О Бахус! О моя древняя шляпа!
Добро пожаловать на форум «Клуб любителей детективов» . Нажмите тут для регистрации

  • Объявления администрации форума, интересные ссылки и другая важная информация
КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ ДЕТЕКТИВОВ РЕКОМЕНДУЕТ:
КЛАССИКИ ☞ БАУЧЕР Э.✰БЕРКЛИ Э. ✰БРАНД К. ✰БРЮС Л. ✰БУАЛО-НАРСЕЖАК ✰ВУЛРИЧ К.✰КАРР Д.Д. ✰КВИН Э. ✰КРИСТИ А. ✰НОКС Р.
СОВРЕМЕННИКИ ☞ АЛЬТЕР П.✰БЮССИ М.✰ВЕРДОН Д.✰ДИВЕР Д.✰КОННЕЛЛИ М.✰НЕСБЁ Ю.✰ПАВЕЗИ А.✰РОУЛИНГ Д.✰СИМАДА С.

В СЛУЧАЕ ОТСУТСТВИЯ КОНКРЕТНОГО АВТОРА В АЛФАВИТНОМ СПИСКЕ, ПИШЕМ В ТЕМУ: "РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАСТНИКОВ ФОРУМА"

АЛФАВИТНЫЙ СПИСОК АВТОРОВ: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


  “ДЕТЕКТИВ — ЭТО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЖАНР, ОСНОВАННЫЙ НА ФАНТАСТИЧНОМ ДОПУЩЕНИИ ТОГО, ЧТО В РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ГЛАВНОЕ НЕ ДОНОСЫ ПРЕДАТЕЛЕЙ ИЛИ ПРОМАХИ ПРЕСТУПНИКА, А СПОСОБНОСТЬ МЫСЛИТЬ” ©. Х.Л. Борхес

Детектив: история и теория.

Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Доктор Фелл » 06 сен 2009, 14:50

В эту тему будем помещать любую интересную "теоретическую" информацию о детективе. Иногда это бывает довольно интересно ...
‘И сказал По: да будет детектив. И возник детектив. И когда По увидел, что создал, он сказал: и вот хорошо весьма. Ибо создал он сразу классическую форму детектива. И форма эта была и останется во веки веков истинной в этом бесконечном мире’. © Эллери Квин.

За это сообщение автора Доктор Фелл поблагодарили: 2
DeMorte (29 сен 2017, 14:13) • Шурик (22 авг 2014, 15:51)
Рейтинг: 12.5%
 
Аватар пользователя
Доктор Фелл
Хранитель Форума
 
Автор темы
Сообщений: 9320
Настроение: СпокойныйСпокойный
Стаж: 186 месяцев и 15 дней
Карма: + 104 -
Откуда: Россия, Москва
Благодарил (а): 943 раз.
Поблагодарили: 1940 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Доктор Фелл » 08 апр 2021, 12:48

Доктор Немо писал(а):  Я вот, честно говоря, не считаю “железное алиби” отдельным, менее популярным поджанром
  Так ведь в этом то и вопрос. Почему ни одна “фишка” (о которых мы тут говорили и о которых нет) не получила такой “награды” как невозможное преступление — практически отдельный поджанр детективной беллетристики.
  Леди Эстер, это как бы подтверждает мою теорию на ответ “почему”.
‘И сказал По: да будет детектив. И возник детектив. И когда По увидел, что создал, он сказал: и вот хорошо весьма. Ибо создал он сразу классическую форму детектива. И форма эта была и останется во веки веков истинной в этом бесконечном мире’. © Эллери Квин.
Аватар пользователя
Доктор Фелл
Хранитель Форума
 
Автор темы
Сообщений: 9320
Настроение: СпокойныйСпокойный
Стаж: 186 месяцев и 15 дней
Карма: + 104 -
Откуда: Россия, Москва
Благодарил (а): 943 раз.
Поблагодарили: 1940 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Роджер Шерингэм » 08 апр 2021, 13:12

  Доктор Немо
  Лично я тоже считаю "железное алиби" одним из подвидов "невозможности". Так же как "следы на снегу/песке", исчезновения и появления объектов на глазах у публики и прочее, что не укладывается в "запертую комнату". Причём "запертая комната" благодаря Карру и его последователям отлично систематизирована, а вот с прочими "невозможностями" сложнее.
  Но "железное алиби", действительно, как-то не осмыслено в качестве "невозможности". Причина, наверное, в том, что большинство мастеров "железного алиби" (кроме японцев) себя не причисляли к "невозможным" авторам, а главные классики "невозможностей", наоборот, не слишком интересовались алиби.

