Будет сидеть! Я сказал!
Добро пожаловать на форум «Клуб любителей детективов» . Нажмите тут для регистрации

  • Объявления администрации форума, интересные ссылки и другая важная информация
КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ ДЕТЕКТИВОВ РЕКОМЕНДУЕТ:
КЛАССИКИ ☞ БАУЧЕР Э.✰БЕРКЛИ Э. ✰БРАНД К. ✰БРЮС Л. ✰БУАЛО-НАРСЕЖАК ✰ВУЛРИЧ К.✰КАРР Д.Д. ✰КВИН Э. ✰КРИСТИ А. ✰НОКС Р.
СОВРЕМЕННИКИ ☞ АЛЬТЕР П.✰БЮССИ М.✰ВЕРДОН Д.✰ДИВЕР Д.✰КОННЕЛЛИ М.✰НЕСБЁ Ю.✰ПАВЕЗИ А.✰РОУЛИНГ Д.✰СИМАДА С.

В СЛУЧАЕ ОТСУТСТВИЯ КОНКРЕТНОГО АВТОРА В АЛФАВИТНОМ СПИСКЕ, ПИШЕМ В ТЕМУ: "РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАСТНИКОВ ФОРУМА"

АЛФАВИТНЫЙ СПИСОК АВТОРОВ: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


  “ДЕТЕКТИВ — ЭТО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЖАНР, ОСНОВАННЫЙ НА ФАНТАСТИЧНОМ ДОПУЩЕНИИ ТОГО, ЧТО В РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ГЛАВНОЕ НЕ ДОНОСЫ ПРЕДАТЕЛЕЙ ИЛИ ПРОМАХИ ПРЕСТУПНИКА, А СПОСОБНОСТЬ МЫСЛИТЬ” ©. Х.Л. Борхес

Содзи Симада

Правила форума
Если в рекомендациях присутствует спойлер (любой намек на секрет произведения), используйте тэг spoiler. Сообщение, в котором будет нарушено данное правило, удаляется администрацией без предупреждения, а участник получает предупреждение.

Авторы раздела: Т. Абико, Г. Адэр, П. Альтер, П. Амнуэль, Ю. Аосаки, Ю. Аяцудзи, С. Бретт, Ф. Броуди, А Брэдли, А. Бьерке, Л. Гамильтон, Б. Гарсиа, Р. Голдсборо, Э. Горовиц, Э. Грэнджер, К. Грэм, К. Данн, К. Декстер, Э. Джордж, Ф. Д. Джеймс, М. Джовани, Д.С. Дэвис, М. Йорк, Г. Каллингфорд, Л. Кинг, Д. Клиланд, Ф. Клюпфель, М. Кобр, Л. Коуди, Х. У. Лалум, Д. Лескроарт, Д. Линскотт, П. Ловси, М. Л. Лонгворт, С. Масси, Й. Маурер, Б. Мейтланд, З. Милошевский, Д. Норбу, Д. О'Коннор, Л. Пенни, Э Перри, К. Посадас, С. Райт, Г. Резников, Р. Реувен, Р. Ричардсон, П. Роберсон, Д. Роу, С. Симада, К. Син, Д. Слово, У. Смит, Х. Стангеруп, Л. Стейси, Ч. Тодд, Ж. П. Торок, Э. Уивер, К. Ч. Френч, Ш. Фрейдонт, Хигасино, Р. Хилл, В. Шубрт, Д. Эндрюс, К. Эрд

Содзи Симада

СообщениеАвтор igorei » 24 дек 2018, 00:17

СОДЗИ СИМАДА  「SHIMADA SŌJI」

   ДАТА РОЖДЕНИЯ: 
12 октября 1948 г.*
Фукуями, префектура Хирасима, Япония

   РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Писатель−детективист.
   ЖАНР: ХОНКАКУ−ДЕТЕКТИВ
   ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ: 
Киёси Митараи*
Kiyoshi Mitarai
;
Такэси Ёсики*
Takeshi Yoshiki

   ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА: 1981 — до н.в.
   НАГРАДЫ: Литературная премия Mystery Award (2009)
Изображение

  Содзи Симада —  известный японский писатель, основоположник жанра honkaku.

  • ОБ АВТОРЕ
  • КИЁСИ МИТАРАИ 「цикл」
  • ТАКЭСИ ЁСИКИ 「цикл」
  • ×
Подробная информация во вкладках
After every possibility has been explored, then what remains, no matter how impossible it may seem, must be plausible...Sir A.C. Doyle

За это сообщение автора igorei поблагодарили: 4
buka (24 дек 2018, 11:09) • Mrs. Melville (24 дек 2018, 00:46) • Конан (10 дек 2023, 12:33) • Леди Эстер (24 дек 2018, 14:56)
Рейтинг: 25%
 
Аватар пользователя
igorei
Ветеран
Ветеран
 
Автор темы
Сообщений: 1804
Стаж: 186 месяцев и 14 дней
Карма: + 56 -
Благодарил (а): 1741 раз.
Поблагодарили: 1039 раз.

