|
“Убийство! Убийство! Спешите сюда! Глядите, какое смертоубийство тут произошло!” © |
ЛЮСИ УОРСЛИ “ЧИСТО БРИТАНСКОЕ УБИЙСТВО” “A Very British Murder: The Story of a National Obsession”, 2014 Размышления вслух. Насколько вообще можно оценивать публицистику? Вообще, возможен ли тут прямолинейный ответ на вопрос: понравилось или нет. И, соответственно последующий: рекомендовать ее к прочтению или нет. Вообще, такие книги просто (как мы делаем с художественным произведением) читать не рекомендуется. Это исследование и его надо не читать, а исследовать (изучать). "Чисто британское убийство" состоит из трех частей. И, учитывая, что эта книга чуть ли не энциклопедия, то и свой отзыв я разделю на части.
Часть I “КАК НАСЛАЖДАТЬСЯ УБИЙСТВОМ” Если попытаться сказать в общем, о чем эта книга, то скажу так: исследование влияния образа жизни викторианской Британии на становление криминальной литературы и в частности английского классического
whodunnit. Длинный и довольно извилистый путь от
“новостного листка — простейшая из газет, часто напечатанная на одной стороне листа. Позволить себе столь малый расход могли даже рабочие”, в которых печатались всевозможные жутчайшие подробности до готических романов,
“чьим единственным назначением было погружать читателя в атмосферу ужаса, отвращения, волновать его сердце благоговейным трепетом”, которые стали (возможно) одними из первых “детективных” (обратите внимание на кавычки) романов. Такие
“страсти за пенни” печатались раз в неделю и стали важнейшей составляющий издательского бизнеса. Крупные романы издавались уже более основательно и цена доходила до одного фунта, что, конечно же позволить себе могли далеко не все.
Реальные убийства, мода (если это слово можно использовать в данном контексте) на показательные казни преступников, театрально-кукольные постановки о громких преступлениях. Развитие методов криминалистики, становление полиции и т.д. и т.п. И даже некоторая романтизация преступника.
Уже само собой довольно интересно. И, а это самое главное, как это влияло на становление жанра.
Один из интересных выводов автора (по крайней мере довольно оригинальный). В 1849 произошло вроде рядовое (по тем временам) преступление — убийство супругами Фредерик и Марии Мэннинг любовника Марии, богатого ростовщика О’Коннора. Вернее даже не само преступление, а общественная реакция и особенно Чарльза Диккенса на публичные казни, в особенности женщин-убийц. Закон о полном запрете именно публичных казней был принят значительно позже и последняя публичная казнь произошла в 1868 г.
Кстати. Само это преступление даже сейчас, интересно для современных писателей. Вот пожалуйста пример
М. Тодд “В ожидании рассвета”.
Возвращаюсь к выводу Люси Уорсли
Люси Уорсли
В практику закон был внедрен не сразу, но перемену он наметил, и последнее публичное повешение состоялось в 1868 году. Смертная казнь по-прежнему применялась, но в отсутствие зрителей, за стенами тюрьмы. И это послужило необходимым условием, предварившим появление в литературе классического детектива. Центром интереса детективного романа, в отличие от мелодрамы или “страстей за пенни”, стало не столько наказание, сколько раскрытие преступления
Интересная мысль. Я, по крайней мере, такой еще на знал. Конечно, можно поспорить насколько она верна/неверна, но в любом случае, довольно смелый вывод.
В целом, чтобы написать хотя бы частично первую часть, пришлось бы потратить не меньше времени, чем на прочтение. Музей восковых фигур — причины успеха. Сумасшествие (сейчас бы назвали фетишем) вокруг различных предметов убийц и их жертв. А как вам это
Ничего не напоминает?
Люси Уорсли
...дешевые стаффордширские керамические фигурки, представлявшие персонажей драмы и злополучный амбар. Фигурками этими украшали каминные полки.
Анализ различных произведений того периода на фактические исторические факты. Различные баллады о преступниках. Вообщем, как я написал выше: изменения в укладе жизни и развитие общества в свете развития “Чисто английского убийства”.
Продолжение следует...