Дом, который убивал А вот тут француз подкачал. Но разберемся по порядку.
Три невозможности.
Первая запертая комнат. Девушка умирает от удара кинжалом в запертой комнате. Решение оставило ощущение что где-то было. В сериале Джонатан Крик точно. В классификации доктора Фелла об этом упоминается так, что врезается в память сразу. Наверняка еще где-то встречалось не раз. Не думаю, что нужно отслеживать кто был первым, это не столь важно. Я думаю, на менее искушенного читателя это произведен нужное впечатление, ведь решение не лишено необходимой для невозможности эстетики. Хоть я и не сторонник придираться по части правдоподобности, но здесь мне кажется перебор, убийца настолько точно все рассчитал, что в это трудно поверить. В других обстоятельствах ну допустим – мол не получилось сейчас получится потом. Но об этом преступлении полиция была предупреждена (это, кстати, тоже часть большого плана убийцы причем не самая остроумная), а если полиция предупреждена есть только одна возможность и она должна сработать иначе вся задумка рухнет. С другой стороны, это все придирки. Хорошая запертая комната.
Второе невозможное убийство. Даже не знаю, как описать.
Спойлер:
Все несутся за невидимыми бандитами, потом глядь, а позади них труп. Кто? Как? Непонятно. Вроде и невозможность, а с другой стороны, при внимательном детальном восстановлении всех передвижений… Аллу кстати так и вычисляет убийцу, просто потому что больше некому, а потом уже понимает как это сделано.
Ну такая себе невозможность. Странная, натянутая.
Третье невозможное преступление – снова запертая комната. На этот раз жертва сам сыщик. Решение на мой взгляд не плохое, но, по-моему, слишком простое на грани с банальностью. Плюс чувствуется какая-то недоработка полиции,
Спойлер:
как если бы они не нашли убийцу в шкафу.
Не знаю, не впечатлило.
Теперь про общий детективныей сюжет. Не вдаваясь в детали, скажу лишь, что у этого детектива очень много проблем. Первая и самая бросающаяся в глаза - это перебор во всем. Автор не смог вовремя остановиться и обуздать свою фантазию. Иногда это хорошо, а здесь как-то сработало в обратную сторону. Чуть больше половины книги прочитано и перед нами уже пять убийств и все они решены. Что же дальше? А дальше автор не придумал ничего лучше, как сделать еще один поворот, но это уже очень искусственно, по сути к одной истории прицепили еще одну, как будто сняли вторую часть на волне успеха от первой. А как известно вторая часть всегда хуже. И здесь тоже самое. Вторая история она, конечно, связана с первой, но, как бы без спойлера сказать, вторая история с первой соединена тоненькой ниточкой, о которой в первой истории не пол слова. Вторая история это уже какие-то приключения, куча необъяснимых событий, которые потом объясняются сами собой, новые загадки не разгаданы, решения просто предоставлены читателю. А сыщик очнулся и говорит, что так и знал. Занавес.
Более-менее близка к классическому детективу первая часть, но ключиков маловато, а сыщик уж слишком прозорлив. Некоторые ключи не известны читателю заранее, а преподносятся, по сути, уже в обвинительной речи, что не есть хорошо. А ключики то ключевые, вот и обидно.
Еще одна проблема – полное отсутствие альтернативы злодею. Этот главный принцип игры вообще не проработан автором. Народу много, но если уж он такой поборник строгих правил, то кандидат, по сути, только один.
И еще что мне не понравилось. Это снова к вопросу о перенасыщенности сюжета. Линий несколько и они как то не очень уж изящно переплетаются, как будто все это нужно только чтобы напустить туману, запутать, но это не похоже на красивый единый общий сюжетный рисунок с несколькими переплетающимися замыслами, это один центральный замысел и боковые обслуживающие его прилепки, которые нужны только чтобы двигать центральную линию и делать ее загадочной.
И язык. Не даром автор сам говорил про игру и кроссворд. Это даже не протокольный язык. Это какой-то конспект, набросок, черновик. Что-то такое не доделанное. Персонажи не просто картонки, бездушные пешки, это какие-то мультяшки, на которые падают наковальни и звёздочки летают вокруг головы. Они как персонажи старой компьютерной игры, такие же странные и неуклюжие. Их поступки, мотивы, мысли - это всего лишь реакция на нажатие кнопки джойстика, который держит автор. Вот надо ему чтобы, преступник буквально сам во всем признался и преступник, повинуясь кнопке говорит: ладно, ваша взяла, я спортсмен, я умею проигрывать. Вот так благородство, а ведь это человек, убивающий на право и налево, да еще как. Потом выясняется, что у него ого-го какие планы наполеоновские были. Я может слегка утрирую, но по части литературности это уровень бульварного чтива.
Честно говоря, пусть это звучит жестоко, я не удивлен почему Вендри был забыт. Он не выдерживает конкуренцию не то, что с Карром, но и со многими другими авторами. Стееманн вот издавался на русском, значит выдержал некую конкуренцию, хоть его сюжеты не столь закручены, он нашел своих читателей и через года. А Вендри почему-то нет.
Еще раз убеждаюсь, что одной запертой комнаты недостаточно для хорошего детектива. Все остальное тоже должно быть проработано на нормальном уровне. Должна быть минимальная интрига на вопрос «кто?» и «почему?». И в целом это должна быть какая-то интересная история. Что такое что вызывает любопытство. Просто запертую комнату можно использовать для рассказа. Но детективный роман – это уже сложная литературная вещь, тут иногда конспект и переписать надо, может даже предварительно перетряхнуть его. И литературность. Необходимый минимум. Без этого никак. Все-таки детектив – это не кроссворд, это особый сорт литературы.
Честно скажу от Вендри ожидал другого уровня. Уж очень он расхвален был, типа забытый гений. Даже кто-то ставил его выше Карра. Но это далеко от правды. Поэтому я расстроен. Да, это первый роман автора, но Двойное алиби как-то не внушает надежду.
"Сыщик без фантазии, что всадник без лошади, кричать "ура!" может, да скакать не на чем". Николай Леонов "Явка с повинной".