Посмотрел за последние дни все шесть серий старинной голливудской франшизы "Тонкий человек", которая, как некоторые считают, открыла само направление иронического детектива (не пародий, а того, где линия с загадкой вполне крепкая). Некоторая однотипность сюжетов - везде по 2-3 трупа, главный герой, которого силой затаскивают в расследование, комичный полицейский, финальный сбор подозреваемых и неудачная попытка разоблачённого злодея сбежать - только помогает смотреть всё это подряд. Мешает скорее одноголосый перевод, который не везде улавливает шутки и снижает комедийную сторону в пользу детективной. Притом, что "Тонкому человеку", как и всем голливудским комедиям 1930-х, свойственна смесь беспрерывных сложных каламбуров в диалогах и нелепых положений, в которые попадают герои. Конечно, франшиз, где последующие части лучше первой, мало (для меня это старая "Розовая пантера" с Селлерсом, но с этим согласны не все), и последующие серии выглядят лишь повторением первого фильма, но в каждой есть вполне самостоятельная детективная линия с неожиданной развязкой и новые оригинальные шутки. И, честно говоря, учитывая качество детективной линии, мне казалось, что именно подобные сценарии мог бы писать Эллери Квин (персонаж), подхалтуривая для Голливуда.
Про "Тонкого человека" (1934) я уже писал. Самый располагающий к этому роман Хэммета (где и без того главный герой на покое, женился и существует на деньги жены) при полном согласии автора за несколько недель перекроили в типичную для Голливуда 1930-х эксцентрическую комедию в ураганном темпе. На роль главного героя был приглашён аристократичный комик Уильям Пауэлл, выступавший до этого штатным исполнителем роли Фило Ванса. Трио с Мирной Лой в роли его элегантной, ироничной и столь же пьющей жены (ставшей в киноварианте своеобразным "Ватсоном", да ещё рвущимся к самостоятельному расследованию) и трусоватым, но охотно откапывающим улики терьером Астой оказалось столь удачным, что роль Ванса Пауэллу больше не понадобилась. Роковые красавицы здесь выглядят пародийно непривлекательными, а во всех случаях драк или блужданий в темноте внимание зрителя отвлекается детективной линией или шутками. О хард-бойле здесь напоминает разве что алкоголизм главного героя (на пару с женой) да обилие у Ника Чарльза отсидевших знакомых, что каждую серию будет обыгрываться заново. Удивительно, но при этом из романа Хэммета вылезла вполне приличная детективная линия с ярким финальным твистом насчёт очевидного подозреваемого и неожиданным преступником, которого разоблачают за ужином в присутствии всех фигурантов дела. В фильме она ничем не отличима от ранних романов того же Эллери Квина (у которого вполне мелькают представители преступного мира, играющие определённую, но не решающую роль и в сюжете "Тонкого человека"). При этом сценаристы не упустили случая пройтись и по штампам "английского классического" - подозреваемых на ужин к Чарльзу принудительно свозит полиция. Сам Хэммет охотно снялся в рекламном ролике, где беседовал с Вансом в исполнении Пауэлла и зазывал его в свой новый фильм (обещая финальный сбор подозреваемых и никаких "жестоких убийств"). Результат, сварганенный на коленке за три недели съёмок режиссёром Ван Дайком, прозванным "Вуди Один Дубль", до сих пор входит в число лучших голливудских фильмов 1930-х годов.
При создании "После Тонкого человека" (1936) Хэммету, уже завязавшему с литературой, заказали новый сюжет. Он не стал сильно заморачиваться - действие из "высшего общества" Нью-Йорка переместилось в "высшее общество" Сан-Франциско, но в сценарии вновь три трупа, очевидный подозреваемый и обилие представителей преступного мира, с которыми некоторые из фигурантов дела были связаны. А ход с пропажей одного из фигурантов дела, передранный из первого фильма, здесь искусственно помещён в самом начале и только затягивает сюжет. Зато на сей раз Нику Чарльзу нашли "фишку", которая будет в дальнейшем сопровождать его расследование. Отныне здесь и во всех следующих сериях Ник, ещё не зная до конца, кто преступник, собирает при помощи полиции всех подозреваемых, не для оглашения разгадки, а чтобы заставить убийцу в ходе перекрёстного допроса сделать оговорку, которая его немедленно разоблачит. И оговорку эту очень интересно искать. Проблема в том, что этот сценарий так перегружен интригами в преступном мире (а также бедой тогдашнего Голливуда - вставными музыкальными номерами), что убийцу легко определить - с учётом того, что убийца во всех сериях соответствует правилам Ван Дайна.