Re: Содзи Симада

СообщениеАвтор afanasev » 29 май 2020, 08:49

Петр Алексеевич писал(а):  С другой стороны, что странного в том, что у людей, любящих один и тот же жанр, мнения периодически совпадают?
  Частенько на одно и то же произведение диаметрально разные мнения. А тут такое единодушие, чуть ли не дословное. Любим мы один жанр, а вот оцениваем по разному, что главное, что второстепенное, что важно в детективе, что не важно, правдоподобно / не правдоподобно и т.д. и т.п. Я тоже не читаю другие мнения после прочтения книги и перед своим отзывом, тем интересней потом сравнивать точки зрения.
"Сыщик без фантазии, что всадник без лошади, кричать "ура!" может, да скакать не на чем". Николай Леонов "Явка с повинной".
Аватар пользователя
afanasev
Ветеран
Ветеран
 
Сообщений: 1069
Стаж: 144 месяцев и 23 дней
Карма: + 20 -
Благодарил (а): 483 раз.
Поблагодарили: 548 раз.

Re: Содзи Симада

СообщениеАвтор igorei » 29 май 2020, 11:27

afanasev писал(а):  РШ. Относительно износилования до или после убийства, в 1936 медицина это тоже могла точно установить? Я не спорю, я не знаю, просто уточняю.
  Определяли с тех пор, как изобрели увеличительное стекло. особенно если насильник не пользовался кондомом. Подвижные сперматозоиды видны до 6 часов, неподвижные 12, вообще обнаруживаются до 24 часов. Сопоставляют со временем смерти. Наличие кровоподтеков на половых органах и бедрах, говорит о том, что жертва была изнасилована живой, отсутствие мертвой. Как-то так.
After every possibility has been explored, then what remains, no matter how impossible it may seem, must be plausible...Sir A.C. Doyle
Аватар пользователя
igorei
Ветеран
Ветеран
 
Автор темы
Сообщений: 1804
Стаж: 186 месяцев и 14 дней
Карма: + 56 -
Благодарил (а): 1741 раз.
Поблагодарили: 1039 раз.

Re: Содзи Симада

СообщениеАвтор Роджер Шерингэм » 29 май 2020, 13:39

  afanasev. Я всегда стараюсь изучить то, что уже написано о книге на форуме (и других квалифицированных местах), но не до чтения, чтобы спойлеров не нахвататься, а перед написанием своего. Во-первых, может, кто-то понял что-то остававшееся мне неясным, во-вторых, ну, это своего рода имитация научного подхода - изучить, что писали до меня, и учесть, может, с чем-то полемизировать. Если здесь мое мнение в целом совпало с П.А., то оно и с рецензией Б.К. в этой теме тоже совпадает во всех главных пунктах (Борис Карлович не писал про литературный уровень, но про это доктор Фелл писал). Коли так вышло, не высказывать его теперь? Конечно, не очень приятно, если по какой-то теме ничего нового, кроме мелких деталей, не пришло в голову, но так бывает, а отзывы я стараюсь писать на всё, по крайней мере, романы.

  Да, я примерно так и понял ситуацию, как уточняет igorei, на уровне медицины 1930-х эти вещи уже очевидны.
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...
Аватар пользователя
Роджер Шерингэм
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4495
Стаж: 186 месяцев и 15 дней
Карма: + 85 -
Откуда: Edinburgh-of-the-Seven-Seas
Благодарил (а): 252 раз.
Поблагодарили: 2043 раз.

Re: Содзи Симада

СообщениеАвтор afanasev » 29 май 2020, 21:43

  Лично мне интересно любое развернутое мнение, поэтому писать нужно всегда и обо всем. Зацепить может любая фраза. Мой метод - прочитать о книге, внести в список на прочтение, прочитать, сформировать и написать мнение, сравнить с другими, потом можно и добавить что-то. Самая правдивая рецензия - написанная сразу после прочтения. Но так редко удается. Так было с Девятью девять Баучера. А на следующий день я уже думал про правдоподобность трюка, на сколько реально такое на практике. Первое впечатление самое ценное, поэтому не читаю предварительно ничего, чтобы мысли были только мои, не искаженные ничем.
"Сыщик без фантазии, что всадник без лошади, кричать "ура!" может, да скакать не на чем". Николай Леонов "Явка с повинной".
Аватар пользователя
afanasev
Ветеран
Ветеран
 
Сообщений: 1069
Стаж: 144 месяцев и 23 дней
Карма: + 20 -
Благодарил (а): 483 раз.
Поблагодарили: 548 раз.

Re: Содзи Симада

СообщениеАвтор Петр Алексеевич » 30 май 2020, 07:59

Роджер Шерингэм писал(а):  Конечно, не очень приятно, если по какой-то теме ничего нового, кроме мелких деталей, не пришло в голову, но так бывает, а отзывы я стараюсь писать на всё, по крайней мере, романы.
  Лучше совпасть в верной оценке, чем стараться соригинальничать:) В "серьезных статьях" из “академических изданий” вторая тенденция регулярно встречается.
Петр Алексеевич
Свой человек
Свой человек
 
Сообщений: 396
Стаж: 179 месяцев и 6 дней
Карма: + 8 -
Благодарил (а): 5 раз.
Поблагодарили: 60 раз.