  И вообще, мне кажется, тут надо ставить вопрос о том, почему "невозможный" поджанр не только появился, но и сохранился как направление. Взять "научный" детектив - это было вполне себе направление со своими классиками. Или humdrum - тоже направление со своими ведущими авторами и особой традицией (как показывает недавняя книга Кёртиса Эванса). Но потом почти весь британский детектив стал уныло-полицейским, и humdrum растворился в этой массе.
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...
Аватар пользователя
Роджер Шерингэм
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4495
Стаж: 186 месяцев и 14 дней
Карма: + 85 -
Откуда: Edinburgh-of-the-Seven-Seas
Благодарил (а): 252 раз.
Поблагодарили: 2043 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Доктор Фелл » 08 апр 2021, 13:19

Роджер Шерингэм писал(а):  И вообще, мне кажется, тут надо ставить вопрос о том, почему "невозможный" поджанр не только появился, но и сохранился как направление.
  Моя версия не дает ответа? Хотя бы частично.
‘И сказал По: да будет детектив. И возник детектив. И когда По увидел, что создал, он сказал: и вот хорошо весьма. Ибо создал он сразу классическую форму детектива. И форма эта была и останется во веки веков истинной в этом бесконечном мире’. © Эллери Квин.
Аватар пользователя
Доктор Фелл
Хранитель Форума
 
Автор темы
Сообщений: 9320
Настроение: СпокойныйСпокойный
Стаж: 186 месяцев и 15 дней
Карма: + 104 -
Откуда: Россия, Москва
Благодарил (а): 943 раз.
Поблагодарили: 1940 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Роджер Шерингэм » 08 апр 2021, 13:40

доктор Фелл писал(а):  Моя версия не дает ответа? Хотя бы частично.

  Ну, я почему humdrum упомянул. Поджанр останется поджанром, пока он не мейнстрим. Если представить себе ситуацию, при которой детектив станет обязательно включать "невозможность", то и поджанра такого не будет :)
  Поэтому, думаю, тут ещё тот момент, что "невозможность" стала существовать как такой детектив для гурманов на фоне общего упрощения жанра. Вот и появилась востребованная ниша.
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...
Аватар пользователя
Роджер Шерингэм
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4495
Стаж: 186 месяцев и 14 дней
Карма: + 85 -
Откуда: Edinburgh-of-the-Seven-Seas
Благодарил (а): 252 раз.
Поблагодарили: 2043 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Доктор Фелл » 08 апр 2021, 13:47

  Роджер Шерингэм. Для начала объясни что такое humdrum. Перевод “в лоб” многого не объясняет. Возможно я не совсем верно понимаю этот термин и поэтому не совсем понимаю твою мысль.
‘И сказал По: да будет детектив. И возник детектив. И когда По увидел, что создал, он сказал: и вот хорошо весьма. Ибо создал он сразу классическую форму детектива. И форма эта была и останется во веки веков истинной в этом бесконечном мире’. © Эллери Квин.
Аватар пользователя
Доктор Фелл
Хранитель Форума
 
Автор темы
Сообщений: 9320
Настроение: СпокойныйСпокойный
Стаж: 186 месяцев и 15 дней
Карма: + 104 -
Откуда: Россия, Москва
Благодарил (а): 943 раз.
Поблагодарили: 1940 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Роджер Шерингэм » 08 апр 2021, 14:47

  доктор Фелл
  Кёртис Эванс рассматривает в своей книге как самых ярких представителей Роуда, Крофтса и Коннингтона. В принципе, сюда же относится Генри Уэйд и другие подобные авторы, многие из которых совсем у нас неизвестны. В общем, процедурный детектив, уделяющий тщательное внимание описанию процесса следствия даже в ущерб загадке. Чаще всего полицейский, иногда с научным уклоном.
  Определение это потом, как пренебрежительное, дал Дж. Саймонс, долгое время это направление считалось второстепенным относительно более "игровых" мастеров Золотого века. Но последнее время в Англии наблюдается всплеск интереса к этим авторам как к забытому направлению, куча переизданий и похвальных отзывов.
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...
Аватар пользователя
Роджер Шерингэм
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4495
Стаж: 186 месяцев и 14 дней
Карма: + 85 -
Откуда: Edinburgh-of-the-Seven-Seas
Благодарил (а): 252 раз.
Поблагодарили: 2043 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Доктор Фелл » 08 апр 2021, 15:01