"Другой Тонкий человек" (1939) окончательно переносит понятие "тонкого человека" (в смысле аристократической "тонкости") на Ника Чарльза (у которого здесь рождается сын), хотя Хэммет в книге подразумевал под ним изобретателя Вайнанта, на чьём исчезновении ("thin" в английском языке связано и с "истончением" в этом смысле) построен сюжет. Таким образом, появление младенца придаёт сюжету сентиментальности, а Норе Чарльз - благообразности взамен прежнего алкоголизма (при сохранении иронии и склонности к авантюрам). На сей раз за основу был взят старый рассказ Хэммета из цикла про оперативника агентства "Континентал", сильно переделанный сценаристами. От Хэммета, вновь указывая на его способности к созданию детективной интриги, остались красивый ход с "предсказанием" смерти жертвы одним из подозреваемых и хитроумный трюк с алиби. От сценаристов добавились куда более неожиданная личность преступника и существенно большее количество подозреваемых из "высшего общества" - жителей загородного поместья убитого полковника.
"Тень Тонкого человека" (1941) окончательно отказалась от наследия Хэммета, что вовсе не повредило детективной линии. Хотя поначалу кажется, что расследование здесь будет крутиться вокруг спортивных махинаций, на деле в сюжете появляются "почти" запертая комната (разгадка её годилась бы для "невозможного" сюжета, но персонажи не осознают "запертость", хотя понимают, что через открытое окно убить человека при такой траектории пули было нельзя) и красивый трюк, который Чарльз называет "ловлей настоящего убийцы на несуществующего" (не буду спойлерить). Впрочем, убийца здесь уж настолько неожиданный, что тем и вычисляется. Зато линия ребёнка Чарльзов становится более комической.
"Тонкий человек едет домой" (1944), снятый другим режиссёром после самоубийства Ван Дайка и ухода прежних сценаристов, резко меняет стилистику. Из великосветского общества Чарльзы попадают в своеобразный "Райтсвилл", маленький городок, откуда Ник Чарльз родом. Отец Чарльза, скептически относящийся к профессии сына, не верит в его репутацию, и у Ника возникает дополнительный мотив взяться за дело. Но милая "провинциальность" только идёт сюжету на пользу - роль организованной преступности, понятно, снижается, появляются новые поводы для шуток, а убийцу я, правда, угадал, но ключ, указывающий на него, хорош.
"Песня Тонкого человека" (1947) похоронила сериал тем, что его попытались сильно удорожить. Если предыдущие серии делались "на коленке" и с минимальным бюджетом (большая часть которого, по-видимому, шла на наряды Мирны Лой), то здесь в духе тенденций послевоенного кино (погубивших, на мой взгляд, развлекательный Голливуд, приведя к 1960-м к откровенно вялым и сентиментальным - но до сих пор популярным у публики - лентам) постарались добавить мелодрамы и роскошной жизни, снизив при этом темп сюжета и количество шуток на метр плёнки. К тому же он вновь перегружен вставными музыкальным номерами. Спасает фильм лишь его нетипично малая для послевоенных фильмов длина. Зато расследование Ника Чарльза довольно бестолково, некоторые улики из сюжета бестолково выпадают, а убийца явно выбран методом тыка. Кассовый провал фильма завершил серию. Впрочем, и последняя лента, сильно проигрывая всем предыдущим, в целом смотрибельна и ещё сохраняет кое-какие характерные черты предыдущих серий.
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...