Невиноватая я!!!
Добро пожаловать на форум «Клуб любителей детективов» . Нажмите тут для регистрации

  • Объявления администрации форума, интересные ссылки и другая важная информация
КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ ДЕТЕКТИВОВ РЕКОМЕНДУЕТ:
КЛАССИКИ ☞ БАУЧЕР Э.✰БЕРКЛИ Э. ✰БРАНД К. ✰БРЮС Л. ✰БУАЛО-НАРСЕЖАК ✰ВУЛРИЧ К.✰КАРР Д.Д. ✰КВИН Э. ✰КРИСТИ А. ✰НОКС Р.
СОВРЕМЕННИКИ ☞ АЛЬТЕР П.✰БЮССИ М.✰ВЕРДОН Д.✰ДИВЕР Д.✰КОННЕЛЛИ М.✰НЕСБЁ Ю.✰ПАВЕЗИ А.✰РОУЛИНГ Д.✰СИМАДА С.

В СЛУЧАЕ ОТСУТСТВИЯ КОНКРЕТНОГО АВТОРА В АЛФАВИТНОМ СПИСКЕ, ПИШЕМ В ТЕМУ: "РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАСТНИКОВ ФОРУМА"

АЛФАВИТНЫЙ СПИСОК АВТОРОВ: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


  “ДЕТЕКТИВ — ЭТО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЖАНР, ОСНОВАННЫЙ НА ФАНТАСТИЧНОМ ДОПУЩЕНИИ ТОГО, ЧТО В РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ГЛАВНОЕ НЕ ДОНОСЫ ПРЕДАТЕЛЕЙ ИЛИ ПРОМАХИ ПРЕСТУПНИКА, А СПОСОБНОСТЬ МЫСЛИТЬ” ©. Х.Л. Борхес

Содзи Симада

Правила форума
Если в рекомендациях присутствует спойлер (любой намек на секрет произведения), используйте тэг spoiler. Сообщение, в котором будет нарушено данное правило, удаляется администрацией без предупреждения, а участник получает предупреждение.

Авторы раздела: Т. Абико, Г. Адэр, П. Альтер, П. Амнуэль, Ю. Аосаки, Ю. Аяцудзи, С. Бретт, Ф. Броуди, А Брэдли, А. Бьерке, Л. Гамильтон, Б. Гарсиа, Р. Голдсборо, Э. Горовиц, Э. Грэнджер, К. Грэм, К. Данн, К. Декстер, Э. Джордж, Ф. Д. Джеймс, М. Джовани, Д.С. Дэвис, М. Йорк, Г. Каллингфорд, Л. Кинг, Д. Клиланд, Ф. Клюпфель, М. Кобр, Л. Коуди, Х. У. Лалум, Д. Лескроарт, Д. Линскотт, П. Ловси, М. Л. Лонгворт, С. Масси, Й. Маурер, Б. Мейтланд, З. Милошевский, Д. Норбу, Д. О'Коннор, Л. Пенни, Э Перри, К. Посадас, С. Райт, Г. Резников, Р. Реувен, Р. Ричардсон, П. Роберсон, Д. Роу, С. Симада, К. Син, Д. Слово, У. Смит, Х. Стангеруп, Л. Стейси, Ч. Тодд, Ж. П. Торок, Э. Уивер, К. Ч. Френч, Ш. Фрейдонт, Хигасино, Р. Хилл, В. Шубрт, Д. Эндрюс, К. Эрд

Содзи Симада

СообщениеАвтор igorei » 24 дек 2018, 00:17

СОДЗИ СИМАДА  「SHIMADA SŌJI」

   ДАТА РОЖДЕНИЯ: 
12 октября 1948 г.*
Фукуями, префектура Хирасима, Япония

   РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Писатель−детективист.
   ЖАНР: ХОНКАКУ−ДЕТЕКТИВ
   ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ: 
Киёси Митараи*
Kiyoshi Mitarai
;
Такэси Ёсики*
Takeshi Yoshiki

   ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА: 1981 — до н.в.
   НАГРАДЫ: Литературная премия Mystery Award (2009)
Изображение

  Содзи Симада —  известный японский писатель, основоположник жанра honkaku.

  • ОБ АВТОРЕ
  • КИЁСИ МИТАРАИ 「цикл」
  • ТАКЭСИ ЁСИКИ 「цикл」
  • ×
Подробная информация во вкладках
After every possibility has been explored, then what remains, no matter how impossible it may seem, must be plausible...Sir A.C. Doyle

За это сообщение автора igorei поблагодарили: 4
buka (24 дек 2018, 11:09) • Mrs. Melville (24 дек 2018, 00:46) • Конан (10 дек 2023, 12:33) • Леди Эстер (24 дек 2018, 14:56)
Рейтинг: 25%
 
Аватар пользователя
igorei
Ветеран
Ветеран
 
Автор темы
Сообщений: 1804
Стаж: 185 месяцев и 4 дня
Карма: + 56 -
Благодарил (а): 1738 раз.
Поблагодарили: 1038 раз.