Re: Содзи Симада

СообщениеАвтор Роджер Шерингэм » 30 май 2020, 21:07

  "Дом кривых стен"

В данном случае мое мнение будет, наверное, оригинальным :) Потому что это мое самое большое разочарование за последнее время.
Начинается очень многообещающе - есть некий заснеженный особняк миллионера, в который собираются гости, после чего там происходит два убийства. Но вместо того, чтобы убить хозяина дома, которого все собравшиеся очень жаждут убить (как сделал бы средний английский автор 1930-х), здесь автор убивает сперва простого шофёра (которого убивать любому из присутствующих явно незачем), а затем, правда, делает второй жертвой видного бизнесмена, но опять-таки никаких мотивов убить его у собравшихся, по-видимому, нет. Эта оригинальная вариация традиционной темы интригует не меньше, чем то, что оба убийства совершены в запертых комнатах (а в первом случае есть еще и загадка отсутствующих следов на снегу).
Примерно две трети книги следствие ведут, и вполне толково, даже с разными версиями, объясняющими "невозможность", местные полицейские, и только после этого вызванный Митарай, подготовив должные эффекты, раскрывает загадку. И, хотя вообще я не очень люблю, когда любимый сыщик (как иногда Квин или Пуаро) является ближе к концу с готовым решением, в данном случае эта композиция очень уместна, поскольку Митарай автору совершенно не удается - он произносит и совершает массу странных вещей, которые вообще не складываются в единую линию поведения - даже очень эксцентрическую - и в единый образ. Впрочем, другие персонажи на сей раз удались автору лучше, чем в "Зодиаке", читается легче и интереснее.
Но, очень высоко задав планку, автор в итоге с ней не справился. Да, решения "запертых комнат" разные. Первое даже неплохо, во всяком случае, использованный трюк оригинален, хотя и работает только в заданных автором необычных условиях (правда, при описании места преступления я обратил внимание именно на нужную деталь, а затем трюк и в самой книге был объяснён задолго до финала). Со вторым всё гораздо хуже. Поскольку это центральная фишка сюжета (так же, как "убийства Азот" в "Токийском зодиаке"), достаточно сложно возмутиться ей так, чтобы не выдать секрета. С одной стороны, это очень одноразовое решение. Да, оно переворачивает весь сюжет вверх дном, но исключительно потому, что читатель не ожидает, что его будут надувать настолько демонстративно (этим здешний трюк мне отдалённо напомнил разгадку "Восточного экспресса"). Читать второй раз, зная, в чём подвох, будет просто неинтересно, сразу вылезут все слабые места. С другой стороны, это решение жёстко завязано на конкретного - и довольно очевидного - преступника. И ведь у автора была возможность усложнить сюжет, например, чтобы истинный преступник, поняв замысел изначального создателя трюка, использовал его в своих целях - и тогда разоблачение создателя трюка (а им другой персонаж в этой книге не может быть априори) служило бы только ложным ходом. Но, увы, Симада пошёл по самому простому пути. В результате, как метко заметил в своей рецензии Петр Алексеевич, преступник здесь "не использует обстоятельства, а создаёт их", так что "разница между ним и волшебником невелика". На мой взгляд, не волшебником, а скорее супер-преступником из бульварного романа начала 20 века, типа Фантомаса. Там тоже встречались "невозможные" загадки, но как они решались? Вот так же она решена и здесь.
Я не хочу сказать, что разгадал конкретный механизм второй "невозможности", отнюдь. Но я довольно быстро подумал, что если преступник - именно этот персонаж, то это 1) банально; 2) даёт ему в этом сюжете шанс провернуть любую "невозможность", так что и гадать бесполезно. При этом банальность ответа на вопрос "КТО?" в этом романе ведёт к ещё большей проблеме - никаких внятных мотивов у этого персонажа не наблюдается и близко, и автор наворачивает длинную, мелодраматическую и очень неубедительную историю, объясняющую действия злодея. В случае с шофёром было, конечно, трудно. Чтобы создать здесь что-то хлёсткое, надо заниматься мотивами хотя бы на уровне Хейер, если не Хейра, а Симаде интереснее "невозможности". Но уж в случае с бизнесменом можно было предложить читателю что-то более адекватное, чем перепев сюжетов в стиле дешевого криминального фильма с Габеном и Делоном (уточню, конкретный фильм не имеется в виду).
В результате вся книга завязана на провокационное КАК?, к тому же ведущее к банальному КТО? и нелепому ЗАЧЕМ? На этом фоне тонет неплохая первая "невозможность", которую, к тому же, не задействуешь где-то еще саму по себе (повторюсь, её разгадка работает только в условиях этого романа, а они завязаны на основной трюк).
Пожалуй, это один из самых глупых детективов, какие я читал. Не примитивных, в этом буйную голову Симады не обвинишь, а глупых, поскольку автор, поставив себе высокие и оригинальные планки, на деле ограничивается дешевым эпатажем читателя.
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...
Аватар пользователя
Роджер Шерингэм
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4495
Стаж: 186 месяцев и 15 дней
Карма: + 85 -
Откуда: Edinburgh-of-the-Seven-Seas
Благодарил (а): 252 раз.
Поблагодарили: 2043 раз.

