После восторгов в адрес "Лунного камня" захотелось найти в нём хоть какое-то слабое место. И таковым, на мой взгляд, является присутствие на званом обеде в вечер перед пропажей камня мисс Клак (второй рассказчицы в книге).
Хотя Беттередж не называет при описании обеда её по имени, упоминая просто "некую даму, члена семьи", в конце своего рассказа он прямо отождествляет эту анонимную даму с мисс Клак, которой передаёт перо. При этом мисс Клак в своём рассказе ни словом не вспоминает о том, что присутствовала на этом обеде, начиная всю историю своих взаимоотношений с леди Вериндер и Рейчел со своего вполне случайного прихода в лондонский дом, снятый Вериндерами после пропажи камня и отъезда из поместья. Впрочем, из рассказа мисс Клак ясно, что Беттереджа она, тем не менее, знает, значит, в тётином поместье бывала. И здесь встаёт интересный вопрос - а куда, собственно, делась мисс Клак после званого обеда? Все остальные присутствующие - местные жители, разъехавшиеся по домам, за исключением Фрэнклина Блэка (который и так всё лето жил в поместье), Годфри Эбльуайта (который не уехал домой с родителями и сёстрами и, будучи заранее приглашён леди Вериндер, также заночевал в поместье) и мистера Мертуэта (который, как понятно из дальнейшего изложения, остановился в гостинице в соседнем городке). Мисс Клак в поместье не ночевала, что следует из описания событий, последовавших за пропажей алмаза. На гостиницу у неё едва ли есть средства, да и странно приглашать издалека племянницу, заставляя её останавливаться в гостинице. Единственное, что можно предположить - она уехала с родителями Эбльуайта (т.к., по её собственному рассказу, знакома с миссис Эбльуайт). Но с мистером Эбльуайтом она в плохих отношениях (это следует из её же рассказа), да и вообще не состоит в родстве с этим семейством - она племянница покойного мужа леди Вериндер (чья сестра - миссис Эбльуайт).
Остаётся предположить, что Коллинз просто начисто забыл, что отождествил персонажа этой сцены, абстрактную знакомую Годфри, с мисс Клак.
И отсюда тянет предаться озорным размышлениям, часть которых придётся убрать под спойлер. Сюжет "Лунного камня" построен так, что фактически вращается вокруг четырёх основных молодых фигурантов дела, образующих запутанный четырёхугольник. Это понятно - помимо них, из главных героев остаются только леди Вериндер (которая априори вне подозрений, как по отсутствию мотивов, так и по тому, как показана автором) и Беттередж (который должен быть невиновен хотя бы потому, что именно он описывает момент пропажи камня, а Коллинз играет честно).
Итак, а может ли - чисто теоретически - быть в этой книге другой преступник? Казалось бы, нет, ведь взаимоотношения четырёх главных героев таковы, что у каждого своя и очень важная роль в разгадке, которую нельзя изменить. Разумеется, остаётся очень неординарная версия мистера Эзры Дженнингса (её, кстати, остальные персонажи просто проигнорировали), но она опровергается самим сюжетом - непонятными событиями в Лондоне, которым сложно подыскать удовлетворяющее этой версии объяснение.
И, тем не менее, тянет поразмыслить, а допускает ли текст другую интерпретацию. Попробуем рассуждать, исходя исключительно из того, что написал сам автор, а также из презумпции, что ни один из рассказчиков читателю не лжёт, но может вольно или невольно недоговаривать. Очевидно, истинный преступник должен присутствовать в доме в вечер пропажи камня. И, поскольку, исходя из написанного выше, шесть кандидатов отвергаются, а возводить подозрения на упомянутых мельком слуг моветон, остаётся...