Re: Содзи Симада

СообщениеАвтор Доктор Фелл » 21 мар 2021, 14:53

  “— Уж больно все запутано. Мы в этом доме чудес как студенты-первокурсники: ничего толком не понятно, блуждаем как во сне…”. ©

  ДОМ КРИВЫХ СТЕНИзображение Kiyoshi Mitarai #2

  Вы верите в любовь с первого взгляда прочтения? Или может с первого знакомства? Скажу иначе. Может ли вначале возникнуть, скажем так, отторжение, а потом вдруг с точностью наооборот. Переиначим известную фразу: от “ненависти” до любви один шаг.
  “Первое свидание” с жанром honkaku было неудачным. Я писал в своем отзыве на “зодиак” — словно читаешь какой то сухой отчет. Вот не затягивала меня ни атмосфера происходящего, ни герои. Не оставляло чувство какой то искусственности происходящего. Я буквально заставлял себя читать, силой “тащил” себя по всем этим “лабиринтам” фактов. И не скрывал (о чем писал в этой теме), что не могу взяться за второй роман автора. Более того, даже подумывал вообще пропустить его, а взяться сразу за третий, который даже некоторые участники сравнили с творчеством Буало-Нарсежака, что для меня означает знак качества. Но все таки решил идти по порядку. И случилось чудо! Это стало “любовью со второго взгляда”. Вот не побоюсь этого слова. Это ШЕДЕВР! Не было никакого сопротивления. Я буквально “летел” по страницам. Я жадно “поглощал” каждое слово, останавливаясь чтобы зажечь очередную сигарету и сделать глоток кофе, “переваривая” очередной факт, событие и т.п.

  Когда прочитываешь какое-то произведение значительно позже других участников, то, с одной стороны, писать отзыв намного труднее — часть отзыва все таки о сюжете. В данном случае уже все все (что возможно) написали. С другой стороны, проще — легче понять о чем я пишу.

  Итак. Абсолютно классический эталон герметического детектива: загородный дом; снег без следов; четко ограниченный “комплект” персонажей и убийства. Классика жанра. И “вишенка на торте“ — запертые комнаты. Автор буквально “заваливает” читателя снегом какими то странными происшествиями, чудесами, различными возможными и невозможными фактами. Я не соглашусь с оппонентами (при полном с согласием с их аргументами) насчет, как бы это правильнее выразиться... их выводов. Да, есть искусственность, есть, скажем так, выбор автора более “простого пути” развития сюжета. И что? Жанр honkaku, по большому счету, даже более “сказочный” (или “искусственнее”), чем даже английский классический. Да, это сказка для взрослых, со своими допущениями, правилами и условностями. Вот в футболе нельзя трогать мяч руками, а в баскетболе необходимо только руками. Мы же не возмущаемся, прийдя на футбол, что там не наш любимый баскетбол. Мы знаем правила игры и принимаем их. Так и тут. Это такой жанр. И в нем такие “правила игры”.
Роджер Шерингэм писал(а):  И ведь у автора была возможность усложнить сюжет, например, чтобы истинный преступник, поняв замысел изначального создателя трюка, использовал его в своих целях - и тогда разоблачение создателя трюка (а им другой персонаж в этой книге не может быть априори) служило бы только ложным ходом. Но, увы, Симада пошёл по самому простому пути. В результате, как метко заметил в своей рецензии Петр Алексеевич, преступник здесь "не использует обстоятельства, а создаёт их", так что "разница между ним и волшебником невелика".
Великолепно! Я не так уж много читал произведений (даже “на коленке” не вспомню), в которых “место преступления” выступает в роли действующего персонажа. И честно говоря, я бы, на месте автора, даже пошел на более смелый шаг: в начале, там где перечислены персонажы произведения указал бы еще “Дом дрейфующего льда”. Была бы совершенно открытая и честная игра с читателем.
  Еще раз. Да, согласен с аргументами других участников, к примеру и afanasev насчет (смотрите тот отзыв полностью, включая спойлерную часть). Все верно! Но это, скажем так, не критично. Я еще несколько дополнительных не совсем, психологически оправданных действий героев нашел. Но в общей картине произведения они не так критичны. Общая картина логична. Все несуразности, фактики и так далее сработали и органично (и главное логично) встроены в общую картину. “Все ружья, повешенные в первом акте, в конце выстрелили”.