Re: Содзи Симада

СообщениеАвтор Борис Карлович » 30 май 2020, 22:09

В отличие от отзыва Бориса Карловича, я вовсе не считаю "запертую комнату" главным вопросом в "экзаменационном билете" Симады


   "Запертую комнату" я никоим образом не считаю главным элементом загадки Зодиака, но, исходя из попадания книги во всевозможные хит-парады "запертых комнат" (вплоть до первого места), я ожидал куда более оригинального решения нежели предложенное автором. Так что в "билете" (мои ожидания как читателя) главным вопросом была запертая изнутри комната, в "ответе" же (книга после прочтения) выстреливает разгадка убийств Азот, которая скорее ближе к сюрреалистическим фантазиям Квина чем к "невозможностям" как таковым.

   С "Домом" понравилась ваша формулировка "эпатажный детектив" - лучше и не скажешь. С остальным... Все-таки к этой фантасмагории Симады (где чУдный и чуднОй дом построившего его волшебника сразу задает тон всему повествованию) стоит относиться как к волшебной сказке, стоящей на "реалистичном" фундаменте, и, на мой взгляд, не стоит ее мерить и загонять в рамки классического детектива с "запертой комнатой". Не потому что нельзя, а потому что сказка на то она и сказка, в которой в любой момент может прилететь ковер-самолет с гуслями-самогудами, как бы это странно не смотрелось в другой, более традиционной книге)
"Я прочел уж не один десяток детективных романов, джентльмены, и поэтому говорить, что я малообразован, – это клевета!"
Найо Марш "Выпить и умереть"
Аватар пользователя
Борис Карлович
Ортодокс
 
Сообщений: 1989
Настроение: СердитыйСердитый
Стаж: 186 месяцев и 13 дней
Карма: + 39 -
Благодарил (а): 589 раз.
Поблагодарили: 1054 раз.

Re: Содзи Симада

СообщениеАвтор Роджер Шерингэм » 30 май 2020, 22:55

  Борис Карлович  Да, Вы и писали в своём отзыве, что свой “экзаменационный билет” для книги каждый читатель выстраивает сам. “Убийства Азот”, конечно, не невозможность в каноническом смысле (если относить к ним только запертые комнаты, бесследные исчезновения, загадочные следы и т.д.), а просто абсурдное противоречие. Но раз рационального объяснения ему, по-видимому, нет (все варианты опровергнуты - труп совершить преступления не может, никто другой узнать о плане убитого не мог, сымитировать свою гибель убитый не мог), то я бы отнёс его к невозможностям.
  Что касается “Дома”, я согласен, что это вопрос жанрового восприятия (хотя все равно остается вопрос, в каком жанре писал сам автор, а что мы вчитываем из своих личных впечатлений). Вот в “Смерть смотрит из сада” Булгаковой у меня совокупность недетективных элементов перевесила и позволила прочитать его как "страшную сказку", а не как детектив, а тут всё по-детективному подано почти до самого конца, и переключиться я не смог. Действительно, историю преступника, объясняющую его мотив, можно рассматривать только на уровне сказки, особенно то, что
Спойлер:   Раскрывается часть биографии одной из жертв
 военный преступник с испорченной репутацией и сломанной судьбой, который сам просит бывшего подчинённого его убить, через несколько лет волшебным образом оказывается представительным президентом компании, причём прежние пятна на репутации неизвестны никому и не всплывают, хотя по сюжету полиция довольно основательно собирает информацию о нём.
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...
Аватар пользователя
Роджер Шерингэм
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4495
Стаж: 186 месяцев и 15 дней
Карма: + 85 -
Откуда: Edinburgh-of-the-Seven-Seas
Благодарил (а): 252 раз.
Поблагодарили: 2043 раз.

Re: Содзи Симада

СообщениеАвтор Петр Алексеевич » 31 май 2020, 08:15

Роджер Шерингэм писал(а):  В данном случае мое мнение будет, наверное, оригинальным :) Потому что это мое самое большое разочарование за последнее время.
  Нас уже минимум двое.
Петр Алексеевич
Свой человек
Свой человек
 
Сообщений: 396
Стаж: 179 месяцев и 6 дней
Карма: + 8 -
Благодарил (а): 5 раз.
Поблагодарили: 60 раз.

