Луи Байяр ‘Черная башня’ В романе две сюжетные линии. Впрочем, довольно быстро выясняется, что они тесно связаны.
1795 год. Только что свершилась Великая Французская революция. Казнены король Людовик XVI и его супруга Мария Антуанетта. Знаменитого доктора Эктора Карпантье вызывают в тюрьму Тампль, она же ‘Черная башня’, к малолетнему узнику Шарлю Луи, их сыну.
1815 год. Только что окончательно свергнут Наполеон, и на французском троне воцарился престарелый Людовик XVIII. В дом к студенту-медику Эктору Карпантье является знаменитый французский сыщик, (а в прошлом уголовный преступник) Эжен Франсуа Видок, которого Википедия называет ‘отцом уголовного розыска в его современном виде’. Видок сообщает Эктору, что накануне был зверски убит некий Кретьен Леблан, при котором нашли клочок бумаги с адресом ‘доктора Эктора Карпантье’. Эктор никогда ничего не слышал о таком человеке, а в морге убеждается, что никогда его и не видел. Однако других докторов по имени Эктор Карпантье в Париже нет. Вместе с Видоком наш студент начинает выяснять, как он связан с покойным, чего тот хотел от него, а также кому и почему помешал сам Леблан. Впрочем, вскоре выясняется, что это – далеко не самая главная тайна, которую им предстоит раскрыть.
Роман Байара представляет собой микс 2-х жанров.
Во-первых, исторический детектив, в котором, как это нынче модно расследование ведет реальное историческое лицо. Кто только не выступал в этой роли! Авторы детективов: Конан Дойль, Агата Кристи и Эдгар По — раз они пишут про сыщиков, должны и сами что-то понимать в этом деле. Философы: Кант и Декарт — они люди умные, умеют мыслить логически, значит и детективную загадку решить вполне смогут. У очень симпатичного мне английского писателя Роберта Барнарда поисками убийцы занялся... Моцарт. У Даниэля Клугера — юный Владимир Ульянов. В романе Байара, что выглядит гораздо более логичным, преступников ловит тот, кому это положено по долгу службы, то есть Видок.
Во-вторых, это авантюрный роман, в лучших традициях Дюма и других классиков жанра. Чего тут только нет: наемные убийцы, двойники, хитроумные интриги. Где-то за сценой скрывается загадочный злодей: никто не видел его лица, и даже нанятые им головорезы знают лишь его прозвище — ‘Месье’. Сюжет раскручивается с невероятной быстротой, одни опасные приключения сменяются другими. Герои то и дело оказываются на краю гибели, но, разумеется, в последний момент приходит спасение. В самом конце, когда все уже как будто выяснилось и непонятно лишь, чем автор собирается занять еще сотню страниц, вдруг следует еще один твист, переворачивающий все с ног на голову. А потом еще...
Байар вернул мне детскую радость от увлекательной книги, когда не можешь заснуть, пока не узнаешь, что же там дальше. Его герои живые, особенно великолепный Видок, который и серыми клеточками работать умеет, и кулаками, и даже фехтовать, легко меняет личины (привет от Шерлока Холмса), да и прежние уголовные навыки еще не позабыл. Хороши и его подручные, набранные из бывших коллег по преступному прошлому, ибо Видок полагал, что никто не справится с преступниками лучше, чем другие преступники. Да и главный герой, Эктор Карпантье-младший, глазами которого мы видим все события, вышел вовсе не таким бледным, какими часто бывают молодые и наивные герои таких романов. И оказался способен удивить не только Видока, но и читателя.
Персонажи думают, говорят и ведут себя, как люди XIX века (ну, по крайней мере, в моем представлении).
И еще один большой плюс книги, на мой вкус в том, что автор, придумав замечательную загадку
Спойлер: +|-Кто такой Шарль Рапскеллер — ловкий мошенник или чудом спасшийся Шарль-Луи, законный король Франции?
не дает на нее однозначной разгадки.
И правда, как сказал один раввин, своему ученику:
— Зачем портить такой замечательный вопрос ответом.
Книга мне очень понравилась, и я с удовольствием предвкушаю знакомство с другим романом этого автора.
Чтение было для меня наилучшим средством против неприятностей в жизни.
Шарль Луи де Монтескьё