  Кстати. Как отступление.
— По тайному закону каббалы при создании голема в самом конце надо написать ему на лбу на иврите слово “эмет”. Если этого не сделать, он не оживет. Убрав из этого слова первую букву, получим ”мет”», что значит “земля”. И голем немедленно уберется обратно в землю.
  Не совсем верно. Не знаю чья тут ошибка. Слово “эмет” — правда или истина. То есть как бы отдается приказ — оживай, ты истина. А слово “мет” — мертвый. То есть — умри. Ну я на это обратил внимание, просто потому что знаю иврит :)


  Я к чему этот пример привел. При желании в этом произведени можно найти много небольших (и даже больших) нестыковок, нелогичностей и etc. Можно подумать что есть какое-то идеальное произведение вообще, в детективном в частности (я уже не говорю о специфическом поджанре ”impossible crimes”). Важно, в моем понимании в другом: в каждом конкретном произведении все эти “минусы” должны логично и органично выглядит в именно этой конкретной “картине”. Я смотрю на каждое отдельное произведение как на отдельное “полотно”. отдельный конкретный “мирок”. Не важно что такой “конкретный мирок” не может существовать в нашем реальном мире. Важно другое — в этом “конкретном мирке” все должно быть логично. Иначе можно сразу заклеймить Азимова, Рэндалл Гаррета и др. В мире Содзи Симада возможен такой “дом”, в котором
  Здесь же третий этаж, под окном нет ни балкона, ни даже выступа. Просто ровная отвесная стена. И все же в окно, в узкий просвет между занавесками, глазело чье-то лицо!
  Да, лицо!
  В мире созданном “маэстро хонкаку” возможно такое:
  Голова! Где же голова?! – в отчаянии восклицал Кодзабуро. Все принялись оглядываться по сторонам, надеясь обнаружить потерю, но ничего не обнаружили.

  И закончить хочу цитатой
Борис Карлович писал(а):  Не лишайте себя удовольствия, не спешите с чтением и находите свободное время исключительно под эту книгу. Это очень редкая штучная вещь, требующая глубокого погружения. Заплатите своим терпением и временем Дому - и он отплатит вам сполна.
  Даже добавить нечего! Разве что
Борис Карлович писал(а):  увы, прекрасная сказка Содзи Симады не может продолжаться бесконечно.
меня ждет еще одна сказка — “двойник”. И надеюсь, что это не “тут и сказочке конец”, и нас еще порадуют переводами “маэстро хонкаку”!
‘И сказал По: да будет детектив. И возник детектив. И когда По увидел, что создал, он сказал: и вот хорошо весьма. Ибо создал он сразу классическую форму детектива. И форма эта была и останется во веки веков истинной в этом бесконечном мире’. © Эллери Квин.

За это сообщение автора Доктор Фелл поблагодарили: 4
afanasev (21 мар 2021, 15:42) • igorei (22 мар 2021, 03:17) • Mrs. Melville (24 мар 2021, 12:27) • Гастингс (21 мар 2021, 18:58)
Рейтинг: 25%
 
Аватар пользователя
Доктор Фелл
Хранитель Форума
 
Сообщений: 9303
Настроение: СпокойныйСпокойный
Стаж: 185 месяцев и 6 дней
Карма: + 104 -
Откуда: Россия, Москва
Благодарил (а): 939 раз.
Поблагодарили: 1938 раз.

