Недавно мы спорили относительно выделения "невозможного" детектива в особый поджанр. И я наткнулся на соображения, которые могут в этой связи показаться любопытными. (Да, это опять скучное литературоведение :)).
В своей монографии "От Бовы к Бальмонту", посвящённой русской дореволюционной литературе в контексте читательского спроса, А. И. Рейтблат (который в силу подобной постановки вопроса много изучает развлекательную и даже явно низкопробную литературу, в частности, у него есть интересные работы по дореволюционному криминальному роману), ссылаясь на американского исследователя Кавелти, вводит понятие "формулы". Сам Кавелти, судя по его статье, имеет в виду под "формулой" какие-то повторяющиеся в развлекательной культуре стереотипы. Однако Рейтблат предлагает считать "формулой" сюжетную линию, схожую в ряде произведений, безусловно, связанных друг с другом в разработке этой "формулы". При этом в других отношениях произведения могут сильно отличаться. Рейтблат уточняет, что "в отличие от понятия жанра, которое рассчитано на однозначную или, максимум, двузначную маркировку конкретного произведения... понятие формулы допускает, что в произведении может совмещаться несколько формул (например, приключенческая, любовной истории, мелодрамы и истории о тайне)". Далее это понятие рассматривается во внедетективной области - на примере "романа литературного краха", т.е. распространённого в русской литературе 19 века сюжета, где молодой писатель, пришедший в литературу с лучшими намерениями, разочаровывается и либо начинает халтурить, либо уходит из профессии. Эта сюжетная линия может стоять в центре романа/повести/рассказа или быть только одним из его элементов. Кроме того, по мнению Рейтблата, устойчивое появление подобной "формулы" обычно выражает тот или иной социальный запрос.
Обращаясь к детективу, можно заметить, что, например, его "невозможный" вариант, появившийся в 1930-е годы, в первую очередь, в результате деятельности Карра, подходит под рейтблатовское определение. Налицо использование определённого сюжетного хода, причём произведения разных авторов явно взаимосвязаны и так или иначе полемизируют друг с другом в решении схожей задачи, вероятен и своего рода социальный запрос (если понимать развитие "невозможного" детектива как дальнейшее "усложнение" жанра для эстетов в противовес общему упрощению и смешению детектива с другими жанрами в этот период). Подобные сюжеты, при этом, могут совмещаться с другими подвидами детектива (крутым, историческим) либо стремлением автора включить в сюжет ещё какие-то линии. Можно ли это считать "формулой" (куда, соответственно, не войдут случайно возникавшие до-карровские "невозможные" детективы, как в пример Рейтблата не войдут произведения со схожим сюжетом, написанные, например, в 18 веке)? Даже если сам термин "формула" неудачен (как я склонен думать), ход мысли уважаемого исследователя мне кажется интересным.
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...