Автор Доктор Фелл » 10 апр 2010, 13:23
НЕ ТОЛЬКО ЭДГАР ПО. Улица Морг 1 「серия антология мистического детектива」
Отлично изданный томик, на мелованной бумаге. Обложка книги по стилю, чем то напоминает один из лучших сборников, выпущенных в прошлом году – “Не только Холмс”.
Да и обратите внимание на названия. “Не только Эдгар По” и “Не только Холмс”.
На первых страницах этой книги предисловие Александра Горянина “Эдгар По – пролагатель путей”. Я не очень то читаю предисловия, всегда с опаской просматриваю для начала. Довольно часто, люди пишущие предисловия, умудряются раскрыть какой то секрет произведений, а попроще, можно нарваться на спойлер. В этот раз мои опасения не оправдались. Предисловие оказалось очень удачным и интересным. Советую прочитать.
Открывает сборник отличная повесть немецкого писателя Эрнеста Гофмана “Мадемуазель де Скюдери”. Мне в юношестве очень нравился этот оригинальный автор. Я до сих пор помню его рассказы “Золотой горшок”, “Крошка Цахес”. Эта повесть Эрнста Гофмана “Мадемуазель де Скюдери”. Повесть, которая написана в 1819 году, за 22 года до первого детектива Эдгара По. Почему все таки принято считать, начало детективного жанра с По? Странно.
Повесть детективная, иначе ее не назовешь. Завязка, тайна, убийство, обвинение преступника и разгадка, которую находит мисс Марпл, ой, извините, мадемуазель де Скюдери. Прочел с удовольствием. Да еще и невозможное исчезновение преступника на глазах полиции. Во как!
Зато следующий рассказ французского писателя Проспера Мериме “Венера Илльская” к детективу отношения не имеет. Это готический рассказ, и довольно интересный. Чуть свою станцию метро не пропустил из-за него. :)
Следующий за ним недетективный рассказ французского автора Проспера Мериме “Венера Илльская”. Это отличный готический рассказ.
Надо отметит, что сборник разделен на четыре части: «Становление жанра: предшественники и попутчики”, “Эдгар Аллан По”, “По стопам Эдгара По (XIX)” и “По стопам Эдгара По (XX)”. Первые два автора и входят в первую часть сборника.
Часть II. Я понимаю что составителям данного томика было трудно отобрать произведения Эдгара По. Но они удачно, на мой взгляд, выбрали рассказы, учитывая название серии “антология мистического детектива”. Мистика и детектив. В сборник вошла знаменитая “Убийство на улице Морг”, которую читал еще до революции :). И был приятно удивлен. Я совершенно забыл начало рассказа. А ведь там, что-то похожее на лекцию о логике мышления, то, что намного позже получило название “дедуктивный метод”. Психологический рассказ “Сердце — обличитель”. Да да, не удивляйтесь. Я увидел в этом рассказе то, что потом назвали “психологический детектив”. Потрясающий, пронзительный, на грани нервного срыва “Колодец и маятник” и “Бочка Амонтильядо”, подтверждающий мое любимое выражение — “Месть это такое блюдо, которое надо подавать в холодном виде”.
Третью часть открывает “друг женщины в белом” как назвал Уилки Коллинза Д. Д. Карр. В сборник вошел рассказ “Дьявольское ложе” где автор предлагает загадку “запертой комнаты”. По крайней мере, так написано в энциклопедии Роберта Эйди. Я бы не относил бы этот рассказ к этому жанру. Обычный авантюрно — приключенческий рассказ. В некотором смысле написанный в готическом стиле.
Чисто готический рассказ Чарлза Диккенса “Суд над убийцей”. Было бы неплохо, если бы и жизни было такое возможно — на суде присутствует призрак убитого и комментирует ход процесса, указывая, кто врет, и кто виноват.
Очень коротенький рассказ Филиппа Огюста Матиаса Вилье де Лиль Адина (фамилия автора больше, чем рассказ) “Пытка надеждой” мог бы попасть в один из сборников Хичкока. В любой, самой критической ситуации человек не оставляет надежды спастись, и это самая страшная пытка, которая не сравнится ни с какой физической болью.
До своего “заболевания” детективом я много читал классиков “серьезного” жанра. Но вот Ги де Мопассана не жаловал. Все, что осталось в памяти, повесть “Пышка”. В сборнике представлена его повесть “Маленькая Рок”. На мой взгляд, лучшее произведение, представленное в этом сборнике. Написанная в стиле психологического детектива повесть как бы подтверждает правило: человек предполагает, а Бог располагает.
За ним следует рассказ Стивенсона “Маркхейм”. Тема, которая не раз поднималась писателями — сделка с дьяволом. Не буду рассказывать содержание рассказа. Но тема рассказа перекликается с рассуждениями о добре и зле в “Мастере и Маргарите”. И дьявол дьяволом, но многое зависит от человека.
И последняя повесть в третьей части сборника “По стопам Эдгара По ({XIX век)” Пьер Гамарра. Убийце – “Гонкуровская премия”. Опа. Ошибся. “Идеальное преступление” Жана Ришпена. Я не просто так ошибся. И это не спойлер. Когда-то считал, что Пьер Гаммарра первым использовал этот прием. Преступник совершает преступление и издает книгу, которая становиться бестселлером. Нет. Намного раньше этот прием применил Жан Ришпен. Отличная повесть. И не только как детектив, вернее, это вообще не детектив. Это рассказ о сломанной психике, о жажде славы, и о том, чем это кончается.
Рассказ Рюноскэ Акутагава “В бамбуковой чаще” я читал и ранее. Формат рассказа, а именно описание одного преступления с различных точек зрения, не раз использовался в дальнейшем. К примеру, “Перст указующий” Пирса. Оригинальный рассказ, оставляющий открытым вопрос – кто убийца. Хотя, возможно, так и задумано.
Еще один рассказ без окончания “Крысолов” А. Грина. Тут я в смятении. Написанный в стиле готической школы, полон вроде понятными аллегориями, но как бы без точки над i. Или, возможно, я его не понял. Трудно сказать. ИМХО. На мой взгляд, самый неудачный рассказ в этом сборнике.
И завершает сборник рассказ Г. Честертона “Вещая собака”, включающий в себя невозможное преступление. Не буду много говорить об этом рассказе. Только одно. Один из романов “маэстро” ДДК полностью основан на способе убийства, использованном в данном рассказе. Надо будет для себя сравнить даты написания романа ДДК и этого рассказа.
Вердикт. По отдельности каждый рассказ или повесть, наверное, издавался и не раз. И можно найти в инете. И тем не менее. Этот сборник - одна из тех книг, которые должны быть в библиотеке поклонника детективного жанра.
‘И сказал По: да будет детектив. И возник детектив. И когда По увидел, что создал, он сказал: и вот хорошо весьма. Ибо создал он сразу классическую форму детектива. И форма эта была и останется во веки веков истинной в этом бесконечном мире’. © Эллери Квин.