  Роджер Шерингэм
  Я понял. Хотя, честного говоря, процедурный детектив (ведь если дословно “в лоб” переводить humdrum, то это будничный, банальный и т.д.) это понятие чересчур широкое. Дивер, Коннелли и так далее. То есть очень многие “полицейские” детективы. Даже Гарднера можно вспомнить — процедура судебного заседания. А уж насколько сюда подходить классический вариант honkaku, даже обсуждать, по-моему, нет смысла.
  Честно говоря, даже никогда не задумывался (вернее даже не знал), что есть такой отдельное направление.
‘И сказал По: да будет детектив. И возник детектив. И когда По увидел, что создал, он сказал: и вот хорошо весьма. Ибо создал он сразу классическую форму детектива. И форма эта была и останется во веки веков истинной в этом бесконечном мире’. © Эллери Квин.
Аватар пользователя
Доктор Фелл
Хранитель Форума
 
Автор темы
Сообщений: 9320
Настроение: СпокойныйСпокойный
Стаж: 186 месяцев и 15 дней
Карма: + 104 -
Откуда: Россия, Москва
Благодарил (а): 943 раз.
Поблагодарили: 1940 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Роджер Шерингэм » 08 апр 2021, 15:09

  доктор Фелл
  Вот лично я тоже сомневаюсь, что правомерно объединять "научный" детектив с сыщиками-любителями-учёными а-ля Фримен и Роуд и процедурно-полицейский детектив. Саймонс их явно объединял по принципу нудности для него как читателя :)
  Но - специалисты пишут, им и карты в руки.
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...
Аватар пользователя
Роджер Шерингэм
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4495
Стаж: 186 месяцев и 14 дней
Карма: + 85 -
Откуда: Edinburgh-of-the-Seven-Seas
Благодарил (а): 252 раз.
Поблагодарили: 2043 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Доктор Фелл » 08 апр 2021, 15:29

Роджер Шерингэм писал(а):  Саймонс их явно объединял по принципу нудности для него как читателя :)
  ЖЕСТЬ! Ржунимагу :yahoo:
  Но, если серьезно, то процедурно-полицейский детектив не равно нудность. Если у писателя хороший “почерк”, то вся эта внутренняя “кухня” — процесс законодательной базы на основе улик, фактов и так далее, довольно интересен.
  Кстати. “Научный детектив”, который так развивался во времена золотого века, как мне кажется просто вписался в то время по простой причине — техническая революция, развитие технологий. Сейчас, опять же, чистое ИМХО, он трансформировался в основном в “медицинский”. Все эти врачи, психологи, новые технологии изучения останков, ДНК и так далее. Те есть, все то же развитие технологий.
  Так или иначе, все таки, в уже устоявшиеся направления (классический английский, крутой, психологический... допустим еще полицейский, и уж тем более, наше все “ impossible crimes”) они не включаются.
  
‘И сказал По: да будет детектив. И возник детектив. И когда По увидел, что создал, он сказал: и вот хорошо весьма. Ибо создал он сразу классическую форму детектива. И форма эта была и останется во веки веков истинной в этом бесконечном мире’. © Эллери Квин.
Аватар пользователя
Доктор Фелл
Хранитель Форума
 
Автор темы
Сообщений: 9320
Настроение: СпокойныйСпокойный
Стаж: 186 месяцев и 15 дней
Карма: + 104 -
Откуда: Россия, Москва
Благодарил (а): 943 раз.
Поблагодарили: 1940 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Роджер Шерингэм » 21 июн 2021, 11:55

Обнаружил сущий перл.
Как положено, престижный литературный журнал, автор - кандидат наук, человек из высокоинтеллигентной тусовки и т.д. Основная идея вполне ожидаема - детектив беее, а вот Ф.Д.Джеймс настоящая литература.
https://magazines.gorky.media/zvezda/20 ... ektiv.html
Но одно место просто прекрасно.
Это проза, идущая по дороге, проложенной Грэмом Грином. Не случайно Джеймс не раз его упоминает. Правда, ее романы не без ахиллесовой пяты всякого детектива — хеппи-энда, без которого, кстати, обходился Грэм Грин, отчего его романы с детективным сюжетом детективами все-таки не назовешь.