Re: Содзи Симада

СообщениеАвтор pifir » 22 мар 2021, 07:03

  Я хочу обосновать свое интуитивное предположение, что “Токийский зодиак” в большей части представляет воспроизведение кошмара.
Ощущение, возникающее при чтении Записок из флигеля и убийства Азот- безумие. Возникает вопрос: Неужто семья не видела прогрессирующее нарастание безумия в обыденных проявлениях жизни, выражающееся в действиях, нарушающих установленные нормы, или проявление агрессии к членам семьи? Почему семья не прибегла к принудительному лечению художника в лечебнице? Это могло бы стать правовым средством вступить в распоряжение имуществом не прибегая насилию. Все таки детективный жанр — жанр страшненький, в котором любая проблема решается при помощи убийства. Компромисс категорически не приемлем.
  Как сказал Мишель Фуко,“находясь рядом, в повседневной жизни, он (безумец)смешивается с толпой людей не безумных, а отличительные черты его безумия неразрывно связаны с бесспорными признаками разума… этот облик стал маской, скрывающей за своим единообразием столько непохожих друг на друга лиц.” Фуко считает безумие кратчайшим способом достичь желаемое.
  Логинова утверждает, что “разделение между безумием и разумом произошло и закрепилось в культуре: на стороне разума речь безумия не слышна, а на стороне безумия не существует авторитета разума, поэтому не существует метода объединения этих двух сторон.”
  Мишель Фуко считает, что безумие можно определить интуитивно в сравнение с нормой. Но понятие “нормы” Содзи размывает, воспроизводя ощущение кошмара.
  В романе рассматриваются две версии:
  1. Художник убивает во флигеле двойника, а сам, скрывшись, продолжает дело создания Азот, никоим образом не проявляя своего присутствия.
  2. Убит художник, но появляется некий последователь, оставшийся невыясненным, продолжающий его дело.
  Обе версии объединяет одна странность: убийца остается вне поля зрения, вне идентификации. Способность убийцы оставаться НЕОПОЗНАННЫМ, несмотря на комплекс мер, применяемых в подобных случаях, заставляют идентифицировать его как Сущность, обладающим возможностями, превышающими человеческие. Такое ощущение внедряет автор в головы читателей, сходное с ощущениями, возникающими при чтении Лавкрафта.
  С Лавкрафтом его связывает заклинание из “Кошмара в Ред Хуке”, очень близкое к заклинанию художника.
  Имя “Азот”, возможно, тоже взято у Лавкрафта, и несет его символический смысл. В “Сомнамбулическом поиске неведомого Кадата” Лавкрафт описывает Иного бога по названию Азатот. Как пишут исследователи Лавкрафта, “Имя Азатот имеет несколько вариантов этимологии, но наиболее точный указывает на алхимический термин “азот”, который представляет собой связующий элемент и одновременно является кислотообразующим, указывая на зарождение и разложение. Неразличимость генерации и деградации — материальное отражение размытой границы между естественным и неестественным, между жизнью и не-жизнью”. Такое смысловое значение имени Азот не может не влиять на восприятие романа иначе, как кошмар. Это кошмар внеположный человеку. Следуя за Лавкрафтом, Содзи раскрывает реальность до невозможности оставаться на позиции рационализма.
  Расследование едва не заканчивается безумием Киёси Митараи, подобно героям Лавкрафта. Лишь в последний миг Содзи останавливает его на краю пропасти.
  Но Содзи этого мало. Он находит поддержку в создании кошмара у Томаса Лиготти. Обосновав практическую невозможность Азот из частей человеческого тела вследствие его разложения, он заменяет его куклой, перенося кошмар “извне” вовнутрь сознания, используя возможность человеческого сознания наделять куклы странными способностями. Безумное восприятие еще более подрывает рациональность, делая окружающий мир все более кошмарным. “Простое маленькое подозрение закрадывается в разум... И тогда наши глаза обращаются к миру — и внимают его кошмарам. <…> И даже обласканное солнцем великолепие летнего дня более не затмевает творящийся кругом ужас, ибо ужасу более ничего не стоит пожрать весь свет и исторгнуть наружу беспросветную тьму”. Это из Лиготти. “Лекции профессора Никто о мистическом ужасе”, которые являются прекрасным дополнением эпизода встречи Кадзуми Исиоки с куклой.
  Логическая часть составляет незначительную часть из всего объема романа. Из трех убийств — убийство во флигеле, убийство Токико Умэдзава и убийство Азот — логическому решению поддается только третье, именно ему и дается подсказка. Два первых убийства служат примером явленности кошмара в реальности. Приемлемо читателю это или нет, вывод может сделать каждый.
 Содзи использует синтез двух жанров: детектива и хоррора.

  Рекомендую роман к прочтению.

За это сообщение автора pifir поблагодарил:
afanasev (22 мар 2021, 14:42)
Рейтинг: 6.25%
 
pifir
Свой человек
Свой человек
 
Сообщений: 234
Стаж: 94 месяцев и 11 дней
Карма: + 8 -
Благодарил (а): 128 раз.
Поблагодарили: 171 раз.

Re: Содзи Симада

СообщениеАвтор Леди Эстер » 22 мар 2021, 13:31

  Со всем уважением. После прочтения отзыва pifir, у меня закралась мысль, что мы читали две разные книги.
Спойлер: Открыть/Закрыть
 По моему скромному мнению, художник был абсолютно нормален, его “дневник” с идеей создания Азот был написан после его смерти потенциальной убийцей, желавшим списать на покойного новые убийства, которые она задумала. “Кто” и “как” объяснены настолько логично, что внимательному читателю это становится ясно уже к середине романа. И единственная загадка — откуда взялся “лишний” труп? Для нее Симада действительно придумал великолепное, простое и совершенно оригинальное решение, достойное оценки 11 из 10!

  В заключение хочу сказать, хотя упомянутая под спойлером загадка и ее решение достойны самых высоких похвал, однако на мой вкус для по-настоящему хорошего детектива этого все-таки мало. У Симады сухой стиль изложения, у персонажей совершенно отсутствуют характеры, поэтому кто угодно может сделать все, что угодно автору. По той же причине мотивы тех или иных поступков настолько нелогичные, что ни на какую разницу менталитетов списать это невозможно.
  Таким образом, читателям для которых в детективе самое главное — это оригинальная логическая загадка, Симада вероятно придется по вкусу. Те же, кто предпочитает, чтобы в книге действовали живые герои, со своими характерами, а их поступки вытекали из их психологии, как, например, в лучших романах Кристи, возможно, подобно мне, останутся несколько неудовлетворенными.
  Впрочем, судя по отзывам, у Симады есть романы, в которых психологии уделено больше внимания. В любом случае, это несомненно интересный автор.
Чтение было для меня наилучшим средством против неприятностей в жизни.
Шарль Луи де Монтескьё

За это сообщение автора Леди Эстер поблагодарили: 3
afanasev (22 мар 2021, 14:44) • Mrs. Melville (24 мар 2021, 12:25) • Доктор Фелл (22 мар 2021, 13:45)
Рейтинг: 18.75%
 
Аватар пользователя
Леди Эстер
Бывалый
Бывалый
 
Сообщений: 703
Стаж: 87 месяцев и 3 дня
Карма: + 22 -
Благодарил (а): 1249 раз.
Поблагодарили: 701 раз.