Re: Содзи Симада

СообщениеАвтор afanasev » 16 июн 2020, 10:22

     Дом кривых стен

     Симада второй раз удивляет загадкой. Основной трюк оригинальный и смелый, пожалуй, как и в Зодиаке я бы оценил это как шаг вперед, в данном случае шаг вперед по сравнению с другими решениями запертой комнаты. Подобного вы точно нигде не встретите, и это уже повод, чтобы прочитать книгу.
     Критика в отношении основного трюка (а именно сравнение убийцы с фокусником, создание обстоятельств вместо того, чтобы подстроиться под них) понятна. Я и сам люблю более простые в плане подготовки решения. Но мне кажется, что в данном случае это не критично. Во всяком случае это не главная проблема в этом произведении.
    Я придерживаюсь мнения, что детектив не может держаться на одной какой-то пусть и яркой фишке. Все остальное тоже должно быть на уровне. Есть яркая фишка – будет яркий детектив, нет яркой фишки – будет крепкий хороший детектив. Симада умудрился написать детектив с яркой фишкой, но совершенно сырым в остальном плане. Натяжек слишком много, и они слишком натянуты даже по книжным меркам, даже по меркам невозможного жанра со всей его условностью и сказочностью. Здесь сказочно все и трюк, и мотив, и в целом история от начала до конца. В такое поверить сложно. Сложно, но можно, если бы это было рассказано более качественно. Есть ощущение, что Симада сделал ставку на загадку, и остальным просто не занимался. Необычный дом выстрелил, да еще как, но все остальное повисло унылым фоном и от того не удалось насладиться детективом как произведением, а восхищения от голой загадки как будто надолго не хватает.
     Большую часть книги мы наблюдаем метания полиции, которая совершенно не понимает, что делать. Происходят странные события перед убийством, потом убийство, потом второе и всё, писать, как будто не о чем. И тут автор не заморачивается. Полиция ходит и пожимает плечами, плачет, что ничего не понятно. Ничего не происходит, только хождения по кругу. Под конец появляется сыщик и буквально с порога начинает действовать. Уже слишком сказочно. Расследование пропущено за ненадобностью. Жалкие попытки полиции не в счет.
    То как был разоблачен убийца вызывает смех. Это очень натянуто. Убийца такое провернул и на «первом же скачке раскололся», а сыщик тоже хорош, затеял такую сложную игру, чтобы вот так прижучить убийцу, однако прижучиваться было совсем не обязательно. В реальной жизни многие логические построения книжного сыщика рассыпятся в суде под натиском бесстыжих адвокатов, это так. Но здесь Симада даже не пытался быть убедительным. Без спойлера сложно объяснить, но так ловить убийцу нельзя даже в книгах.
    Самое плохое в книге это не отсутствие детальной проработки детективной схемы, расследования, путей к разоблачению, автор не просто плохо справился с этой задачей, а он даже не ставил себе такую задачу. В итоге мы получаем пустой детектив с отличной загадкой, но бездарным ее использованием.
    Под спойлером самые яркие на мой взгляд ляпы и недоразумения:
Спойлер: Открыть/Закрыть
   1. Свитер, испачканный в крови, не нашли, потому что из вежливости не рылись в вещах хозяина. Супер.
    2. Убийца привязал руку трупа к кровати просто так, сам не знает зачем. Чего?!!!
    3. Труп как будто танцует – жертва перед смертью пыталась изобразить буквы симафора. Не могу объяснить, что не так, но чувствую, что такое объяснение никуда не годится.
    4. Лестница, веревки, по которым убийца поднимался на крышу и спускался - про это читатель ничего не знал. Убийца сам все любезно рассказал. Нечестно.
    5. Построил дом чтобы убить. Хм, но не предусмотрел деталей, например, чтобы нормально передвигаться для своих целей. Чтобы вернуться в дом после крыши, после того как кто-то случайно что-то закрыл, пришлось импровизировать.
    6. Импровизация вызывает недоумение: напугал головой куклы гостя, потом кричал чтобы открыли окно (он знает характер дочери, она точно откроет после услышанного крика!!!). Слишком громоздко и зачем? Только чтобы было побольше странностей в деле.
    7. Шуршание змеи, всхлипывание женщины, это звуки, которые слышны, когда кинжал во льду несется по наклонным стенам через вентиляционные отверстия… Шуршание змеи. Катится кинжал. Быстрая, однако, змея!
    8. Ловушка для убийцы, типа хотят убить дочь с помощью сосульки (ага, в его доме, кто-то подготовил сосульку, иди и посмотри где она висит!) и он пошел снимать маски, его застукали и он признался. Тупо. Мало ли зачем я хочу снять маски! Это не доказательство вины!
    9. Для убийства построил целый дом. Однако есть очень слабое место, чтобы трюк сработал, нужно еще и оказаться первым на месте преступления и опрокинуть вазу с водой… Столько усилий, но риск все равно огромный.


    Вообще, справедливости ради, решения и первой и второй запертой комнаты блестящие. Другое дело что рассказано это все плохо.
    Решение первой запертой комнаты скорее всего вариация на тему, а вот решение отсутствия следов просто супер. Здесь претензий вообще никаких. Из-за легкости решения первой запертой комнаты автор даже позволил раскрыть трюк полиции, из-за этого как-то потерялась цельность разгадки, разгадка комнаты отдельно, разгадка следов отдельно.
    Мотивы обоих убийств тоже могут вызвать удивление. Сам по себе каждый мотив интересен. Во всяком случае это оригинально. Но не правдоподобно.
     