Что интеллигентная бабуля не относит Грина к детективам, это хорошо.
Но что такое вредный "хеппи-энд" в детективе, с её точки зрения? По-видимому, наличие разгадки?
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...
Аватар пользователя
Роджер Шерингэм
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4495
Стаж: 186 месяцев и 14 дней
Карма: + 85 -
Откуда: Edinburgh-of-the-Seven-Seas
Благодарил (а): 252 раз.
Поблагодарили: 2043 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Доктор Фелл » 21 июн 2021, 12:11

  “Вредный “Happy End” — это когда дохнет не только преступник, но и другие (до сих пор остававшиеся в живых персонажи. А значит есть, судя по рассуждению “латунского”, “полезный “Happy End” — боюсь предположить что это.
  Я просто просмотрел статью. Штамп на штампе и штампом погоняет. Опять “ облегченное чтение, чтиво” (невольно вспомнил фразу их известного фильма: “легонькая промышленность); противопоставление “высокой” литературы и “легонькой”. Короче... :crazy:
‘И сказал По: да будет детектив. И возник детектив. И когда По увидел, что создал, он сказал: и вот хорошо весьма. Ибо создал он сразу классическую форму детектива. И форма эта была и останется во веки веков истинной в этом бесконечном мире’. © Эллери Квин.
Аватар пользователя
Доктор Фелл
Хранитель Форума
 
Автор темы
Сообщений: 9320
Настроение: СпокойныйСпокойный
Стаж: 186 месяцев и 15 дней
Карма: + 104 -
Откуда: Россия, Москва
Благодарил (а): 943 раз.
Поблагодарили: 1940 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Роджер Шерингэм » 21 июн 2021, 12:31

И это типа публицистика, а то ведь есть ещё "наука".
Например, вот. Статья про образ рассказчика в криминальной литературе. В журнале серьёзного вуза. У автора степень, полученная в том же серьёзном вузе, за диссертацию по теории детектива, и книга на основе этой диссертации.
https://cyberleninka.ru/article/n/rassk ... literature
Открываем статью и читаем:
Рассказчик-комментатор крутого детектива о деталях своей внешности сообщает всегда. Особо отмечается высокий рост и немалый вес крутого сыщика, обычно больше восьмидесяти кг. Несмотря на такой вес, сыщик должен быть достаточно подвижен, чтобы бегать, преодолевать физические препятствия и драться. В отличие от рассказчика в классическом детективе, он дерется обязательно, и часто получает от этого удовольствие.
В классическом детективе возможно, а в крутом почти обязательно наличие любовной линии, связанной с рассказчиком.
В отличие и от комментатора классического детектива, и от Шерлока Холмса, которому, несмотря на аскетизм его пребывания в пещере, требовался чистый воротничок, крутой сыщик часто ведет расследование небритым, иногда в поношенной одежде и, как правило, не на трезвую голову, по которой, прежде чем его осенит, обязательно бьют.


С диссертацией, кому интересно, тоже можно ознакомиться.
http://detective.gumer.info/txt/kirilenko.pdf
Там есть мудрая мысль, что наличие "запертой комнаты" не является обязательным признаком детектива.
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...
Аватар пользователя
Роджер Шерингэм
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4495
Стаж: 186 месяцев и 14 дней
Карма: + 85 -
Откуда: Edinburgh-of-the-Seven-Seas
Благодарил (а): 252 раз.
Поблагодарили: 2043 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Доктор Фелл » 21 июн 2021, 13:22

Роджер Шерингэм.  Скажу очень коротко: может мне написать диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук? А научным руководителем будут все участники, которые высказывали свои мысли в этой теме (впрочем, не только в этой). А ты поможешь мой текст (который никогда у меня не не бывает серьезным) превратить в сухой академический. :crazy:
‘И сказал По: да будет детектив. И возник детектив. И когда По увидел, что создал, он сказал: и вот хорошо весьма. Ибо создал он сразу классическую форму детектива. И форма эта была и останется во веки веков истинной в этом бесконечном мире’. © Эллери Квин.
Аватар пользователя
Доктор Фелл
Хранитель Форума
 
Автор темы
Сообщений: 9320
Настроение: СпокойныйСпокойный
Стаж: 186 месяцев и 15 дней
Карма: + 104 -
Откуда: Россия, Москва
Благодарил (а): 943 раз.
Поблагодарили: 1940 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Роджер Шерингэм » 03 ноя 2021, 12:54

Вниманию коллег, в Перми выпустили сборник памяти Петра Алексеевича. Помимо положенных в подобных изданиях воспоминаний и просто писаний коллег на любые темы, которые авторам больше некуда пристроить, там есть две его статьи: "Детективный жанр и понятие чуда" (весьма необычный угол зрения на эту проблему) и "Детектив и Майн Рид", а также ряд заметок по теме (некоторые из них, несомненно, происходят с нашего форума, но далеко не все).
Текст есть тут:
http://detective.gumer.info/txt/moiseev-16.pdf
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...