Re: Содзи Симада

СообщениеАвтор Роджер Шерингэм » 22 мар 2021, 13:48

Леди Эстер писал(а):  Таким образом, читателям для которых в детективе самое главное - это оригинальная логическая загадка, Симада вероятно придется по вкусу.

  Я отношусь к таким читателям (так же как относился к ним и Пётр Алексеевич). Тем не менее, Симада нам обоим по вкусу не пришёлся, потому как загадки у него оригинальные, но разгадки какие-то не очень логические. (Не говоря о том, что "Зодиак", в отличие от "Дома кривых стен", литературно написан явно плохо даже для моих вполне либеральных требований к художественности детектива.)
  При этом, разумеется, Симада неординарный автор хотя бы в силу очень яркой фантазии, не говоря об его роли в истории жанра.
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...
Аватар пользователя
Роджер Шерингэм
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4485
Стаж: 185 месяцев и 5 дней
Карма: + 85 -
Откуда: Edinburgh-of-the-Seven-Seas
Благодарил (а): 252 раз.
Поблагодарили: 2038 раз.

Re: Содзи Симада

СообщениеАвтор Доктор Фелл » 22 мар 2021, 14:05

  Книги одинаковые — восприятие разное :)
Леди Эстер писал(а):  У Симады сухой стиль изложения, у персонажей совершенно отсутствуют характеры, поэтому кто угодно может сделать все, что угодно автору.
  В “доме” уже и стиль стал “мягче”, и персонажи все-таки немного “оживели” (во слово придумал, даже word подчеркивает). И, возможно поэтому произведение стало больше похоже именно на художественное произведение, а не сухой отчет по реальному преступлению.

  Я не помню, но по-моему когда то довольно давно, я уже в качестве примера рассказывал об, скажем так, анекдот о анекдоте. Шутка с бородой: приходит к врачу больной с повязкой на ноге. И говорит что очень болит голова. На логичный вопрос: почему повязка в таком случае на ноге, ответ: сползла. И начинается “научный” подход к сюжету анекдота: каким образом повязка с головы, сползла на одну ногу. Вот и мне иногда кажется, что мы художественные произведения, хотим разобрать так, словно это реальная история. Боюсь что в таком случае, от мировой литературы вообще и детективной в частности, камня на камне не останется. Анекдот это анекдот. Художественное произведение — это, так или иначе, сказка. А реальная жизнь, это реальная жизнь.
  Хотя. Буквально вчера смотрел док. фильм из цикла “следствие вели” с Леонидом Каневским. Иногда “цепляюсь” за какую то историю. Два убийства с разницей в полчаса. Жертвы — капитан полиции и экспедитор. Не буду углубляться. Но история сразу напомнила одно художественное произведение. Оба — семейные деспоты. Убийцы их жены. Причем каждая убивает мужа другой. И, само собой, никакой связи между жертвами. Вот так реал пересекается с художественным вымыслом.
‘И сказал По: да будет детектив. И возник детектив. И когда По увидел, что создал, он сказал: и вот хорошо весьма. Ибо создал он сразу классическую форму детектива. И форма эта была и останется во веки веков истинной в этом бесконечном мире’. © Эллери Квин.

За это сообщение автора Доктор Фелл поблагодарили: 2
afanasev (22 мар 2021, 14:46) • Леди Эстер (22 мар 2021, 19:45)
Рейтинг: 12.5%
 
Аватар пользователя
Доктор Фелл
Хранитель Форума
 
Сообщений: 9303
Настроение: СпокойныйСпокойный
Стаж: 185 месяцев и 6 дней
Карма: + 104 -
Откуда: Россия, Москва
Благодарил (а): 939 раз.
Поблагодарили: 1938 раз.

Re: Содзи Симада

СообщениеАвтор Родерик » 22 мар 2021, 18:09

Леди Эстер писал(а):  живые герои, со своими характерами, а их поступки вытекали из их психологии, как, например, в лучших романах Кристи, возможно, подобно мне, останутся несколько неудовлетворенными. .


  Ну да, ну да. А мне всегда казалось, что Кристи тасует из роман в роман одни и те же образы, лишь меняя комбинации между ними. Возможно, Вам всё-таки нравится в её творчестве нечто другое? Каминность, уютность, ощущение английского чаепития? ... И вроде это у Кристи была схема, когда из пяти убитых четверо были ликвидированы для “прикрытия”, и лишь последний являлся истинной целью? Живая психология, ничего не скажешь.
Родерик
Начинает привыкать
Начинает привыкать
 
Сообщений: 91
Стаж: 54 месяцев и 1 день
Карма: + 1 -
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 7 раз.