Спойлер: Открыть/Закрыть
Зачем убивать наемного убийцу своей будущей жертвы в первую ночь, если можно было убить в эту ночь свою основную жертву? Не логично, натянуто, убийство не оправдано, убийство ради того, чтобы было две запертой комнаты, а не одна.

     Второй мотив не правдоподобный психологически. Такое не может представить себе ни один европеец. Столько сил и времени потратить на убийство ради такого. Истинно японский мотив, удивительный и фантастический, граничащий с невменяемостью. Скорее всего, мотив оправдан загадкой, а не наоборот, т.е. чтобы придумать такой план убийства, нужен соответствующий мотив, не сиюминутное желание убить, а настоящая мания.

     Если подвести итог: отличные загадки, но автор небрежно их рассказал, как будто перед нами самый первый черновик произведения. Совершенно не отшлифована история. От этого неоднозначное впечатление. Вот к загадкам и разгадкам претензий почти нет. Если бы это был рассказ или два рассказа, это было бы гениально. А в масштабе романа слишком много ляпов.

     Несмотря на вышесказанное хотелось бы тут же выступить в защиту автора. Убийца создатель обстоятельств - основная претензия других рецензентов. Неправдоподобно на уровне Восточного экспресса. С этим легко согласиться. Но если подумать, разве это не слом шаблонов? По мне так это и есть переработка старого классического детектива. Оригинально, масштабно, концептуально, квинтэссенция всех условностей классического детектива. Такой подготовки к убийству не знает мировой детектив, действительно можно сравнить только с Восточным экспрессом. А это очень даже лестное сравнение.
     Еще претензия от других читателей, что получается слишком банальный убийца. Вообще-то это характерно для невозможных преступлений, когда способ однозначно указывает на личность. Однако, чтобы быть уверенным в убийце нужно все-таки понять трюк. А вот тут шансов нет. Сделать убийцей другого человека, это значит сломать оригинальную концепцию. Слишком масштабный замысел, чтобы его мог перехватить другой (кстати на этом сыграл сыщик, чтобы поймать убийцу и это было не убедительно).
"Сыщик без фантазии, что всадник без лошади, кричать "ура!" может, да скакать не на чем". Николай Леонов "Явка с повинной".
Аватар пользователя
afanasev
Ветеран
Ветеран
 
Сообщений: 1069
Стаж: 144 месяцев и 23 дней
Карма: + 20 -
Благодарил (а): 483 раз.
Поблагодарили: 548 раз.

Re: Содзи Симада

СообщениеАвтор Роджер Шерингэм » 16 июн 2020, 11:49

afanasev писал(а):  Вообще-то это характерно для невозможных преступлений, когда способ однозначно указывает на личность. Однако, чтобы быть уверенным в убийце нужно все-таки понять трюк. А вот тут шансов нет. Сделать убийцей другого человека, это значит сломать оригинальную концепцию. Слишком масштабный замысел, чтобы его мог перехватить другой.
  Я бы, скорее, сказал, что это характерно для почерка Карра, у которого действительно обычно способ и личность тесно связаны. В принципе, можно писать хоть невозможности с кучей разных потенциальных решений, хоть такие, где способ вообще не выводит на убийцу, разгадка "невозможности" уже ясна, а использовать её могло немало убийц, и личность надо устанавливать отдельно. У той же Бранд есть оба варианта. Как по мне, такая многоверсионность гораздо интереснее, чем "все-все непонятно, а потом разом вдруг всё понятно", ровно одна версия, всё гениально объясняющая, она же правильная. Тогда промежуток, пока непонятно, надо чем-то заполнять, а тут уже вопрос литературного дара.
  "Нельзя быть уверенным в убийце" - ну, мне уже на середине пришло в голову:
Спойлер: Открыть/Закрыть
  Постоянно подчёркивается, что хозяин дома лично его построил, тщательно следя за проектом, следовательно, он мог предусмотреть в проекте лазейки, неизвестные другим. Да, полностью я не раскрутил трюк целиком, ограничился умозаключением, что второе убийство должно было произойти через вентиляционное отверстие, и именно у хозяина-строителя была возможность использовать некие особенности проекта, чтобы послать через него оружие, или скрыть какие-то механизмы. А то, что хозяин дома на момент второго убийства заручился алиби, зазвав к себе в башню полицейского, но при этом не 100% времени находился на глазах полицейского, убедило меня окончательно.
  Это, конечно, не "разгадал всю головоломку", но, повторюсь, я пришел к выводу, что, если убийца именно этот персонаж, то в этом доме он может что угодно, значит, пробовать состязаться с автором просто бесполезно. И это "бесполезно" не в пользу автора.
  Что касается убийцы - другого человека, то сам Киеси Митарай вообще-то говорит, что учитывал такую возможность, но отверг её. И мне кажется, именно здесь автор упустил возможность сделать свою сказку поинтереснее и добавить в финале твист (автор замысла, например, планировал все для убийства одного человека, а убийца понял замысел, перехватил идею и убил другого, зная, что, поняв идею, заведомо заподозрят автора замысла).
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...
Аватар пользователя
Роджер Шерингэм
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4495
Стаж: 186 месяцев и 15 дней
Карма: + 85 -
Откуда: Edinburgh-of-the-Seven-Seas
Благодарил (а): 252 раз.
Поблагодарили: 2043 раз.

