Автор afanasev » 23 июн 2020, 08:56
Вчера строчил с пол часа, вытирая пот, разнес всех оппонентов в пух и прах, просто пустого места не оставил… а потом, видимо, нажал не ту кнопку и пост не опубликовался. Сегодня захожу – пусто. Немножко выбило из колеи. Но сегодня продолжим. Буду писать сначала в ворде.
Дискуссия явно уходит вбок. В какие-то частности. Для меня Троллоп не более чем смешная фамилия. Не читаю я зарубежных авторов, кроме детективов и некоторых других штучных примеров. Может зря, возможно открыл бы новых авторов и может появились бы любимчики.
Хотелось бы вернуться к предмету спора.
Чистый детектив или детектив +.
«Плюс» - это все то, что не связано с детективным сюжетом. Отвлеченные рассуждения о том о сем, любовная линия, серьезные и не очень темы, которые видимо волнуют автора, и он хочет, что-то сказать по этому поводу читателю.
Куда-то вбок уводят нас рассуждения о том, что такое классика. По-моему, это не имеет отношение к предмету спора. Ярлык «классика», конечно, отражает мнение большинства, классиками просто так не становятся, это значит, что книги классиков обладают высокими художественными достоинствами, которые объективно определяются. Все остальные рассуждения типа того, что непонятно почему этот классик, а тот нет, потому что тот, кто не классик, даст классику фору в сто очков… ну это уже споры о вкусах. Понятно, что у каждого своя обойма любимчиков, и коробит от того, что кто-то их считает писателями средней руки.
Но факт остается фактом, поскольку классики не просто так стали ими, а потому что объективно хорошо пишут, другие объективно не дотягивают до уровня мастерства классиков. «Война и мир» занудная классика, но она занудна только по меркам сегодняшним, а тогда это был бестселлер, за язык, за образы, за батальные сцены, которые сейчас все пролистывают. Опять же среди классиков, что-то нравится что-то нет, вкусы разные. Набоков получил Нобелевскую премию. Кто-нибудь скажет незаслуженно? Его роман «Защита Лужина», где нет ни одного диалога, не каждый осилит. Или Давлатов, никаких премий, долгое время не замеченный никем, сейчас просто икона, «Давлатов наше все!». Никогда в одном предложении не использовал слова, начинающиеся с одной буквы, читаешь и просто летишь по страницам…
Только какое отношение это имеет к детективу? Никакого. Я всегда говорю, идеальный детектив, это математический сюжет условного квина, написанный языком классика (т.е. мастера слова). Но таких нет. Факт. Это что касается мух. А теперь о котлетах.
Вернемся к предмету спора. Моя позиция такова.
Начну с определения понятий.
Беллетристика, она же жанровая литература – массовая литература, задачей которой является развлекать. Это можно сказать научное определение. Спорить бессмысленно. Деление на жанры тоже исторически сложившийся факт. На жанры начали делить издатели, чтобы точнее удовлетворить запрос читателя. И это меня вполне устраивает, чем больше жанров и поджанров, тем точнее я сделаю свой выбор. Эксперименты и смешения жанров будьте добры тоже отражать на обложке, чтобы для меня не было сюрпризом, что пол книги сыщик будет любить и страдать, а потом случайно раскроет убийство. Но это мои личные хотелки. Но разве не для этого мы читаем отзывы? Именно чтобы определить мое это или не мое, понравится или нет. Иначе как сделать выбор в этом море. И чем больше конкуренция, чем больше массовой литературы, тем больше необходимость жанровых разграничений. Но массовость настолько велика, конкуренция так огромна, что издателям ничего не осталось как использовать всего один жанр – бестселлер, либо книга заслуживает внимания всего человечества, либо нет. Поэтому на обложках не пишут, о чем книга, а пишут максимально расплывчатые отзывы авторитетных изданий. В итоге мы получаем Девушку в поезде, Дом шелка и прочее… Сами подберете эпитет. Мой выбор, как вы понимаете, не очень цензурный.
Что такое серьезная литература? Это профессиональные писатели, которые всех остальных считают детьми? Нет, конечно. Это авторы, которые с помощью книги, хотели бы поднять какую-то серьезную тему, разобраться в ней или просто сказать то, что они об этом думают. Как правило эти книги глубоко метафоричны, в них все сказано не в лоб, а через художественные образы и т.д. и т.п. Они лучше, чем беллетристика? Нет. Их нельзя сравнивать, потому что у них разные задачи: либо развлекать, либо учить, исследовать, искать, проповедовать и т.д. Они удовлетворяют разные запросы.
Тут нужно оговориться, что уровень мастерства теоретически может быть одинаков и у беллетриста и писателя (т.е. автора серьезной литературы). Например, я высоко ценю писателя Леонова, который языком владел виртуозно, но он не писал серьезную литературу, он писал полицейские романы высоко классика, и остросюжетно, и высокохудожественно.
Т.е. и беллетрист и автор серьезной литературы, по мастерству могут находится на одном уровне, но выполняют разную задачу и поэтому у них разные по содержанию книги. Еще раз для закрепления: автор серьезной литературы не лучше беллетриста только потому, что у него серьезные темы. Это не делает его автоматически классиком. Коль скоро отнесение к классике, это общественное признание совершенно естественно, что классики есть как среди беллетристов, так и среди авторов серьезной литературы. Просто не могут быть все классиками, так или иначе авторов сравнивают и выбирают лучших. Но сравнивать нужно авторов одного уровня. Глупо сравнивать «Войну и мир» Толстого и «Отравленный шоколадки» Беркли, хотя они оба классики в своей нише.
