Автор Борис Карлович » 25 окт 2021, 12:43
Рецензия на "Дом с синей комнатой" с одного из западных ресурсов.
Аосава, видная и богатая семья, устраивает вечеринку, чтобы отпраздновать два важных события: хозяину дома, уважаемому врачу в общине, чья клиника пристроена к семейному дому, исполняется 60 лет, и его матери также исполняется 88. Из-за масштабности праздника дом открыт для всех, и также приглашены все соседи. Гостям раздают еду и подают напитки. Неожиданный подарок в виде рисового вина и лимонада приходит вместе с поздравительной открыткой от старого друга семьи. Никто не подозревает, что бутылки были отравлены. К концу дня погибнут 17 человек, шестеро из них - дети. Хисако, невероятно красивая и слепая дочь хозяина дома, оказывается единственным выжившим членом семьи. Она ничего не ест и не пьет и, как следствие, остается совершенно невредимой. Трое соседских детей, которые опоздали на вечеринку, вызывают полицию.
Одиннадцать лет спустя один из этих детей напишет книгу об этом событии. Якобы в рамках своей университетской диссертации Макико Сайга возвращается в события своего детства, чтобы взять интервью у всех, кто еще помнит убийства Аосавы. Результатом стал роман «Забытый фестиваль», сразу же ставший бестселлером.
Книга Сайги позиционируется как вымышленный рассказ о реальном событии, и ее автор принимает противоречивое решение оставить концовку открытой, не пытаясь разрешить множество несоответствий и загадок, которые присутствовали в этом деле. “Независимо от того, насколько писатель старается придерживаться правды, понятие научной литературы - это иллюзия. Все, что может существовать, - это вымысел, видимый глазу”. Не заинтересованная в славе, Сайга отказывается от всех интервью и дает указание своему издателю не разглашать ее контактную информацию. Она больше никогда не напишет ни одной книги, продолжая жить нормальной, даже скучной жизнью.
Но это все предыстория. Действие книги Рику Онды "Дом с синей комнатой" разворачивается через 10 лет после публикации "Забытого фестиваля" и через 30 лет после того, как произошли убийства. История в основном рассказывается посредством серии односторонних интервью, повторяющих опрос людей, у которых Сайга брала интервью для своей книги 10 лет назад. Читателю предоставляются только ответы - транскрипция беседы, в которой опущены вопросы и человек, их задающий. Личность этого таинственного интервьюера становится еще одной частью многогранной головоломки. Он или она остается темной фигурой, скрывающейся за пределами страницы до последних глав.
Эта схема романа, к которой нужно немного привыкнуть. Искусственность обстановки, пробелы в разговорах и тревожная иллюзия, когда собеседники обращаются к кому-то, кого читатель не знает, должны выводить его из равновесия. Онда успешно структурирует монологи своих персонажей, чтобы подразумевать присутствие второй стороны в разговоре, но эти главы все равно читаются как стенограммы — что сделано намеренно. Поступательный импульс сюжета с его, казалось бы, бесконечным потоком информации течет непрерывно и беспорядочно. Информация из прошлого - газетные статьи, воспоминания от третьего лица и отрывки из «Забытого фестиваля» чередуются с интервью в сегодняшнем времени, создавая водоворот, через который пробирается читатель. Нелинейный сюжет только запутывает и без того сложную повествовательную структуру, Онда словно прыгает вокруг разгадки, подходя к истине с совершенно разных сторон.
Англоязычный перевод привлекает читателя, но его трудно оценить из-за структуры оригинального романа. Поскольку каждый его элемент подчинен головоломке, художественный текст и персонажи в тайнах хонкаку и син-хонкаку, как правило, недостаточно развиты. Это тоже делается специально. Тем не менее Онда выделяется среди соратников по жанру тем, что она глубже, чем большинство, вникла в психику своих персонажей, и роман только выигрывает, когда автор ставит вопросы, которые сосуществуют рядом с загадками самого убийства. Кто этот таинственный интервьюер и какова его роль в этой истории? Почему Макико Сайга написала "Забытый фестиваль"? Какую роль, если таковая вообще была, сыграла Хисако в смерти своей семьи? И, если бы она была замешана, на что бы она пошла, чтобы скрыть правду?
Мода, по определению, меняется; литературная мода не является исключением. По мере развития технологий и ресурсов, доступных правоохранительным органам, развивался и жанр детективов. Судебно-медицинские доказательства и видеоматериалы отвлекли внимание от дедуктивных рассуждений. В современном мире, где кадры с дорожных камер или оставленный на месте преступления волосяной фолликул могут точно определить убийцу, писатели находят способы компенсировать эту техническую развитость. Убийства становятся более изощренными, а убийцы - более психологически причудливыми. Головоломки заменяются искусно построенными играми в кошки-мышки между потенциальными профайлерами и серийными убийцами. В наши дни в иерархии важности персонажи имеют приоритет над сюжетом. И каждый писатель надеется на продолжительную серию своих книг, следуя этим негласным правилам.
Есть и обходные пути. Писатели помещают свои истории в прошлое, изгоняют своих полицейских на отдаленный аванпост без доступа к лабораториям или просто полностью игнорируют современную криминалистику. Вы часто найдете эти допущения в романах хонкаку и син-хонкаку. У них есть и другие общие черты: многие из них происходят в послевоенной Японии, основаны на головоломках с запертой комнатой и написаны как несерийные книги. Часто в тексте встречаются рисунки, диаграммы и схемы. Но мало какая книга может претендовать на то, чтобы быть такой же многослойной, как "Дом с синей комнатой", сюжет которой слоями раскрывается в быстрой последовательности один за другим, и каждый из которых должен быть отсеян из потока информации и заново собран воедино не кем иным, как самим читателем.
Рику Онда взяла дилемму запертой комнаты и вывернула ее наизнанку. Ее место преступления - вечеринка, где люди постоянно приходят и уходят. Нам с самого начала сообщили личность предполагаемого убийцы. Только главная гордость син-хонкаку — проблема, связанная с невозможностью что-либо совершить — остается нетронутым. Ожидается, что читатель обратит внимание на цепочку произошедших событий, чтобы ответить, как этот конкретный человек при данном наборе ограничений мог спланировать и совершить такое сложное преступление. Как могла невинная молодая девушка, всеми любимая, слепая и никогда не оставляемая без присмотра, организовать массовое убийство? С этой целью каждый опрошенный персонаж функционирует как комната в тщательно продуманном доме памяти, который Онда тщательно построила для нас, чтобы мы могли сами его исследовать.
Читатели обожают авторские ловушки в самом конце книги, когда уже все было сказано и сделано. И чем более тщательно эта ловушка сооружена, тем только лучше. Потому что даже если мы не найдем решения (и действительно, скольким людям удастся верно опередить загадочного автора расследования до окончательного откровения, на котором основана его или ее история?) мы все равно получаем удовольствие от возможности признать и восхититься хитроумностью автора этой книги, раз уж нам не удалось восхититься хитроумностью своей собственной.
"Я прочел уж не один десяток детективных романов, джентльмены, и поэтому говорить, что я малообразован, – это клевета!"
Найо Марш "Выпить и умереть"
- За это сообщение автора Борис Карлович поблагодарили: 8
- afanasev (25 окт 2021, 16:57) • buka (25 окт 2021, 19:25) • Mrs. Melville (26 окт 2021, 05:15) • pifir (20 ноя 2021, 04:56) • Герцог Денверский (25 окт 2021, 13:06) • Гоша (31 окт 2021, 17:38) • Ser (24 ноя 2021, 17:52) • Леди Эстер (25 окт 2021, 13:01)