«Чудовище должно умереть» Неисповедимы пути Господни… Нет, это не начало проповеди. Не понимаю, как так получилось, что я только сейчас обратил внимание на эту книгу. Когда-то давно я читал «Дело мерзкого снеговика». Помню, что было неплохо, много копания сыщика в психологии действующий лиц, хорошие логичные рассуждения и концы с концами сведены профессионально, но вот сама идея ради чего писался этот детектив мелковата для целого романа, поэтому дальше знакомиться с автором не стал, ведь еще не читано было столько всего (как, впрочем, и сейчас и будет потом, но тем не менее приоритеты были в пользу других авторов). Но вот совершенно случайно я наткнулся на отзыв РШ, даже не помню, что я искал, и вообще, как так получилось. Просто провидение. Конечно, восторги РШ меня подкупили.
Собственно, почему я так рад? Начну из далека. Написано хорошо, увлекательно. Первая часть очень даже заманивает и затягивает читать дальше, ведь мало того, что это необычно так начинать классические детективы (с дневника человека, планирующего убийство), так это еще напомнило мне книги Чейза, это просто интересно читается, даже если бы до самого конца это был не классический детектив, а криминальный роман. Это, во-первых. Во-вторых, построение сюжета тоже необычное, я имею в виду переход на повествование от третьего лица, когда появляется сыщик и начинается расследование. Если не знать этого сначала был бы неплохой сюрприз. Это само по себе новаторство. Третий момент. Опытный читатель же понимает, что дневниковая часть написана не только как интересное вступление? Это необходимый для детективной схемы элемент, мастерски автором использованный и поданный. Четвертый момент. Один изо самых важных в этом произведении. Это видимо пока единственное произведение, где автор действительно соединил серьезную тему и детективный сюжет. И самое главное, серьезная тема — это не фон, это двигатель сюжета, а сюжет в ответ раскрывает тему. Т.е. нет серьезной темы – нет сюжета, нет сюжета – тема не раскрыта. Вы много таких книг знаете? Я ни одного. Разгадка как вы уже догадались соответственно ровно такая какая будет подтверждать выдвинутые в ходе раскрытия темы идей автора. Финал истории ровно тот который подтверждает, что ничего хорошего из таких идей не выйдет.
Единственное, чего мне бы хотелось от книги дополнительно к тому удовольствию, что я получил, это чтобы я НЕ догадался кто убийца. Интересных вариантов, наверное, было два (остальные были разжеваны, что выдает их очевидную ложную природу), и один из них тоже был озвучен до разгадки, стало быть… Ну вот. Но это мои проблемы, а не книги.
Тут нельзя не вспомнить различные дискуссии на темы: что такое серьезная литература, в каждой ли книге должна быть какая-то идея, в каждом ли детективе есть, что-то кроме голой схемы, наличие и (или) необходимость второстепенных тем (серьезных или не очень, как пресловутая любовная линия), которые толи добавляют детективу плюсов, толи наоборот его засоряют или заслоняют мешая насладиться красотой детективной схемы, и т.д. и т.п. Лично я придерживаюсь мнения, что хороший детектив не обязан иметь в себе ничего, что не связано непосредственно с детективным сюжетом, а очень часто попытки рассказать что-то большее чем детективную историю лишь откровенно вредят и действительно засоряют книгу. Мои «любимые характеристики от маркетологов или еще хуже от читателей – это больше чем детектив, это книга о людях, о жизни, о выборе, о том как тяжело жить, и о том, как важна в жизни цель и мотивация, семья и любимое дело, а дети это цветы жизни, а все плохие дяди заслуживают наказания. Если автор действительно пытался написать «книгу о жизни» в форме детектива, скорее всего у н его ничего не получилось.
Другой вид извращения – это искать глубокий философский смысл там, где его нет. Читаем порой в отзыве: «Автор задает известный пилатовский вопрос: в чем истина?» Реально такое видел про детектив на одном известном сайте, «чье имя нельзя называть», между прочим про Шоколадки Беркли. Вот знайте теперь, что это не просто детектив, а попытка найти ответ, может быть даже смысл жизни. Попытки читателей найти серьёзную тему там, где ее нет меня коробит не меньше, чем попытки самого автора выдать свою развлекательную литературу за что-то «действительно стоящее». Постоянно везде пишут, что рассказы Честертона про отца Брауна это философские притчи. А это не так, неа. Готов поспорить. А про авторов. Ну лицемерно же, если ты пишешь детектив (явно популярный развлекательный жанр), а потом стыдливо так говоришь, что это на самом деле не просто детектив, детектив это всего лишь форма, на самом деле это манифест против насилия, призыв к человечности, о судьбах поколений… Ну либо это ценичный маркетинг. Книга — это товар, читатели — это кошельки. Чем больше охват потенциальный читателей, тем больше размер потенциальной прибыли. Но для русского менталитета это еще хуже, когда ради «вечнозеленых» не то, что обмануть читателя, а конфетку у ребенка отобрать вообще не проблема.