Спойлер: Кто же настоящий злодей?Мисс Клак. Из текста Беттереджа мы знаем, что она была на обеде, значит, видела камень и слышала рассуждения о нём мистера Мертуэта. Из её собственного текста мы знаем, что для неё не проблема шастать по комнатам чужого дома, разбрасывая там благочестивые брошюрки, и что она умеет ловко прятаться. После ужина мисс Клак тайно остаётся в усадьбе, чтобы разложить в разных комнатах брошюрки. Беттередж уверен, что она уехала вместе с остальными, хотя сам этого не видел - говорил с доктором Канди. Льёт дождь, все отъезжают второпях, мисс Клак настолько никому неинтересна, что про неё просто забыли. Ночью всё происходит, как и описано в романе - опоённый опиумом Фрэнклин Блэк бессознательно крадёт алмаз и выходит в коридор, где натыкается на мисс Клак. Та хочет избавить семейство от столь отягчённого грехами предмета - и вот алмаз у мисс Клак, а Блэк уходит в комнату с благочестивой брошюркой в руке, протянув её вместо алмаза вышедшему из своей комнаты Эбльуайту. Наутро, узнав о пропаже алмаза, Эбльуайт, наконец, понимает, в чём дело. Поэтому он выглядит так ошарашенно. Мисс Клак, разложив все свои брошюрки, прячется и утром, в общей суматохе, исчезает после того, как Беттередж посадил собак на цепь, а Блэк открыл ворота, чтобы скакать в город за полицией. Эбльуайт приходит к выводу, что, если мисс Клак будет разоблачена или подвергнется нападению индусов (что также разоблачит её обладание алмазом), то скандал обрушит репутацию благотворительных обществ, а на их престиже основана репутация самого безалаберного мистера Эбльуайта. Чего доброго, в нём тоже усомнятся и, заинтересовавшись, обнаружат его растраты. Эбльуайт благочестивой беседой с мисс Клак убеждает её продать алмаз и употребить средства на нужды благотворительности, искупив тем грехи предыдущих владельцев алмаза. Мисс Клак не желает прикасаться к презренному металлу, и Эбльуайт сам идёт к ростовщику, выдавая себя за вора и сильно нервничая при разговоре с Люкером. Продать алмаз не удалось, но удалось получить две тысячи фунтов, из которых триста Эбльуайт забирает на уплату своего долга, а остальное отдаёт мисс Клак. Мисс Клак, не знающая истинной стоимости камня, в восторге от Эбльуайта, и, когда перо переходит к ней, отзывается о нём в самых лестных выражениях. В беседе с мистером Бреффом, стряпчим, мисс Клак с полным основанием может утверждать как невиновность Эбльуайта, так и виновность Блэка - ведь она сама видела, как Блэк украл алмаз (и спасла его от греха, забрав алмаз). От сложившейся ситуации Эбльуайту опротивело дело благотворительности, и, делая предложение Рейчел, Эбльуайт искренне обещает оставить это занятие и надеется начать новую жизнь. Продолжая находиться в том же взвинченном состоянии (Рейчел ведёт себя странно, следят индусы, денег нет, мисс Клак недовольна, что он забросил благотворительность), он решает заглянуть в завещание леди Вериндер. Бдительный Брефф доносит об этом Рейчел, и та разрывает помолвку. Эбльуайт решает возобновить отношения с мисс Клак, с которой они повязаны тайной алмаза. Тут мисс Клак кладёт перо и исчезает из сюжета, но из дальнейших событий можно предположить, что мисс Клак, пообщавшись к тому времени с Бреффом, понимает, что алмаз стоит дороже, а Эбльуайт продешевил, и сообщает ему об этом. Между тем Эбльуайт, пытаясь решить свои финансовые проблемы, делает ещё одно предложение, также неудачное, и тут его спасает наследство в 5000 фунтов. Вспомнив рассказ мистера Мертуэта, Эбльуайт решает уничтожить в Амстердаме алмаз и избавиться от всех долгов и проблем, включая индусов, подопечного и недовольную мисс Клак. Когда он забирает алмаз у Люкера, индусы убивают Эбльуайта, а сыщик Кафф вторично ошибается - он вновь пошёл на поводу у слишком уж очевидных фактов.
Разумеется, вся эта "игра ума" не отменяет моего восхищения романом :)
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...