Еще добавлю, что определенная специализация, заточенность автора под определённый жанр это нормально. Не нормально стараться быть лучшим во всем, например, во всех жанрах беспощадно смешивая их, или писать детектив и заявлять, что это история не про убийство, а про пороки общества, но о детективе отдельно.
Чистый детектив, с ним все понятно. Все правила, условности жанра на месте. Все что нужно в детективе есть. Хорошо или плохо, оцениваем с точки зрения жанровых критерий.
Что такое «детектив +» и для чего он нужен? Какие задачи автор ставит перед собой? Есть несколько версий.
Первая: автор считает, что так его детектив будет интересней, увлекательней, что это действительно добавит что-то детективу. Например, наверное, интересней следить одновременно за расследованием и любовной линией. Но тогда автор должен сделать обе линии яркими, тут я соглашусь с РШ. Но очевидно это будет загораживать детектив. К этому возвращать не будет.
Версия № 2: автору надоел чистый детектив, хочется высказаться и по другим животрепещущим поводам. И вот тут автор совершает ошибку. Вместо того, чтобы написать роман на затронувшую его тему, он пишет «детектив +». Поскольку он делает два дела одновременно, у него получается плохо и там, и там, как если бы он одновременно танцевал и декламировал стих. По-моему, довольно бесспорный момент. Невозможно сделать хорошо обе задачи сразу. Серьезная тема, если перетянет детектив, превратит книгу в серьезную литературу. Если детектива больше, то отвлеченные темы будут раздражать, сбивать с толку, граничить с нечестной игрой, как будто автор хочет спрятать интригу за обилием текста (это тоже, кстати, может быть одной из версий).
Версия № 3. Автор считает себя писателем вне рамок, свободным художником. Такие тоже есть. Про них в графе жанр пишут прозаик, потому что они действительно пишут вне жанров. Хрестоматийный пример «Мастер и Маргарита» Булгакова. Роман, написанный во всех жанрах сразу. Из современных примеров: Буйда, Иванов, Пелевин наверно. И здесь к автору «детектива +» тоже есть претензии. Потому что есть произведения со множеством лиц как «Мастер и Маргарита», а есть очевидные «детективы +», где есть что-то не детективное, но что это и зачем не понятно. Слишком невнятный посыл. Прямым языком, вот этот вот «+», он ни к селу ни к городу.
Версия № 4. Нравится мне меньше всего. Вода в детективных произведениях появляется вынуждено. Это когда контракт содержит сроки и объем и вот автор спешит сдать рукопись и надо чем-то заполнить авторские листы, иначе неустойка, пеня и штраф.
Выводы.
Есть люди, которые любят развлекательную литературу, есть люди, которые любят серьезное чтение, чтобы было над чем подумать, над чем-то более важным, чем вопрос «а кто укокошил миссис Валентайн?». Это два разных запроса. И это две разные книги.
Если в книге есть детективный сюжет, но при этом автор ставит куда более серьезные вопросы, чем только детективные, ну, очевидно же, что это уже не развлекалово. А если таки серьезных тем нет, то это чистой воды развлекалово. Все просто и понятно и спорить тут бесполезно.
А вот если автор лишь делает вид, что он пишет серьезную литературу с детективным сюжетом, но при этом не дотягивает, не раскрывает серьезную тему, а лишь касается ее, мол вот смотрите я не клоун, я не развлекаю, я пишу серьезно, тогда грош цена таким потугам. И пищу для ума не дал, и развлечение испортил. Пример, Вердон «Загадай число». Типичный пример современного детектива (триллера, остросюжетного роман и бог знает чего еще, сейчас все в одном флаконе, главное, чтобы был бестселлер). Типичный пример «дететкива +». Добрую половину книги сыщик страдает. С женой не домолвки, маленький сын погиб, взрослый сын не общается… Ну и что? Никакого развития это не получает, ни к чему не приводит. Просто нытье всю дорогу. Может быть мы чего-то не знаем, может автор таким образом хотел показать, что полицейские тоже люди, так сказать, сделать глубокий образ персонажа... Ну тогда, мы видим не лучший способ это сделать, страдающий сыщик, это просто уже штамп всех современных бестселлеров.
«Плюс» в «детективе +» это всегда, что такое не доделанное, отвлекающее от детективного сюжета, и ни к чему не приводящее, кроме раздражения от того, что прочитал 600 страниц, а мог бы прочитать 300 и ничего бы не потерял. «Плюс» это пятая нога, баян, который не нужен козе. «Плюс» - это комплексы автора, «плюс» - это попытка вырваться за рамки, но этот побег обречен, потому что он совершается негодными средствами. Автор «детектива +», как слепой котенок, тычется в стену и не может найти выход из коробки, куда он забрался сам добровольно, потому что каждый автор сам выбирает свою стезю. Многим авторам, я в этом убежден, просто не под силу пересечь черту, вот они и прыгают у подножия горы, на которую не взобраться. Ну или автору просто плевать на то, что он делает, пишет, как пишется, особо не вникая в жанр, не изучая предшественников, даже не стараясь стать мастером, ну, а че бы нет, если книжки крутятся, лавеха мутится, жизнь прекрасна. Многие авторы даже не понимают, что такое детектив, и уж тем более, что такое серьезная литература, и где их место в этом огромном мире читательских запросов. Все, вызываю пожарных тушить клаву...
"Сыщик без фантазии, что всадник без лошади, кричать "ура!" может, да скакать не на чем". Николай Леонов "Явка с повинной".