Re: Содзи Симада "Токийский зодиак"

СообщениеАвтор pifir » 22 июн 2020, 06:33

  "Токийский зодиак"

  Общее восприятие прочитанного- противоречивость.
  Чтобы я воспринял игру в поиск, основанную на “Записках из флигеля”, я, как читатель, должен поверить в записки. Но записки написаны таким образом, что возникает не Вера, возникает неверие. Минимализм художественных приемов, сочетание отсутствия описания мистического экстаза на пути познания сути высшего существа, принципиальной невозможности представления как Идеала Красоты, Богини, Ведьмы, Мессии- спасительницы Японии с чисто прагматическими указаниями формально- юридического характера приводят к этому выводу. Да и вопрос,
Спойлер: Открыть/Закрыть
  может ли считать себя человек в возрасте пятидесяти лет “молодым”, требует разрешения.

  При условии принятия записок за “истинность”, в логическую последовательность врывается жизнь как случай, которую можно условно назвать “Рукописи не горят”.

  Но для меня здесь возникла Тайна - Тайна молчания.
  Рекомендую роман к прочтению.

  Помогите,пожалуйста. Где можно прочитать отзыв Петра Алексеевича?
pifir
Свой человек
Свой человек
 
Сообщений: 234
Стаж: 95 месяцев и 21 дней
Карма: + 8 -
Благодарил (а): 135 раз.
Поблагодарили: 171 раз.

Re: Содзи Симада

СообщениеАвтор afanasev » 22 июн 2020, 07:04

pifir писал(а):Где можно прочитать отзыв Петра Алексеевича?
  Прямая ссылка на рецензию:
"Сыщик без фантазии, что всадник без лошади, кричать "ура!" может, да скакать не на чем". Николай Леонов "Явка с повинной".
Аватар пользователя
afanasev
Ветеран
Ветеран
 
Сообщений: 1069
Стаж: 144 месяцев и 23 дней
Карма: + 20 -
Благодарил (а): 483 раз.
Поблагодарили: 548 раз.

Re: Содзи Симада

СообщениеАвтор Роджер Шерингэм » 22 июн 2020, 11:19

  pifir. А лично я подумал, что возможная бросающаяся в глаза недостоверность записок может быть ключом, и они специально написаны так, чтобы вызывать возможные подозрения. Ведь подложность записок снимает одну из ключевых загадок (кому и зачем убивать девушек, если единственный человек с мотивом уже убит, и как истинный убийца узнал про записки), хотя и рождает другую, как удалось подбросить записки и убедить всех в их подлинности. В любом случае, простор для версий сразу становится больше.
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...
Аватар пользователя
Роджер Шерингэм
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4495
Стаж: 186 месяцев и 15 дней
Карма: + 85 -
Откуда: Edinburgh-of-the-Seven-Seas
Благодарил (а): 252 раз.
Поблагодарили: 2043 раз.

Re: Содзи Симада "Токийский зодиак"

СообщениеАвтор pifir » 22 июн 2020, 13:25

Роджер Шерингэм, я думаю, что “Записки “ написаны лицом, позировавшим художнику. Далее придется писать под спойлером.
Спойлер: Открыть/Закрыть
1. Записки написаны не за один раз, поэтому их структура хаотичная. Сначала самое главное- художник представлен психически больным. Затем по мере углубления замысла добавлялось остальное. Попыток, возможно, было несколько. Имеется возможность подбросить их во флигель..
2.Цитата: ”демон нагло забирал мои молодые силы”. Навряд ли японец, мужчина в 50 лет, считал себя молодым.
3. Мужчине все равно, какое у него тело. Это имеет значение для женщины, женщины молодой, для которой тело предмет гордости, и даже повествуя от лица пожилого мужчины, она не может не сделать акцент на молодости и красоте тела, представить его дряблым и морщинистым для нее невозможно.
4. Сотворив Азот, убивать себя незачем. Надо пожинать плоды победы.
5. Подробности биографии мог сообщить художник лично позировавшему лицу. Поэтому они добавляются не сначала записок, а постепенно, по мере поступления.
 Я понимаю, выводы спорные, и их можно считать притянутыми за уши. Как решение задачки, подогнанной под ответ.
pifir
Свой человек
Свой человек
 
Сообщений: 234
Стаж: 95 месяцев и 21 дней
Карма: + 8 -
Благодарил (а): 135 раз.
Поблагодарили: 171 раз.

