийств в запертой комнате, так чтобы не оставить даже микроскопические следы. Ну и вообще никто не мешает придумать свой “вакуумный мир” без этих бездушных криминалистов с порошками и кисточкой, в котором “запертых комнат будет достаточно, чтобы заполнить целый город”. В конце концов еще никто не отменял те же пресловутые отели, отрезанные от цивилизации снежной бурей. Справедливости ради, в прежние времена… да даже во времена русской классики, было полно “бульварного чтива[, массовой литературы, которая была настолько массовая, что гениальные книги были также незаметны, как и сейчас. Великий По умер в безвестности и нищете, а сейчас он величина. Вполне возможно, что прямо сейчас где-то родился будущий еще один “маэстро”, который будет творить в любимом жанре. А нам остается только верить и ждать, и искать такие вот бриллианты! А кто ищет, тот надет, и в вере этой обрящет, аминь.
Под спойлером нятяжки (куда-ж без них):
Спойлер: +|- себе представить, что человек способен воткнуть себе в спину нож, так чтобы еще какое-то время жить и производить довольно ответственные манипуляции для того чтобы создать очередную запертую комнату. Было бы эффектно, если бы он промахнулся и остался жить. Его бы извлекли из запертого “гроба”, и ему пришлось бы притворяться и врать, описывать как на него напали, он слышал звуки скотча… это бы еще больше запутало читателя. А потом сыщи такой указывает на лежащего раненого измученного человека со словами: вот убийца! Красиво же! По-моему, неплохая идея.
Вторая натяжка или скорее непонятная мне вещь. Как с помощью веревки можно заклеить дверь скотчем снаружи? Из объяснения я не понял, точнее примерно понял, но мне кажется это не должно работать.
"Сыщик без фантазии, что всадник без лошади, кричать "ура!" может, да скакать не на чем". Николай Леонов "Явка с повинной".