Re: Содзи Симада

СообщениеАвтор Герцог Денверский » 22 мар 2021, 18:19

Спойлер: Спойлер к одному из романов А. Кристи
Родерик писал(а):  И вроде это у Кристи была схема, когда из пяти убитых четверо были ликвидированы для "прикрытия", и лишь последний являлся истинной целью? Живая психология, ничего не скажешь.
  Так в этом романе это был цельный замысел. Где ещё спрятать убийство, как не среди других убийств. Да и убийств там,если не изменяет память, было четыре
Я питаю страсть к детективам. Некий восторженный поклонник пива сказал, что плохим оно быть не может, однако некоторые сорта бывают лучше других. В том же самом хмельном духе я беру в руки каждый новый детектив. (с) Алан Милн
Аватар пользователя
Герцог Денверский
Начинает привыкать
Начинает привыкать
 
Сообщений: 94
Настроение: СпокойныйСпокойный
Стаж: 45 месяцев и 6 дней
Карма: + 8 -
Благодарил (а): 113 раз.
Поблагодарили: 64 раз.

Re: Содзи Симада

СообщениеАвтор Роджер Шерингэм » 22 мар 2021, 18:25

  Я как-то уже писал на форуме, что Кристи создаёт иллюзию глубины за счёт того, что наделяет героев отдельными жизненными чертами. Никакой детальной проработки психологии персонажей там нет (и слава Богу!), кроме отдельных экспериментальных романов.
  Другое дело, что у Симады и этого нет. У него действительно картонки, сюжетные функции. Но, собственно, он сам заявляет, что для него главный кумир в детективе Ван Дайн. Это обоснованная позиция и всё-таки не самый худший вариант для подражания.
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...
Аватар пользователя
Роджер Шерингэм
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4485
Стаж: 185 месяцев и 5 дней
Карма: + 85 -
Откуда: Edinburgh-of-the-Seven-Seas
Благодарил (а): 252 раз.
Поблагодарили: 2038 раз.

Re: Содзи Симада

СообщениеАвтор Родерик » 22 мар 2021, 18:47

Роджер Шерингэм писал(а):  
  Другое дело, что у Симады и этого нет. У него действительно картонки, сюжетные функции.
  Ну если вам всё нужно разжевывать подробно, чтобы "функции" обросли многостраничной "жизненностью", тогда действительно в тексте можно видеть только картонки.А pifir выше вон сколько всего увидел.
Родерик
Начинает привыкать
Начинает привыкать
 
Сообщений: 91
Стаж: 54 месяцев и 1 день
Карма: + 1 -
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 7 раз.

Re: Содзи Симада

СообщениеАвтор Доктор Фелл » 22 мар 2021, 18:51

  Дискуссия начинает переходит не в нормальную форму. За переход на личности буду банить!
‘И сказал По: да будет детектив. И возник детектив. И когда По увидел, что создал, он сказал: и вот хорошо весьма. Ибо создал он сразу классическую форму детектива. И форма эта была и останется во веки веков истинной в этом бесконечном мире’. © Эллери Квин.
Аватар пользователя
Доктор Фелл
Хранитель Форума
 
Сообщений: 9303
Настроение: СпокойныйСпокойный
Стаж: 185 месяцев и 6 дней
Карма: + 104 -
Откуда: Россия, Москва
Благодарил (а): 939 раз.
Поблагодарили: 1938 раз.

Re: Содзи Симада

СообщениеАвтор Леди Эстер » 22 мар 2021, 19:45

Роджер Шерингэм писал(а):  Я как-то уже писал на форуме, что Кристи создаёт иллюзию глубины за счёт того, что наделяет героев отдельными жизненными чертами. Никакой детальной проработки психологии персонажей там нет (и слава Богу!), кроме отдельных экспериментальных романов.

  Я говорила о лучших романах Кристи. Несомненно, у нее, как у любого автора, есть не слишком удачные вещи. Однако, в своих лучших романах она по-моему создает совершенно живые образы, настолько живые, что я в них узнавала некоторых своих знакомых, и более того, одна из этих знакомых, которой я нарочно посоветовала прочесть соответствующий роман, потом позвонила мне, чтобы спросить: “Я ведь не такая, как эта N? Правда же, я совсем не такая?” Хотя я не говорила ей, что она напоминает мне одного из персонажей.
  К тому же, у Кристи есть отдельные удивительно точные жизненные наблюдения, заставляющие осознать то, что я видела и раньше, но не отдавала себе в этом отчета. Однако, из-за увлекательного сюжета многие читатели не обращают на все это внимания, проскакивают мимо, подобно тому, как из мчащегося на большой скорости автомобиля, не успеваешь заметить детали пейзажа. Поэтому романы Кристи можно не только читать, но и перечитывать.
  Роман же Симады “Токийский зодиак”, при всех его несомненных достоинствах, перечитывать невозможно. Хотя, автор интересный, и другие его романы, особенно с учетом того, что они, судя по отзывам, написаны лучше, я конечно прочту.
Чтение было для меня наилучшим средством против неприятностей в жизни.
Шарль Луи де Монтескьё

За это сообщение автора Леди Эстер поблагодарил:
Ser (26 мар 2021, 00:33)
Рейтинг: 6.25%
 
Аватар пользователя
Леди Эстер
Бывалый
Бывалый
 
Сообщений: 703
Стаж: 87 месяцев и 3 дня
Карма: + 22 -
Благодарил (а): 1249 раз.
Поблагодарили: 701 раз.