Re: Содзи Симада

СообщениеАвтор Роджер Шерингэм » 22 июн 2020, 15:52

В принципе, согласен, но пункт 2 из спойлера не убеждает. Мало ли почему человек считает себя молодым, особенно, если у него не всё в порядке с головой и есть грандиозные планы. Вот пункт 3 очень интересное наблюдение, мне это при чтении вообще в голову не пришло.
А Вы, если не секрет, дочитали уже или последнее сообщение - мысли в попытке самостоятельно решить загадку?
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...
Аватар пользователя
Роджер Шерингэм
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4495
Стаж: 186 месяцев и 15 дней
Карма: + 85 -
Откуда: Edinburgh-of-the-Seven-Seas
Благодарил (а): 252 раз.
Поблагодарили: 2043 раз.

Re: Содзи Симада "Токийский зодиак"

СообщениеАвтор pifir » 22 июн 2020, 16:30

В хронологии.
Вывод об анонимном авторе сделал после третьего прочтения записок, кроме имени. Убийством во флигеле почти не занимался. Второе убийство- предположение об подмене, не более. В убийстве Азот запутался, обиделся, и пролистал книгу до конца. Так что на данный момент, да, дочитал до конца.
pifir
Свой человек
Свой человек
 
Сообщений: 234
Стаж: 95 месяцев и 21 дней
Карма: + 8 -
Благодарил (а): 135 раз.
Поблагодарили: 171 раз.

Re: Содзи Симада "токийский зодиак"

СообщениеАвтор pifir » 25 июн 2020, 06:22

Неоднократное упоминание в романе о военном путче молодых офицеров 26 февраля 1936 года, подразумевает:
1- сложность передвижения или его практическая невозможность между районами Токио.
2- путч дело молодых офицеров, во время которого было убито несколько высокопоставленных официальных лиц.
Спойлер: Открыть/Закрыть
По аналогии, убийство во флигеле есть дело молодых.

“Распалась связь времен” . Гамлет. Шекспир. Это тот фон глубиной в бесконечность, как сказал Ницше, который ввел автор.
Структура романа напоминает структуру “Женщины в белом” Коллинза: три отдельных повествования связанных между собой волеизъявлением одного человека. Но если в “Женщине…” этот человек известен, то в “Токийском зодиаке” он лицо ("лица" не предусмотрены классическим детективом) неизвестное, обуреваемое сильными страстями, к тому же усиленное “маниакально-депрессивным психозом.“
Если убрать выдумки с Азот и считать, что “записки” написаны художником, то пожилой глава клана решил уничтожить молодое поколение. Молодое поколение узнало про это, прочитав записки.
Спойлер: Открыть/Закрыть
Предположительно- Токико. Она каждый день приносила еду. Но не подняло шум на весь мир с предъявлением записок, привлечением врачей и принудительным лечением в психушке (заодно решить вопрос о постройке доходного дома).
Приняло ответные меры и полезло с веревками на заснеженные и скользкие покатые крыши ( я считаю, что большинство небольших домов и амбаров Японии имело покатые крыши) с риском сверзиться оттуда и сломать себе ноги. Для девушек, занимающихся балетом, ноги что пальцы для пианиста,- предмет особой заботы. В такое верится с трудом. Возможность всех или одной из девушек привлечь в помощь несколько крепких парней со стороны при их домоседстве и наличие военных на улицах представляется абсурдной.
pifir
Свой человек
Свой человек
 
Сообщений: 234
Стаж: 95 месяцев и 21 дней
Карма: + 8 -
Благодарил (а): 135 раз.
Поблагодарили: 171 раз.

Re: Содзи Симада

СообщениеАвтор Роджер Шерингэм » 25 июн 2020, 12:05

Я воспринял путч 1936 года как несколько иную отсылку. Тот путч был организован с целью установить ультраправую фашистскую диктатуру, напоминающую гитлеровскую Германию (впрочем, хотя его устроили молодые офицеры против правительства, через некоторое время само правительство установило нечто похожее и стало союзником Гитлера). Идеи "записок" по созданию сверхчеловека, готовности убить ради этого кучу людей, отсылкам к древнему прошлому и мифологии перекликаются с подобными ультраправыми идеями, это реализация на частном уровне того же, что пытались воплотить власти Японии и Германии.
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...
Аватар пользователя
Роджер Шерингэм
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4495
Стаж: 186 месяцев и 15 дней
Карма: + 85 -
Откуда: Edinburgh-of-the-Seven-Seas
Благодарил (а): 252 раз.
Поблагодарили: 2043 раз.

Re: Содзи Симада

СообщениеАвтор pifir » 25 июн 2020, 14:35

Я думаю, две интерпретации дополняют друг друга, придают объемность.
pifir
Свой человек
Свой человек
 
Сообщений: 234
Стаж: 95 месяцев и 21 дней
Карма: + 8 -
Благодарил (а): 135 раз.
Поблагодарили: 171 раз.

Пред.След.


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Кто просматривал тему Кто просматривал тему?