За это сообщение автора Роджер Шерингэм поблагодарили: 10
afanasev (03 ноя 2021, 14:34) • buka (03 ноя 2021, 18:31) • igorei (04 ноя 2021, 19:54) • Mrs. Melville (04 ноя 2021, 12:34) • Гастингс (03 ноя 2021, 21:53) • vldmrvch (05 ноя 2021, 22:02) • киевлянка (03 ноя 2021, 13:46) • Полковник МАРЧ (03 ноя 2021, 13:19) • Виктор (03 ноя 2021, 13:38) • Леди Эстер (03 ноя 2021, 17:24)
Рейтинг: 62.5%
 
Аватар пользователя
Роджер Шерингэм
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4495
Стаж: 186 месяцев и 14 дней
Карма: + 85 -
Откуда: Edinburgh-of-the-Seven-Seas
Благодарил (а): 252 раз.
Поблагодарили: 2043 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Роджер Шерингэм » 07 фев 2022, 19:28

Некоторые беглые заметки, нуждающиеся, конечно, в дальнейшем обдумывании.
Вальтер Скотт не ассоциируется с детективным жанром, что вполне справедливо. В отличие от многих авторов той эпохи, он никоим образом не связан с той тенденцией, которая под пером По позволила появиться детективу. В то же время некоторые особенности его творчества, по-видимому, повлияли на часть произведений "Золотого века", но не в детективном отношении, а скорее в той части, без которой можно было бы и обойтись.
Как нетрудно заметить, сюжет большинства романов Вальтера Скотта, независимо от места и времени действия, в целом построен по определённому шаблону. В этот шаблон входят:
а) наивный положительный, но лишённый каких-то ярких черт молодой герой, который попадает в непривычное для себя место, где оказывается поневоле втянутым в сложившуюся там конфликтную ситуацию (при этом главный герой организует своим присутствием сюжет, поскольку описываются преимущественно события, в которых он принимает участие, но не является рассказчиком "от первого лица");
б) возникающая в ходе этой конфликтной ситуации любовная линия, в которой главный герой и героиня оказываются разделены некими препятствиями (угрозой жизни/репутации кого-либо из них или барьером взаимного непонимания), но воссоединяются в конце;
в) "таинственный помощник" (как это называют литературоведы), который благодаря своим выдающимся в каком-либо отношении способностям успешно содействует герою в разрешении проблем и, соответственно, любовной линии;
г) знаменитые личности, с которыми пересекается главный герой (во многих случаях такая личность и есть "таинственный помощник").
Кроме того, есть ещё несколько шаблонных пунктов, относящихся к взглядам Скотта на историю или его манере письма, но речь идёт только о тех, с помощью которых строится приключенческая линия. При этом необходимо заметить, что цель Скотта, в первую очередь, описать не приключения и любовную линию главного героя, а некие существенные события (в случае Скотта, обычно, исторические). Герой является лишь способом показать эти события читателю через его участие в них и, главное, "непредубеждёнными", в силу наивности героя, глазами.
Шаблон Скотта создал типичный сюжет приключенческого романа, от которого так или иначе ещё долго отталкивались позднейшие классики жанра. По-видимому, именно этот шаблон и воскрес в англоязычном детективе 1930-х годов, когда авторы стали тяготиться традиционным "Ватсоном"-рассказчиком, как один из вариантов решения этой проблемы.
Пункт "а" позволяет ввести в сюжет нейтрального персонажа, который, будучи посторонним в сложившейся конфликтной ситуации (каковой является здесь преступление), может быть спокойно вовлечён в следствие в качестве спутника "великого детектива". Поскольку главный герой скоттовского шаблона не является рассказчиком, автор не обязан описывать только те события, где он присутствовал (как вынужден это делать в случае с "Ватсоном"). С другой стороны, в ключевых сценах такой герой выступает в должной мере наивным и непонимающим свидетелем подвигов "великого детектива". Одновременно "разовость" появления такого героя позволяет не разрабатывать детально его образ, как это приходится делать для постоянного спутника хотя бы в той мере, в какой разработаны Ватсон и Гастингс (Ван Дайн этим не озаботился, но на то он и Ван Дайн :)).
Пункт "б" поддерживает читательский интерес определённой категории и, одновременно, служит мотивацией главного героя вовлечься в расследование, чтобы "спасти" героиню и благополучно завершить свою любовную линию. (В приключенческом романе Скотта мотивацией может быть желание выпутаться из собственной вовлечённости в конфликт, но в детективе такой герой, как следует из вышесказанного, не должен быть подозреваемым, чтобы иметь возможность пользоваться доверием сыщика; следовательно, в качестве мотиваций остаются любопытство или любовный интерес.)
Пункты "в" и "г" объединяются в фигуре сыщика, который, с одной стороны, находится при таком построении сюжета слегка на втором плане (на первом плане главный герой, глазами которого мы как бы "не понимаем" происходящее), с другой стороны, безусловно наделён выдающимися способностями, чтобы раскрыть преступление (и, тем самым, решить проблему главного героя). Часто такой сыщик (например, доктор Фелл или Генри Мерривейл) одновременно является - внутри сюжета романа - знаменитой личностью, пользующейся уважением окружающих не меньше, чем знаменитые исторические личности, фигурирующие у Скотта.
Разумеется, здесь логично выдвинуть контраргумент - в детективе главным всё-таки являются загадка и расследование, а никак не приключения и любовные страдания главного героя. Но и в "шаблоне Скотта" главными были изображаемые исторические события, которые как раз и менялись из романа в роман.
Наиболее ярко и последовательно применение такого шаблона заметно во многих романах Джона Диксона Карра. Можно даже сказать, что для него он тоже стал своего рода шаблоном, хотя и применяемым не в 100% произведений. Особый вопрос, насколько осознанно это происходило и насколько здесь присутствовала ориентация именно на Скотта (а не на нечто, ставшее уже через сто лет "общим местом"), но, как мне кажется, консервативный подход Карра к подаче любовной линии и его интерес к историко-приключенческому роману (особенно к XVII веку, заметному и в творчестве Скотта), вкупе с использованием в некоторых его романах 1930-х романтической "замковой" темы привели к тому, что при попытках найти свой путь в детективе Карр для решения проблемы "наивного спутника при сыщике" использовал шаблон Скотта столетней давности, найдя для него совершенно новое и оригинальное применение. В романах, ближе примыкающих к приключенческому жанру, Карр, что вполне логично, его не задействует, и при создании чисто приключенческих сюжетов с детективным оттенком находится на современном ему уровне развития приключенческого жанра (уже после Стивенсона, Хаггарда, приключенческих романов Конан Дойла и т.д.).
Частое использование подобной сюжетной схемы Карром, очевидно, повлияло на других авторов при создании книг, в чём-то отсылающих к Карру. Например, такой уже "карровский" шаблон заметен в "Крепком ключе" и "Девятью девять" Баучера, хотя Баучер и старается дать любовной линии более сложную разработку.
Независимо от Карра схожее введение "неискушённого" постороннего персонажа, оказывающего вовлечённым в расследование в качестве спутника сыщика и одновременно фигуранта любовной линии, встречается в некоторых, особенно послевоенных, книгах Кристи. При этом Кристи порой задействует в этой роли девушек (с другой стороны, иногда Кристи во внесерийных романах делает именно такого постороннего персонажа сыщиком, позволяя в конце ему более или менее случайно дойти до разгадки раньше полиции, что примыкает к образу "случайного сыщика", возникновение которого в детективе может послужить особой темой). Более свободное использование этого подхода у Кристи подтверждает, что он мог уже и не осознаваться как авторский, однако изначальное появление подобного сюжетного приёма в литературе так или иначе восходит именно к Вальтеру Скотту. При этом, будучи изначально посторонним детективу (возникшему из иных истоков), он оказался востребован в нём почти через сто лет после возникновения жанра.
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...

