Дешилл Хэммет ( Samuel Dashiell Hammett, 27 мая 1894—10 января 1961), американский писатель и критик, автор ставших классикой детективных романов, повестей и рассказов. Один из основателей, наряду с Р. Чандлером и Д. М. Кейном, жанра "крутого детектива". Иногда Хэммета называют также одним из основателей субжанра "нуар".
Хэммет родился в графстве Сент-Мэри (Мэриленд, США). Его детство прошло на улицах Филадельфии и Балтимора. Он становится детективом в 1915 присоединившись к Baltimore branch of the Pinkerton National Detective Agency, расположенного в Continental Building. "Хэммет не только рассказывал рассказы, он также ходил походы" - Хэммет был действительно частным детективом. Он учился детективной работе у James Wright, не высокого, коренастого, сурово говорящего оперативника, который был для Хэммета идолом (и который впоследствии вдохновил его на "The Continental Op"). Работа детектива была не легка. Годами позже Lillian Hellman, друг и любовь Хэммета писала, "раны на ногах и вмятины на головах после общения с преступниками".
Хэммет оставил агенство "the Pinkertons" в 1918, и присоединился к действующей американской армии, но, туберкулез заставил его начать медицинское лечение. Хэммет всегда не отличался крепким здоровьем, которое усугубляли туберкулез и пристрастие к спиртному. После госпиталя он возвращается в "the Pinkertons", и начинает работать в их офисе в Сан Франциско. Во время забастовки угольщиков, Хэммет как и другие сотрудники "the Pinkertons" был командирован в маленький городок шахтеров Butte, Montana, где произошло убийство профсоюзного лидера шахтеров Frank Little, по видимому сотрудниками "Pinkerton Op", которые были наняты как strike breaker.Хэммет немедленно разрывает с агентством, видимо уже тогда у него формировались левые взгляды (которые принесут ему так много неприятностей во времена законов McCarthy, в пятидесятых).
В 1921 женился на медсестре Жозефине Нолан, в 1921 г. родилась дочь Мэри Джейн. Но в 1926 году, вскоре после рождения второй дочери, Жозефины, Хэмметт уходит из семьи и начинает литературную карьеру.
В 1922 году Хэммет начинающий профессиональный рeпортер в Сан Франциско публикует в журнале "Black Mask" свой первый рассказ "The Parthian Shot," в октябре 1922 "The Smart Set", и вскоре после этого "The Road Home". Его следующая публикация в "Black Mask" -"Arson Plus," в октябре 1923, знакомит читателей с персонажем "The Continental Op" - безымянным оперативником The Continental Detective Agency . Возможно "The Continental Op" не идеально выписанный персонаж, но его значение для развития жанра трудно переоценить. Думается, без него Chandler не создал бы Marlowe, Macdonald не создал бы Archer, Nebel не создал бы Donahue, и так далее, и так далее.
В 1929 выходят в свет первые романы Хэммета-"Red Harvest" и "The Dain Curse".В 1930 выходит лучшая и наиболее известная книга "The Maltese Falcon", с главным героем Sam Spade. Разумеется, ей большую известность принес снятый на ее мотивы в 1941году фильм режиссера John Huston, с актером Humphrey Bogart в роли Spade. "The Glass Key" (с главным героем гангстером Ned Beaumont, 1931), и "The Thin Man" (с Nick и Nora Charles, 1934) также были бестселлерами; по обоим поставлены успешные фильмы.
В 1934, Хэммет встретил Lillian Hellman, амбициозную сценаристку, и стал заниматься "коктейлями, политикой и лишь слегка искусством". Больше Хэммет не написал ни одного романа, лишь изредка выходили его короткие рассказы.
Lillian и Хэммет имеют крайне левые взгляды, и в 1937 году вступают в Коммунистическую партию США.
. В 1942 г., после Перл-Харбора, Хэммет снова поступает на службу в армию и проводит большую часть Второй мировой войны на Алеутских островах, редактируя боевую газету. В 1946-47 гг. председательствовал в нью-йоркском конгрессе по правам граждан. В 1951 был обвинен в антиамериканской пропаганде за активно выражаемые симпатии к коммунистической партии и провел 6 месяцев в тюрьме. Фигурант "Чёрного списка" Голливуда.
Хэммет умер в Нью-Йорке от рака легких и, как ветеран двух войн, похоронен на Арлингтонском мемориальном кладбище.
Реймонд Чандлер так характеризовал прозу Хэммета:"С первых (и до последних) шагов своей писательской карьеры он писал о людях энергичных и агрессивных. Их не пугает изнаночная сторона жизни, они, собственно, только ее и привыкли видеть. Их не огорчает разгул насилия — они с ним старые знакомые. Он изобразил этих людей такими, какими они были в действительности, и наделил их живой речью, какая была им свойственна. Хемметт был прекрасным стилистом, но его читатели об этом и не догадывались, поскольку он изъяснялся совсем не так, как положено, по их мнению, изящному стилисту".
А Ross Macdonald в MWA Anthology в 1952году - "We all came out from under Hammett's black mask." ("Мы все появились из Хэмметовской черной маски").
Сам Хэммет однажды сказал своей дочери Josephine:""I've been as bad an influence on American literature as anyone I can think of." ("Я думаю, я так плохо повлиял на американскую литературу, как не один другой").
- Библиография | +
- Экранизации | +