Так, а к чему весь этот крик души. Так вот, Блейку удалось-таки в полной мере соединить серьезную тему и детективный сюжет без всяких оговорок и натяжек сову на глобус. В школе учили, что не существует литературных произведений без идей. Если в произведении нет идеи, то это графомания. Я не вижу проблему в произведениях без идей, если их идея в том, чтобы развлекать, щекотать центры удовольствий головного мозга. Но Блейку удалось сделать доселе мне казавшееся почти невозможным (а может быть даже и не нужным, даже вредным, особенно если делать это «кривыми руками») – он построил детектив вокруг серьезной темы. Реально. Без всяких «яки». Ну то есть буквально. Даже я это признаю, скептик по части «серьезной детективной литературы». Это редчайший случай, других я не знаю (или не признаю). И это хорошо. Это интересно. Это сильно и вызывает уважение. Действительно можно читать не как детектив, а как историю со смыслом. Но в тоже время это детектив и по форме и по содержанию, загадка с подсказками, сыщик и подозреваемые, расследование и версии, неожиданная развязка. И это хорошее чтение, как для неискушенного читателя, так и для более опытного, который считает почему этот детектив сильно отличается от других. Поэтому читать надо всем. И это само собой большой плюс этого детектива, то что можно почитать хороший детектив, а потом еще и подумать на предложенную автором тему, многие этого ищут, в том числе почему-то в детективах. Здесь это плюс, потому что серьезная тема не отдельно от детективного сюжета, а тесно с ним связана, поэтому процесс осмысления темы и получения удовольствия от детектива он тоже происходит одновременно, а поскольку это редкое явление, пожелаю это испытать всем. Для опытного читателя, книга в первую очередь представляет интерес как редкий экземпляр, чувство сродни чувству коллекционера, или может быть чувствам ученого, который наблюдает редчайшее явление, которое раньше было лишь голой не подтвержденной теорией.
Тут я должен предупредить, что собственно отзыв тут и должен закончится. Книга супер, всем читать. А дальше будет бред сумасшедшего. Да, я сама самокритичность.
Чувствую себя провокатором. Поймите меня правильно, это я не кипиша ради, ну вот пришла мне мысль в голову, и я ее думаю, и хочу с вами поделиться. РШ писал, что это один из трех самых виртуозно написанных детективов. Очень высокая оценка и я ее не собираюсь оспаривать.
Роджер Шерингэм писал(а):Несомненно, искушённый читатель может определить истинного устранителя "чудовища". Но суть книги, в принципе, не в этом. Скорее, это притча о добре и зле и о границах морали, это трагедия, но в то же время человеческая комедия. Но, несмотря на это, "Чудовище должно умереть" не перестаёт быть и прекрасным детективом.
С этой цитатой тоже не спорю, наоборот полностью согласен. Я вообще спорить не собираюсь. Я подвожу вот к какой мысли.
«Чудовище должно умереть» шедевр — это факт. НО! Получается, что книга шедевром стала благодаря всему тому, что напрямую не относится к детективу. Тут для меня вот какой парадокс. Если пресловутую любовную линию можно мысленно выкинуть из детективного сюжета, то без этих лишних элементов можно оценить детектив остался хороший или нет. Здесь такое не получается сделать, потому что невозможно представить детективный сюжет без заложенной в него не детективной идеи. Но в голове это не очень укладывается. А как так получилось, что ВЫДАЮЩИМСЯ детектив стал не благодаря тому, за что мы любим именно детектив (тут многое можно перечислить, ну хотя бы упомянем шикарную загадку), а благодаря тому, что ДЕТЕКТИВ СТАЛ ПРИТЧЕЙ.
Если мы
полюбили детектив-притчу
за притчу,
то полюбили ли мы детектив,
или мы полюбили только притчу?
Для меня это вопрос вопросов. Нет ли такого, что в этом редчайшем случае серьёзная тема ВСЕ РАВНО перетягивает на себя одеяло, но только делает это виртуозно, так, что читатель думает, что это классный детектив, а на самом то деле это классная серьезная литература, где детективный сюжет действительно помогает раскрыть тему, что само по себе просто невероятно (с практической точки зрения).
А если случится так, что читатель не разглядит притчу, то, возможно и такое, что он решит – мол, не плохой в общем-то детектив, но мог быть лучше, ведь убийцу угадать не сложно. Не сложно кстати благодаря тому, что именно так выстраивается сюжет, а выстраивается он именно так, благодаря идейной составляющей сюжета, т.е. благодаря серьезности заложенной темы. Если считать «угадывание убийцы» серьезным недостатком, то получится что идейность вредит?
Поскольку в данном конкретном случае невозможно разделить идею книги от детективного сюжета, то возможно ли оценить, насколько детектив выдающийся без оценки насколько хорошо раскрыта идея. Тогда получается так: если идея раскрыта, то и детектив хорош.
У меня нет ответов на собственные вопросы, я лишь только рассуждаю. Возможно, это все полная хрень и данный детектив выдающийся уже ТОЛЬКО за то, что является детективом-притчей, что во-первых, невероятная редкость (именно такого качества, а то многие скажут, что такого на самом деле полно), а во-вторых, сделано так виртуозно, что действительно без притчи и детектива бы не получилось. Короче Блейк молодец, он заставляет задуматься, причем лично меня заставляет задуматься над жанром, а не над вопросами, которые ставятся в произведении. Странно это все.
И еще позанудствую. Ну ведь не каждая тема подойдет для такого тесного симбиоза с детективом. Философская дилемма возможности убийства ради общего блага как нельзя лучше подходит для детектива не правда ли? Во многих детективах эта мысль возникает, но никто не пытался дать ответ в виде детективного сюжета, во всяком случае настолько качественно. Ну, то есть я хочу сказать, что есть «подходящие» темы. Можно ли раскрыть абсолютно любую тему с помощью детективного сюжета, но обязательно без ущерба для детектива? Я очень сомневаюсь. Но опять же, может я чего-то не знаю, как не знал, что есть замечательное «Чудовище должно умереть». И вообще многие считают, что детектив любовной линией не испортишь, как кашу маслом. Так что нечего брюзжать. Скажите мне честно, мой случай это уже клиника или еще есть надежда?
"Сыщик без фантазии, что всадник без лошади, кричать "ура!" может, да скакать не на чем". Николай Леонов "Явка с повинной".