За это сообщение автора Роджер Шерингэм поблагодарили: 4
afanasev (08 фев 2022, 19:48) • Mrs. Melville (09 фев 2022, 18:17) • vldmrvch (08 фев 2022, 11:23) • Виктор (08 фев 2022, 10:59)
Рейтинг: 25%
 
Аватар пользователя
Роджер Шерингэм
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4495
Стаж: 186 месяцев и 14 дней
Карма: + 85 -
Откуда: Edinburgh-of-the-Seven-Seas
Благодарил (а): 252 раз.
Поблагодарили: 2043 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Доктор Фелл » 08 фев 2022, 13:47

  На мой взгляд детективные и приключенческие произведения, скажем так ‘двоюродные родственники’ :) И общие ‘схемы’ у них почти одинаковые. И решающее значение (к какому все таки жанру) относится конкретное произведение имеет только одно: на первом плане детективная загадка или приключения. То есть на чем больше акцент: загадка или приключение. ‘Отверженные’ Гюго: сделайте акцент на поиски и преследование инспектором бывшего каторжника Жана Вальжана и получите детектив. И таких примеров я могу накидать достаточно.
‘И сказал По: да будет детектив. И возник детектив. И когда По увидел, что создал, он сказал: и вот хорошо весьма. Ибо создал он сразу классическую форму детектива. И форма эта была и останется во веки веков истинной в этом бесконечном мире’. © Эллери Квин.

