ВЫЗВАТЬ ДЬЯВОЛАПожалуй, я досрочно не могу разделить всех будущих восторгов по поводу данного романа. Хотя сразу оговорюсь - для дебютного романа уровень поразителен. И ещё поразительнее дерзость, с которой автор ставит перед собой решение сразу двух "невозможных" преступлений - убийства в герметично запертой комнате, оба выхода из которой находятся под наблюдением, и убийства в комнате с единственным выходом, опять-таки находящимся под наблюдением. Ещё одно немаловажное достоинство книги - она прекрасно написана. Смит умело держит диалог и расставляет пояснения к репликам так, что можно услышать интонацию каждой сказанной фразы (а не просто "сказал А", "ответил Б", как, увы, часто бывает в детективах). И это позволяет добиться полного эффекта погружения.
Совершенно прекрасна беседа Лоуренса с приятелем-полицейским в середине книги. Признаюсь, что допустил неточность в статье в заглавном посте (т.к. пробежал тогда текст очень бегло, опасаясь нахватать спойлеров). Лекция доктора Фелла там не пересматривается - там поочерёдно, пункт за пунктом, прикладываются к обстоятельствам данного дела все возможные варианты совершения "убийства в запертой комнате" (согласно типологии Великого Мерлини в "Смерти из цилиндра", дополняющей типологию доктора Фелла в "Трёх гробах"). Есть почти спойлер на "Тайну Биг-Боу" и ещё пару не переведённых романов, но только почти. Да, кстати, Элджи Лоуренс со знанием дела сообщает, КТО на самом деле автор "Смерти из цилиндра".
Главный недостаток уже выше отметил Гастингс - тут действительно очень не хватает промежуточных версий (если не считать ахинею, которую несёт престарелый алкоголический любитель детективов, отвечающий здесь за комическую линию). Сперва непонятно ничего, потом Элджи Лоуренс вдруг понимает всё. Чтобы как-то растянуть объём, автор просто вставляет в сюжет второе убийство (вот с ним кое-какие промежуточные версии есть, и довольно остроумные). Так же, как Тэлбот, Смит предпочитает по ходу дела не столько блистать дедукцией, сколько нагнетать напряжение.
Поэтому убийство происходит далеко не сразу, и едва ли не четверть книги посвящена тому, что хозяин дома собирается войти в "ту самую" проклятую комнату, и все из-за этого нервничают. Я совсем не сторонник обязательного появления трупа в первой же главе, порой даже занятно бывает поразгадывать, кого же именно из персонажей убьют. Но тут сразу очевидно, кого, где и когда убьют, так что завязка выглядит слегка растянутой. Поэтому же, вероятно, в конце книги зачем-то присутствует "экшн" с дракой, сопровождающийся, к тому же, дешевыми приемами вроде появления на сцене преступника, который еще несколько страниц именуется по тексту просто безымянным "убийцей", для пущего нагнетания.
Впрочем, это не в претензию - всё это нагнетание написано очень сочно и читается вполне увлекательно, будто фильм смотришь. Больше раздражает не слишком уместная и довольно откровенно (для тогдашнего детектива) поданная любовная линия (привет Alex Smith).
И, прямо скажу, меня скорее разочаровала разгадка. Накручено там много (автор сам позднее считал, что перемудрил, исходя из письма к Эйди, помещённого в приложении), но общая идея трюка (значит, и личность убийцы) - то, что первым приходит в голову. К тому же есть тот самый момент, который, по неоднократно выраженному мнению доктора Фелла, в impossible-сюжетах "сводит всё на нет". Быть может, из-за размаха, с которым подана загадка, я ждал чего-то грандиозного, а получил не банальное, но предсказуемое решение. Впрочем, финальная речь Лоуренса с разбором мелких улик, выведших его к истине, хороша.
И, ещё раз оговорюсь, для дебютного, почти "любительского" романа замечательно. Всем бы так. Без дальнейшей творческой участи Смита, конечно.
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...