|
“Доктор Артур Конан Дойл закончил свою рукопись. Несколько лет спустя она была опубликована в журнале ‘Beeton’s Christmas Annual’. Дойл озаглавил ее ‘Этюд в багровых тонах’. Один экземпляр этого первого издания был отправлен по конкретному адресу с собственноручным авторским посвящением. Посвящение гласило: Мистеру Шерлоку Холмсу”. © |
ЭТЮД В ЧЕРНЫХ ТОНАХ Señor X #1 Трудновато найти (я, конечно же, утрирую) автора, который так или иначе, не “эксплуатировал” творчество Дойля и его Великого Сыщика. Количество фанфиков или так называемая “шерлокиана” уже насчитывает... я даже не знаю брался ли кто-то вообще пересчитывать все эти произведения. Есть более, есть менее удачные. Есть и просто графоманство. Скажу честно — мое личное отношение к этому явлению отрицательное. Причем отрицательное априори и не имеет значения насколько удачен или неудачен “опыт”. По довольно простой причине: это, ну может не откровенный плагиат (все таки бо́лшая часть — самостоятельные произведения с собственным сюжетом), но использование, как бы сейчас сказали, “громкого бренда” — имени и писателя и персонажа. Именно поэтому с опаской брался за это произведение очень любимого мною автора. Сомоса не очень плодовитый писатель. Есть (достаточно посмотреть библиографию) периоды, когда произведения выходить чуть ли ни каждый год, а есть и долгие перерывы. Но! Каждое произведение — это бомба. Причем, практически каждое его работа... вот скажу честно, это какой-то “винегрет” жанров. Убойный микс фэнтези. фантастики, детектива, хоррора, философии и сказки. Причем, скажу скажу поразительную фразу, детектива, который написан во всех поджанрах одновременно. Вот какой из различных поджанров (или вообще жанров литературы) в произведении увидит, такой и будет правильный (
с точки зрения каждого конкретного читателя). Кто-то вообще обратит внимание на отдельные конкретные моменты, которые вообще значения не имеют, но не заметит главной (вернее общей) идеи. (
Это о предыдущем сообщении.) А общая идея, вернее одна конспиративная теория (причем современная и часто обсуждаемая) тут есть.
Повествование в произведение идет от имени мисс Энн Мак-Кари. Чуть старше сорока лет, не очень красивая, с нескладной фигурой. Не замужем, переодически встречается с мужчиной старше ее, моряком (по его словам), любителем выпить и заодно пустит в ход кулаки. Энн медсестра, имеющая опыт работы с трудными пациентами. Не буду вдаваться в подробности, женщина устраивается на работу в частный элитный пансионат, в котором пациенты с не менее элитных семей. Ее новый подопечный некий загадочный мистер Икс
олмс Он сидел прямо, не проминая сиденья своим весом. В полумраке я разглядела острые скулы, непропорционально высокий лоб, но главное — орлиный, резко очерченный нос. Все остальное — тщедушное тельце, упакованное в пижаму, халат и домашние туфли, — могло бы подняться в воздух от легкого дуновения ветерка, причем внешний облик от этого не сильно бы переменился.
В городе Портсмут (родном городе медсестры), в котором находится пансионат, происходит несколько убийств. Жертвы — нищие бродяги, которые связаны с театром. Не думаю, что надо быть Великим Сыщиком, чтобы понять, что Мистер Икс, которого влиятельная семья устроила в пансионат, так он, скажем так, не совсем в себе (вечно лезет в дела полиции), расследует эти дела.
Что еще можно сказать о сюжете, чтобы не “растекаться мыслью по древу” — у Мистера Икса, по мнению мисс Мак-Кари, есть проблема с одним глазом. Приглашенный врач офтальмолог... догадались?... тоже не нужно быть Великим Сыщиком — Артур Конан-Дойл. Что еще. Добавлю, что так как мистер Икс практически “заключен” у себя в комнате, ему помогают... догадались?... несколько беспризорников.
На этом о сюжете все.
Поразительная книга. Это (
смотрим на начало отзыва) не фанфик, это не “шерлокиана” — это самостоятельное произведение и одновременно, вот даже не знаю как правильно написать,... дань памяти сэру Конан Дойлю и его герою. Я подчеркиваю, несмотря что один из героев вроде бы Холмс (
но не он), Конан-Дойл (
но не он), это произведение, на первый взгляд именно из вроде фанфиков, но не все таки не фанфик. И, чтобы понять эту фразу, надо прочитать это произведение. А вот, что кто из читателей, там увидит, это уже от личного восприятия. Я увидел интеллектуальный классический (английской школы) детектив и одновременно триллер, хоррор, исторический роман (причем без ощущения, что это написано современным автором, то есть не “псевдо-ретро”). открывающий нам английские викторианские нравы с пуританскими двойными стандартами. И просто отличную прозу аля Сомоса.
У меня не очень давно было переписка в
Роджером Шерингэмом. (
одна из многих). И там, я высказал такую мысль: мне надоели (начинают надоедать) стандартные “схематические” детективы. Все, так или иначе, сводиться к одному: кто, как и почему. Причем это касается практически любого направления детективной беллетристики. Схема во всех одна. Да, сюжет разный, мотивы разные, герои разные, но “скелет” один — извиняюсь за тавтологию — какие-то “скелеты в шкафах”, которые толкают на определенные действия или приводят к какому-то происшествию, которые в свою очередь “заставляют прятать очередного скелета в очередной шкаф”. Хочется чего то не обычного, не ограниченого этими “рамками”. Именно это я нахожу во всех произведениях Сомосы, и в этом в частности.
Все начиналось плохо.
Мне следовало предвидеть, что в дальнейшем все будет только ухудшаться.