За это сообщение автора Доктор Фелл поблагодарил:
Виктор (08 фев 2022, 14:00)
Рейтинг: 6.25%
 
Аватар пользователя
Доктор Фелл
Хранитель Форума
 
Автор темы
Сообщений: 9320
Настроение: СпокойныйСпокойный
Стаж: 186 месяцев и 15 дней
Карма: + 104 -
Откуда: Россия, Москва
Благодарил (а): 943 раз.
Поблагодарили: 1940 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Роджер Шерингэм » 08 фев 2022, 15:20

  Тут скорее уж можно говорить о "Всаднике без головы" Майн Рида, который вполне себе можно было бы отнести к прото-детективам, будь он написан раньше, чем По. С другой стороны, он написан тогда, когда никто ещё не сообразил, в чём суть открытия По.
  Но я не о ‘пограничных’ произведениях, это как раз довольно очевидная (хотя интересная в плане разбора конкретных примеров) тема, а совсем о другом. Именно что типичный роман В.Скотта и типичный роман Д.Д.Карра по сути не имеют между собой ничего общего, и из типичного романа В.Скотта детектив невозможно было бы сделать ни при каких условиях (наоборот, В.Скотт максимально дистанцировался от ‘готического’ романа, повлиявшего на детектив). А вот общая ‘схема’ главного героя схожая, что лишний раз подтверждает двоюродное родство :)
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...
Аватар пользователя
Роджер Шерингэм
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4495
Стаж: 186 месяцев и 14 дней
Карма: + 85 -
Откуда: Edinburgh-of-the-Seven-Seas
Благодарил (а): 252 раз.
Поблагодарили: 2043 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Доктор Фелл » 08 фев 2022, 15:56

  ‘Всадник без головы’ это вообще классический пример. Особенно факт связанный с пулей (если я правильно помню). Да по большому счету я не говорю о ‘пограничных’ произведениях. Супер-классика ‘Преступление и наказание’. И до сих пор идут споры о жанре этого произведения. А если попытаться разобраться в современной литературе, то даже литр горюче-смазочных материалов типа Jack Daniels не хватит. :crazy:
  Я буквально вчера прочитал второй роман Кэти Райх ‘Смерть дня’. И до сих пор не понял какой это жанр. И авантюрно-приключенческий; и ‘научно-популярный’ (так сказать ‘антропология и судебная антропология для чайника’) и загадка серии убийств (причем в XIX веке и современное время).

  И вообще. Если брать классику (как детективную, так и приключенческую), то все-таки еще можно как то разграничивать жанры. Но постепенно эти грани настолько стерлись... И за примерами ходит вообще далеко не надо. ‘Макбет’ Шекспира и ‘Макбет’ Ю. Несбё. А множество детективных рассказов, так сказать, ‘по мотивам’ классический произведений Шекспира, Диккенса etc.
‘И сказал По: да будет детектив. И возник детектив. И когда По увидел, что создал, он сказал: и вот хорошо весьма. Ибо создал он сразу классическую форму детектива. И форма эта была и останется во веки веков истинной в этом бесконечном мире’. © Эллери Квин.
Аватар пользователя
Доктор Фелл
Хранитель Форума
 
Автор темы
Сообщений: 9320
Настроение: СпокойныйСпокойный
Стаж: 186 месяцев и 15 дней
Карма: + 104 -
Откуда: Россия, Москва
Благодарил (а): 943 раз.
Поблагодарили: 1940 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор afanasev » 08 фев 2022, 19:47

