СМЕРТЬ ИЕЗАВЕЛИ Глубокая ночь, а значит самое время писать отзыв по горячим следам. Только что закончил читать. Просто повезло, что завтра не на работу, последние 150 страниц не дали не то, что уснуть, а хотя бы почувствовать, что время существует.
Коротко о прочитанном -
Теперь чуть подлиннее.
Ну что тут сказать. Это бомба! И я полностью разделяю мнение
Борис Карлович, что это однозначно топ 15, а по мне так и топ 3, во всяком случае среди имеющихся в списке сейчас. Кстати, большое спасибо
Борису
Карловичу за недавний пост про “Смерть Иезавели” и топ 15, после которого я и решил прочитать эту книгу. Конечно, Бранд была в моих планах и конкретно это произведение тоже. Но пока бы я добрался, особенно с бесконечным конвейером форумских новинок. Кстати, если вдруг кто забыл, “Смерть Иезавели” и “В кругу семьи” (“Внезапно у себя дома”) включены в топ 99.
Что по существу? По существу все просто: оригинальная запертая комната, я бы сказал самая оригинальная, даже особая разновидность. Сложно описать без спойлера, ведь здесь дело не только и не столько в том, что убийца действует на виду многочисленных зрителей, убийца заперт в запертой комнате вместе со всеми. И самое главное — это необходимо для его плана. И особую разновидность невозможности я вижу в том, что убийца одновременно у всех на виду проворачивает свое дело… очень сложно подбирать слова… короче несмотря на то, что это сцена и тысячи людей смотрят, убийце удается провернуть все буквально на «носовом платке». Это круче, чем просто запертая комната. Потому что убийца должен быть буквально невидимкой, в прямом смысле слова. И как это вписывается в классификации? А: убийца не был в запертой комнате; Б: убийца был в запертой комнате, но... Здесь в запертой комнате были все.
А как автор играет с версиями? Кому-то показалось слишком много. Но автор вот именно что играет с читателем, а не просто заполняет объем и показывает свою изобретательность, свое умение жонглировать фактами. Я убежден, что все эти версии нужны для того чтобы, во-первых, получше спрятать правильную версию (закопать ее в обилии нестыковок), а во-вторых, просто на просто подготовить к финальному самому главному гвоздю программы, которым читатель будет пригвождён как… как что-то такое что можно эффектно пригвоздить. И эта подготовка решает, одно дело просто выдать разгадку, а другое сначала запутать, а потом эффектным взмахом палочки все расставить на места. Ведь вся фишка в том, что только при таком раскладе все можно объяснить и устранить все нестыковки.
Единственное к чему можно придраться (именно придраться, ибо я сам к этому в целом нормально отношусь, но объективности ради так сказать стоит отметить): довольно сложный план в том смысле, что он очень похож на фокус, где каждое движение должно быть отработано до доли секунды ведь столько глаз, а некоторые глаза еще и устранить попутно нужно было. Но, честно говоря, все это меркнет на фоне главной фишки, это великолепный смелый трюк, даже ошеломительный, особенно когда все осознаешь и прокручиваешь события и детали назад. Я бы не сказал, что автор тыкала носом, догадаться я думаю можно было, но для этого нужно «открыть сознание», отпустить фантазию в свободный полет, отбросить абсолютно все стереотипы и условности, что само собой невозможно и на чем нас всегда ловили и будут ловить авторы детективов.
Роджер Шерингэм под спойлером упоминал, что убийца кое-что не учел, так сказать, понадеялся на удачу. Возможно, чтобы исключить даже разговоры о возможных минусах, автору стоило вскользь этот момент обговорить, для очистки совести. Но в целом мне и этот момент не кажется слабым местом. В конце концов одним рыцарем больше одним меньше, неужели это может сорвать постановку. Сюжет спектакля не описывается, и мы не знаем большое ли значение имеет количество рыцарей. Хотя если добавить в начале одну фразу одному персонажу, что мол если такое случится, я бы сделал так, или другой персонаж про этого персонажа сказал бы тоже самое, это был бы и дополнительный ключик и зеленый свет убийце. Хотя как показывает практика без таких вот придирок не обходится ни один шедевр. А то, что это шедевр - инфа сотка!
Еще пару слов о месте этой запертой комнаты среди других запертых комнат. Сравнение с Карром не избежать. Еще раз оговорюсь, что Карра я прочитал далеко не всего, а посему на экспертное мнение не претендую, все на уровне ощущений. Бранд, несомненно, автор со своим стилем и почему-то вот даже не хочется ее сравнивать с Карром. Есть ощущение, что у нее свой путь. Вот Роусон и Альтер очень близки по духу Карру, хотя у каждого конечно есть свои стилистические особенности. По стилю повествования Бранд наверно ближе к Кристи, хотя у Кристи даже и не припомню таких ярких детективов. А яркость я вижу в обилие ярких, красивых чисто детективных фишек (улики, трюки, версии, алиби, странности и т.д.). У Кристи с этим победнее. Кончено, глупо сравнивать все творчество Кристи с одной книгой Бранд. Я просто хочу подчеркнуть, что Бранд мне показалась в большом ряду «невозможных авторов» особенной. Она не гонится за пресловутой «атмосферой невозможности», ни намека на мистику, инспекторы просто делают свою работу, абсолютно не рефлексируя по поводу своей участи, констатация факта – перед нами «запертая комнат», что ж и запертые комнаты иногда порешать нужно. Ее детектив не так оторван от жизни, не «легкое чтиво» (в плохом из смыслов), не откровенная игра в детективный кроссворд, а вполне себе литературно написанная книга, с почти живыми персонажами, образностью и т.д. Плюс оригинальная будоражащая воображение запертая комната. Причем это даже больше, чем запертая комната, потому что заперты все.
В моем личном рейтинге из прочитанных шедевров в этом году я ставлю “Смерть Иезавели” на один уровень с Карр “Тот кто шепчет” и Баучер “Девятью девять”, потому что по детективным параметрам это высший пилотаж и по художественным критериям вполне достойно. А по оригинальности замысла можно и на первое место поставить. Потому что этот гвоздь программы в самое сердечко попал. Это очень запоминающийся трюк. Дерзкий, яркий. Просто фаталити для детективолюбов. Одной только этой фишки достаточно было бы для супер-хита, а превратить это еще и в невозможность просто гениально.
За сим откланиваюсь. Простите за много букв. Спокойной ночи. Или доброго утра. В общем до новых встреч.
"Сыщик без фантазии, что всадник без лошади, кричать "ура!" может, да скакать не на чем". Николай Леонов "Явка с повинной".