Re: Содзи Симада

СообщениеАвтор Борис Карлович » 22 мар 2021, 19:47

  И надеюсь, что это не “тут и сказочке конец”, и нас еще порадуют переводами “маэстро хонкаку”!
  Пока что новости не очень хорошие - проходила инфа, что у Эксмо в этом году после "Двойника" новых книг в серии Хонкаку не запланировано.
"Я прочел уж не один десяток детективных романов, джентльмены, и поэтому говорить, что я малообразован, – это клевета!"
Найо Марш "Выпить и умереть"
Аватар пользователя
Борис Карлович
Ортодокс
 
Сообщений: 1988
Настроение: СердитыйСердитый
Стаж: 185 месяцев и 3 дня
Карма: + 39 -
Благодарил (а): 587 раз.
Поблагодарили: 1053 раз.

Re: Содзи Симада

СообщениеАвтор Роджер Шерингэм » 22 мар 2021, 19:59

Борис Карлович
  И надеюсь, что это не “тут и сказочке конец”, и нас еще порадуют переводами “маэстро хонкаку”!
  А это про два рассказа Симады из EQMM, которые у нас теперь есть. :write:
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...
Аватар пользователя
Роджер Шерингэм
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4485
Стаж: 185 месяцев и 5 дней
Карма: + 85 -
Откуда: Edinburgh-of-the-Seven-Seas
Благодарил (а): 252 раз.
Поблагодарили: 2038 раз.

Re: Содзи Симада "Дом кривых стен"

СообщениеАвтор pifir » 26 мар 2021, 06:00

  "Дом кривых стен"

  Странный дом с кривыми стенами, со странной системой лестничных переходов, вступив в который, начинаешь чувствовать себя неуютно, нарушается восприятие привычных, с детства знакомых вещей. В этом доме мы сталкиваемся с неразрешимым противоречием: есть труп- факт, следовательно, есть убийца и он в доме (время убийства, отсутствие следов вокруг дома, отсутствие мотивов)- логический вывод, но убийцу определить не удается. Здравый смысл вопиет :”Убийца должен быть!”. Практика показывает обратное: ни познать, ни назвать, ни ответить на вопрос КТО и КАК никто не в состоянии. Симада Содзи начинает нарушать читательское восприятие, воспроизводя кошмар. Сам дом- это странная геометрия Лавкрафта. Кукла Голем, которую “убили” в начале повествования, “воскрешается” и начинает казаться монстром, следящим за всем и каждым. Митараи Кусака с момента своего появления объявляет:” Это Голем убийца!”, вводя практичных детективов в шок.
  Не восходит ли это к “Братьям Карамазовым”, в котором убийцей объявляется Черт. Да, мы можем выбросить это из текста, не принимать в расчет как нелогичное в ожидаемом царстве логики, как иррациональное, никоим образом не влияющие на разрешение загадки. Но почему, с какой целью автор уходит от “показа логики”, воспроизводя Кошмар? Не обедняем ли мы сами восприятие текста, пропуская мимо внимания такие места? Если выбросить все, что связано с “чертом” из романа Достоевского, будет ли оставшееся Достоевским и сохранит ли роман ту глубину, которую пытаются постичь исследователи творчества Достоевского?
  История, произошедшая в доме кривых стен, могла начаться тысячью способов, но началась с отсылкой к Патрисии Хайсмит- перекрестному убийству. Сама идея кажется странной: встретились два человека, договорились, выполнили все тип- топ- тут и сказочке конец. Все кануло в Лету. Никакой истории не состряпаешь. Значит, первоначально должна быть червоточина, которая создаст конфликт, о котором можно будет живописать. Содзи пытается решить задачку иначе, представляя это как жертвенный акт и приходит к одинаковому выводу: одержимость идеей убийства приводит к безумию. Оставаясь во всем приятным, здравомыслящим человеком, тем не менее является безумцем. Определить это безумие в доме кривых стен с нарушенным восприятием норм и обыденности становится очень сложным.

  Основываясь на трех романах, можно попробовать выявить типичное:
   1. Главный герой- частный сыщик, имеющий странную специальность- астролог. Иногда в контексте это звучит как антоним слову “логик”.
   2. Как предложил afanasev- "невидимый убийца". Скрытый безумец под маской здравомыслящего человека. Убийца может проявиться среди жертв, подозреваемых, и самый сложный случай- мелькнуть в толпе прохожих в начале романа.
   3. Герметичное помещение с весьма ограниченным кругом подозреваемых ведет к технически сложным в исполнении загадкам.
   4. Синтез двух жанров- детектив + хоррор.
   5. Мотив, как элемент психологии, показывается в окончании романа, что затрудняет определение убийцы.

