Автор afanasev » 04 апр 2020, 20:09
Тема интересная, но немного следует развернуть ее. Создавать серьезную учебную программу (учебник с тематически разделами и примерами) это довольно сложная задача и даже существующие примеры не всегда с этим справляются. Слишком узкая сфера и настоящих специалистов исследователей жанра наверное не так много. Если уж делать, что то подобное, то я бы разбил учебник на исторические отрезки.
Может быть речь вести не об учебной программе, а о некой "обязательной программе".
Есть определенные произведения, которые являются знаковыми для жанра. Есть авторы которые создавали жанр. Список может быть большим или маленьким, но произведения и авторы эти постоянно упоминаются на форуме в контексте того что это топ, это мэтры, это обязательно к прочтению, и без знакомства с этими авторами невозможно понять что такое детектив, что такое хороший и плохой детектив. Ну например, Кристи, ДДК и Квин это обязательная программа. Б-Нарсежак это обязательная программа. Поль Альтер это обязательная программа. Познакомиться с хонкаку обязательная программа. Истоки: три рассказа По, весь Холмс , наверное это тоже обязательная программа.
Лунный камень так сильно мозолит глаза, что просто нельзя не прочитать. Это кстати пробел в моей "учебной программе", как и БН (планирую устранять потому что надо). А вот например истории про комиссара Мегрэ это не обязательная программа. Или про Ниро Вульфа. Хотя кто-то поспорит. Но я считаю, что список обязательной программы не должен включать любимых авторов и произведения (во всяком случае не только их), а еще и какие-то объективно важные для жанра вещи. Ну тот же Экройд например, Окно Иуды, Чисто английское убийство, Тайна желтой комнаты и таких произведений много.
Т.е. "обязательная (учебная) программа" любителя детективов это некий стандартный набор авторов и произведений (набор джентльмена). Если ты их не читал, то как бы будешь чувствовать себя белой вороной, в большинстве тем будешь плавать и хлопать глазами. Я вот понятия не имею, что такое психологический детектив, поэтому в свое время восхищался Булгаковой, как современным автором классического детектива. Потом прочитал отзывы других форумчан, Поэтику детектива и что-то закрались сомнения. Потому что разбираться нужно с данным подвидом детектива и разбираться нужно на примере ключевых, знаковых, лучших примерах жанра. Как-то так.
"Сыщик без фантазии, что всадник без лошади, кричать "ура!" может, да скакать не на чем". Николай Леонов "Явка с повинной".