    Что касается жанров: тот факт, что есть пограничные примеры или смешение жанров, как раз только подтверждает существование жанров, ведь коль скоро мы можем говорить о смешении жанров, то нельзя отрицать наличие тех самых смешиваемых элементов. Иными словами, если есть коктейль отвертка, значит существуют отдельно водка и апельсиновый сок. Нельзя же говорить, что алкоголь и сок уже не те, что раньше, грани стерлись и теперь везде одни коктейли. Да, тенденция есть, современные писатели стараются смешать жанры, но это: а) стремление объять необъятное, дабы охватить большую аудиторию; б) непонимание жанров как таковых.
     Вальтера не читал, но схема до боли знакомая. В самом начале поста РШ, сразу подумал, что это ж типичный Карр. Я тоже в свое время обратил внимание на то, что Карр строит сюжеты более замысловато, всегда есть "незаинтересованный" персонаж, которому можно доверять (Альтер как минимум в одном романе удачно ловит читателя на этом стереотипе, что лишний раз подтверждает насколько Альтер "в теме"), герой втянут в историю с убийством и буквально наблюдает блестящую работу великого сыщика. И такой прием хорошо подходит детективу, я бы сказал освежает его, ведь стандартная модель повествования: сообщение об убийстве - осмотр места происшествия - сбор улик и опрос - финальная речь сыщика – все это достаточно скучно в плане подачи. Поэтому Карр хорош не только в построении детективных схем, но еще и в подаче, что я считаю очень важно в целом для хорошего детектива.
     Приключения и детектив, конечно, родственники, но существовать друг без друга вполне могут. Я бы не стал утверждать, что приключенческая составляющая является обязательной в детективе. Детектив вообще не обязан быть остросюжетным. Кристи успешно это доказывала. Другой вопрос, кому что больше нравится, либо неспешная деревенская жизнь со скелетами в шкафу в каждом домике, либо приключения наивного гудгая, либо горы трупов после маньячного маньяка.
"Сыщик без фантазии, что всадник без лошади, кричать "ура!" может, да скакать не на чем". Николай Леонов "Явка с повинной".

За это сообщение автора afanasev поблагодарил:
Виктор (09 фев 2022, 10:14)
Рейтинг: 6.25%
 
Аватар пользователя
afanasev
Ветеран
Ветеран
 
Сообщений: 1069
Стаж: 144 месяцев и 22 дней
Карма: + 20 -
Благодарил (а): 483 раз.
Поблагодарили: 548 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Роджер Шерингэм » 08 июн 2022, 20:52

  Наткнулся на любопытную статью Н.М.Марусенко и Т.Г.Скрябиной "Прагматические пресуппозиции в детективном произведении". Наукообразное название может ввести в заблуждение - в действительности это, не в пример 99% "научных" исследований, не просто работа людей, понимающих, в чём суть детектива, но и, что совсем уж неожиданно, работа, ставящая интересный теоретический вопрос: где грань читательского доверия, которую автор не вправе переходить, стремясь запутать читателя?
http://detective.gumer.info/txt/marusenko.pdf
  Авторы статьи (помимо, разумеется, очевидного ‘убийца - рассказчик’) выделяют ещё два не вполне допустимых, с их точки зрения, приёма:
  1) писатель в своём изложении от третьего лица (которому читатель априори склонен доверять) последовательно упоминал персонажа под одним именем (никак не намекнув, что это имя ложное), чтобы в конце вдруг объявить, что этот персонаж был совсем другим человеком;
  2) писатель в своём изложении от третьего лица заверяет, что какой-либо персонаж был мёртв, а затем тот оказывается жив.
Нетрудно заметить, что на самом деле, как верно замечено в самой статье, здесь проблема не столько недопустимого в жанре, сколько авторского искусства сделать это допустимым, написав текст так, чтобы к автору придраться было нельзя (он дал намёки). Например, претензии авторов статьи к ‘Десяти негритятам’ Кристи безосновательны. Текст там написан так, что некий ложный факт, обманывающий читателя, нигде прямо не утверждается; читателю на него косвенно намекают, а тот и верит. Несколько сложнее случай с ‘После похорон’. С одной стороны, некий ложный факт утверждается там напрямую в авторском повествовании. С другой стороны, этот кусок текста, будучи написан от третьего лица, тем не менее, недвусмысленно показывает все события ‘глазами’ конкретных персонажей (которые могут ошибиться), а не с позиции авторского ‘всезнания’, и представляет, таким образом, скрытое повествование "от первого лица" (что и обманывает читателя). А вот в ‘Мышеловке’ всё и правда печально — видимо, это издержки театральной ремарки, для чтения, по идее, не предназначенной.

  Если кто решит ознакомиться, сразу уточняю, что в статье раскрываются загадки ряда книг Кристи, а также ‘Джентльменов и игроков’ Дж. Харрис.
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...

За это сообщение автора Роджер Шерингэм поблагодарили: 3
buka (09 июн 2022, 16:39) • Виктор (09 июн 2022, 12:38) • Леди Эстер (08 июн 2022, 23:18)
Рейтинг: 18.75%
 
Аватар пользователя
Роджер Шерингэм
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4495
Стаж: 186 месяцев и 14 дней
Карма: + 85 -
Откуда: Edinburgh-of-the-Seven-Seas
Благодарил (а): 252 раз.
Поблагодарили: 2043 раз.

Пред.След.


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

Кто просматривал тему Кто просматривал тему?