  Рекомендую роман к прочтению.

За это сообщение автора pifir поблагодарил:
afanasev (26 мар 2021, 16:40)
Рейтинг: 6.25%
 
pifir
Свой человек
Свой человек
 
Сообщений: 234
Стаж: 94 месяцев и 11 дней
Карма: + 8 -
Благодарил (а): 128 раз.
Поблагодарили: 171 раз.

Re: Содзи Симада "Дом кривых стен"

СообщениеАвтор Родерик » 26 мар 2021, 11:30

pifir писал(а):  "Дом кривых стен"
  Сам дом - это странная геометрия Лавкрафта. Кукла Голем, которую “убили” в начале повествования, “воскрешается” и начинает казаться монстром, следящим за всем и каждым.

  Интересная параллель. Я как раз недавно перечитывал "Хребты Безумия" и там действительно сделан очень сильный акцент на непропорциональности и неправильности сооружений, которые сооружали древние монстры. + легко находится еще одно скрытое сходство с теми же "Хребтами" - Холод. Лёд. И тут и там они выступают как дополнительные "красители" сгущающейся атмосферы. + конечно, локации- где то на краю земли
Родерик
Начинает привыкать
Начинает привыкать
 
Сообщений: 91
Стаж: 54 месяцев и 1 день
Карма: + 1 -
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 7 раз.

Re: Содзи Симада

СообщениеАвтор afanasev » 26 мар 2021, 16:50

  При всем уважении к Симаде до хоррора он не дотягивает, я лично синтеза не ощутил, а все параллели и символы скорее всего случайны, известный факт - при желании в любом произведении можно откопать массу отсылок, аллюзий и приемов из других жанров. Зодиак пожалуй близок к триллеру, но не более. Ужасы на мой абсолютно сторонний взгляд все таки должны вызывать страх. Детектив настолько условный и игровой жанр, что вызвать страх наверно сложно. Я вот таких примеров вообще не знаю, чтобы детектив серьезно соединялся с хоррором. Или есть такое? Даже максимально маньячные жестокие убийства это триллер чистой воды. А ужасы + детектив, такое вообще бывает?
"Сыщик без фантазии, что всадник без лошади, кричать "ура!" может, да скакать не на чем". Николай Леонов "Явка с повинной".
Аватар пользователя
afanasev
Ветеран
Ветеран
 
Сообщений: 1069
Стаж: 143 месяцев и 13 дней
Карма: + 20 -
Благодарил (а): 483 раз.
Поблагодарили: 548 раз.

Re: Содзи Симада

СообщениеАвтор Леди Эстер » 26 мар 2021, 18:00

  Я бы к ужасам+детектив отнесла, например, "Дикую охоту короля Стаха" Короткевича. Правда я читала ее в идеальных условиях: ночью, на даче, на пустой веранде. Замечательные были ощущения!
Чтение было для меня наилучшим средством против неприятностей в жизни.
Шарль Луи де Монтескьё
Аватар пользователя
Леди Эстер
Бывалый
Бывалый
 
Сообщений: 703
Стаж: 87 месяцев и 3 дня
Карма: + 22 -
Благодарил (а): 1249 раз.
Поблагодарили: 701 раз.

Re: Содзи Симада

СообщениеАвтор Роджер Шерингэм » 26 мар 2021, 18:10

Для меня классический пример - "Дьяволова нога" Конан Дойля. Ну, может быть, сейчас уже и не страшно, но замышлялось-то так.
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...
Аватар пользователя
Роджер Шерингэм
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4485
Стаж: 185 месяцев и 5 дней
Карма: + 85 -
Откуда: Edinburgh-of-the-Seven-Seas
Благодарил (а): 252 раз.
Поблагодарили: 2038 раз.

Re: Содзи Симада

СообщениеАвтор pifir » 27 мар 2021, 05:26

  Хорошо. С ужасом и вправду переборщил .
  Предлагаю название “weird- детектив”.
pifir
Свой человек
Свой человек
 
Сообщений: 234
Стаж: 94 месяцев и 11 дней
Карма: + 8 -
Благодарил (а): 128 раз.
Поблагодарили: 171 раз.

Re: Содзи Симада

СообщениеАвтор afanasev » 27 мар 2021, 08:15

  Просто в ужасах всегда мистика, а если кошмарит всех реальный человек, то это опять же триллер и читатель понимает какой перед ним жанр и ожидает соответствующего. А атмосфера мистики в детективе понятно лишь элемент игры и напугать всерьез не может.
"Сыщик без фантазии, что всадник без лошади, кричать "ура!" может, да скакать не на чем". Николай Леонов "Явка с повинной".
Аватар пользователя
afanasev
Ветеран
Ветеран
 
Сообщений: 1069
Стаж: 143 месяцев и 13 дней
Карма: + 20 -
Благодарил (а): 483 раз.
Поблагодарили: 548 раз.

Пред.След.


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Кто просматривал тему Кто просматривал тему?