(Fritz Lang) (1890 —1976) Этот режиссер, наверное, больше других сделал для развития кинодетектива. Его называют создателем жанра «нуар» - то есть той самой стилистики, в которой экранизированы знаменитые романы Чандлера и Хэммета. Родился он в Вене в семье архитектора. С детства увлекся рисованием, продолжил образование в Академии графических искусств в Вене, затем в Мюнхене, потом в Париже – до самого начала Первой мировой войны. 12 января 1915 Ланг записался добровольцем в артиллерийскую армию. На фронте он получил офицерский чин. Именно во время войны, в госпиталях Ланг начал писать свои мрачные киносценарии, названия говорят сами за себя: «Хильда Уоррен и Смерть, «Чума во Флоренции». В 1918 году после третьего ранения его признали негодным к продолжению воинской службы. Примерно тогда же он познакомился с продюсером Эрихом Поммером, который пригласил на киностудию «Decla». Там он встретился с писательницей Теа фон Харбоу. и у них завязался страстный роман. В этот момент в жизни будущего режиссера произошел свой личный «детектив»: погибла его жена Элизабет Розенталь. В качестве причины смерти врач указал: «несчастный случай, выстрел в грудь». Спустя два года после ее смерти Ланг и фон Харбоу поженились. Тни прожили вместе около десяти лет, создав множество фильмов: «Пауки», «Усталая смерть», «Доктор Мабузе – игрок», «Нибелунги», «Метрополис», «Женщина на Луне». Все эти фильмы пользовались большой популярностью. Теа и Фриц благополучно пережили приход в кино звука, создав уже звуковые фильмы «М» и «Завещание доктора Мабузе», но расстались вскоре после прихода Гитлера к власти. Дело в том, что «Завещание Мабузе» было сразу же запрещено Йозефом Геббельсом. Самого Ланга он вызвал к себе в кабинет, как утверждал потом сам Ланг, для того, чтобы предложить ему пост «руководителя германской киноиндустрии». Ланг горячо поблагодарил, заверил, что всю жизнь только об этом и мечтал, ну а вернувшись домой, собрал вещи и первым же поездом уехал в Париж. Теа фон Харбоу осталась в Германии и даже вступила в нацистскую партию. Ланг вскоре покинул Европу и уехал в Голливуд. Там ему не слишком повезло: его главным конкурентом оказался Альфред Хичкок. Эти два гения работали в очень близких жанрах, и им было сложно «поделить территорию». Однако Ланг выстоял! В течение двадцати лет он снимал, примерно, по фильму в год. В Америке никого не волновали проблемы фашизма и тоталитаризма, поэтому Ланг переключился на гангстерское кино. Именно тогда и родился «нуар»: полицейские и бандиты в двубортных костюмах и шляпах, безумно элегантные роковые красотки с ярко накрашенными губами, ночные съемки в пустынных переулках, где из-за каждого угла героям могла грозить опасность – вот обычный антураж таких фильмов. Потом его использовали многие другие режиссеры. В их фильмах мужественные, уверенные в себе и почти непобедимые сыщики боролись с жестокой мафией и почти всегда побеждали. А в фильмах Ланга маленький, некрасивый, трусливый и даже порой убогий человечек был вынужден решать свалившиеся на него проблемы. Любимым актером Фрица Ланга стал Эдвард Робинсон - удивительно некрасивый, даже уродливый, но безумно талантливый. В его лице не было ни единой привлекательной или значительной черты: низкий рост, мешковатая фигура, круглая лысоватая голова, маленькие глазки, обвисшие щеки, неровные выпирающие зубы… Робинсон играл типичного «маленького человека», волей обстоятельств втянутого в преступную интригу. Такому человечку опасности были совсем не по силам, он не получал удовольствия от борьбы, он страдал и мучился, преодолевая трудности, и именно этот штрих делал фильмы Фрица Ланга по-настоящему пугающими. С Эдвардом Робинсоном в главной роли Ланг снял очень мрачные «Женщину в окне» и «Scarlet street» (это название почему-то принято переводить как «Улица греха»). За ними последовали другие фильмы с другими актерами – и все они были сняты на высочайшем уровне мастерства. В 1950-е годы Ланг вернулся в ФРГ, где снял несколько фильмов, в том числе последнюю часть своей трилогии о Мабузе. Потом он снова поселился в Беверли Хиллз. В 1971 Ланг тайно женился на Лили Латтэ, секретарше, ассистенте, спутнице жизни, с которой познакомился в начале 30-х. |