Off topic: В одном из своих первых сообщений я писал, что активно читаю детективы с середины нулевых. Подумал, повспоминал. Да нет, с самого начала века, с 2000го. То была Кристи
, «Загадка Эндхауса». Увидел в магазине, сразу подумал про старшую сестру, ей книги этого жанра, как я помнил, нравились. Так что купил, при следующей встрече преподнёс. А через несколько лет она решила разобрать накопившийся в квартире хлам, позвала на помощь. И в стопке книг, которые она хотела выкинуть/отнести в библиотеку/отдать кому-нибудь была и моя «Загадка Эндхауса».
Сейчас вспоминается анекдот про писателя, который подарил одному человеку свою книгу с дарственной надписью, а потом увидел эту же книгу в букинистическом; не растерялся, купил, дописал «Всё ещё с уважением», снова подарил. Кристи я забрал (потом выяснилось, что сестра была больше по отечественному детективу, думается, во многом от того, что не могла запомнить все иноязычные имена).
Вот я, не столько озлобленный, но пребывающий в растерянных чувствах, решился сам прочесть эту книгу. Что бы «не пропадало зря». Вот так и понеслось.
У матушки так же хранилось несколько сборников о Холмсе – пробовал читать и их, где-то в 80-е, но совершенно не затянуло и даже будто бы появилось чувство отвращения, хотя наш сериал с Ливановым всегда нравился. К тому же, в те годы и времени-то не было. Но после Кристи и «полного погружения» как-то по-новому пересмотрел Конан Дойля, теперь очень даже нравится. Как говорится, всему своё время.
А вот бульварщиной детективы (за некоторыми исключениями, конечно) никогда не считал. Если пытаться осмыслить этот вопрос, можно уйти в религию; к примеру, то, что все преступные мотивы исходят из тех же семи смертных грехов, десяти заповедей и догм других религий. Согласитесь, это довольно серьёзная – и глубокая – ниша для обсуждения детективного жанра как общей иллюстрации морали.
Хотя, всё зависит и от автора. Кристи, к примеру, поднимает такие вопросы и проблемы, заставляет думать. Та же условная Донцова (читал один её роман, решил, что слишком стар, чтобы тратить на неё время дальше; есть много других книг, который достойные прочтения и которые где-то ждут) пишет совсем другое. Опять же, Гарднер, тоже писатель «для публики», в серии о Перри Мейсоне задействует Любые-Преступления-Караются-Законом-Вне-Зависимости-От-Мотивов.
Здесь слишком много как смягчающих, так и отягчающих обстоятельств; думается, большинство Важных Критиков судят только по большинству произведений, в данном случае, по популярным, а популярное – это, в свою очередь, очень часто специально «на продажу». Так что к подобной «критике» можно относится только с иронией и усмешкой.