Как я вижу идеал (если такое вообще возможно) художественной (но при этом, как это странно не прозвучит) документальной (то бишь основанной на фактах) исследовательской работы об конкретном авторе. В качестве примеров буду использовать только (известные мне) книги, вышедшие на русском языке. (Взгляд обычного читателя)
Такая “книга-исследование” может быть основана на двух “фундаментах”:
а) дневники автора
б) исследование творчества.
Ведь что вообще такое биография? Родился, учился, женился, работал и умер. Все. Библиография еще проще. Название, первое издание и наличие перевода (в нашем случае на русский язык). Казалось бы, что еще добавлять? Вся эта “желтизна” в стиле известных передач, от которых уже тошнит: с кем и когда спал, сколько детишек наплодил, частное видео, другое грязное белье и т.д. и т.п., на мой взгляд, нормальному человеку по барабану. Намного интереснее другое. Многие авторы (а мы все таки в большинстве своем говорим о такого рода биографиях мэтров основоположниках жанра) были знакомы и даже часто друзьями. И знаем примеры произведений написаных “на пари”; на, назовем это “заочное пари“. Часто писатели подначивали друг друга, обыгрывали сюжеты коллег и так далее и тому подобное. Известно немало случаев, когда то или иное событие в личной жизни “выстреливало” в каком-то конкретном произведении. К примеру, Чандлер писал “Долгое прощание” во время длительной болезни супруги, закончившийся ее смертью. И это ощущается в произведении. Прочтите его внимательно.
Переведенная на русский язык “Агата Кристи: Секретный архив” Джон Карран основан на дневниках “королевы детектива”. Этот томик великолепный пример работы с дневниками. Это адский труд для исследователя. Но это и великолепная, познавательная и, интересная, и притом, читается свободно, как художественный роман, а не сухая диссертация с перечислением фактов. Или взять “Скачка жизни” Грэма Лорда о Дике Френсисе. Я наслаждался каждой строкой. Вот в ней видны связи между определенными моментами, фактами, событиями в жизни Френсиса и отражением их в его произведениях. Я когда ее читал, то прерывался на чтение конкретных романов Френсиса. Такие биографии можно написать только при одном условии — знать и любить творчества автора.
“Жизнь сэра Артура Конан Дойля” Д.Д. Карра, это вообще отдельная песня. Я ее читал два раза, и что-то захотелось (в свете поднятой темы) прочитать еще раз. Честно скажу, я вообще не воспринял эту книгу, как библиографию. Это художественная библиография Дойля, как ни парадоксально это прозвучит. У меня есть еще “Автобиография” Агаты Кристи, но это другая история — это написано самой Кристи.
Биографии авторов — это, назову это так “штучный продукт”. И да, я не думаю, что он будет интересен широкой публике. Его может оценить (попытаюсь сыграть словами) “штучный читатель”. Именно фанат жанра, а в данном случае, еще и фанат конкретного автора. А это значит, что “смельчаку” надо понимать, что его книгу-исследование будет читать требовательный читатель, который прекрасно (а местами даже лучше) разбирается в предмете. И просто с чем-то, написанном “на коленке”, его не проведешь. Что, а это я хочу отдельно подчеркнуть, ни как не означает, что более простые, созданные для широкой публики, не нужны. Я такие работы, как то назвал “Эврика”. Помните такой журнал советских времен. Всего понемногу. Для широкой публики.
Большинство из нас (я имею ввиду живущих в России) не имеют доступа к архивам, дневникам и т.п. зарубежных авторов. Но мы можем внимательно изучать творчество авторов, пользоваться критическими материалами (по крайней мере доступными) зарубежных критиков. информацией в интернете. Вообщем всех доступной инфой. Вот не буду скромничать. Если использовать ВЕСЬ материал, который я начал собрать в свое время, при активной помощи моего друга, который владел английским, как я русским) еще когда только задумывал делать сайт (не форум, а именно еще сайт), то... В начале сайт задумывался не как о невозможном преступлении, а именно о Д.Д. Карре и только. Это потом “Остапа понесло” :) То есть материла (просто, грубо говоря “набор” различных сухих фактах жизни, случаи и т.д.) было собрано Короче, если заняться целью, то используя все что собрано тогда, да плюс что еще добавилось за эти (скололо там, лет двадцать +) у нас (причем не только в открытой авторской теме)... Думаю все понимают о чем я. Но боюсь, что то, что меня остановило тогда, влияет на сейчас. Все просто. Тогда я начал прощупывать (предварительно) возможность официального издания. Что было дальше, думаю сами додумаете. То есть, как тогда. так и сейчас — как говорят в таких случаях писатели — “работа в стол”.
К чему столько букФФ. Эти размышления продукт “десяти +” ЛС с Роджером Шерингэмом и vldmrvchом. Эта “простыня” в тему, которая навеяла меня на эти мысли, не совсем подходит.