Убийца - дворецкий!!!
Добро пожаловать на форум «Клуб любителей детективов» . Нажмите тут для регистрации

  • Объявления администрации форума, интересные ссылки и другая важная информация
КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ ДЕТЕКТИВОВ РЕКОМЕНДУЕТ:
КЛАССИКИ ☞ БАУЧЕР Э.✰БЕРКЛИ Э. ✰БРАНД К. ✰БРЮС Л. ✰БУАЛО-НАРСЕЖАК ✰ВУЛРИЧ К.✰КАРР Д.Д. ✰КВИН Э. ✰КРИСТИ А. ✰НОКС Р.
СОВРЕМЕННИКИ ☞ АЛЬТЕР П.✰БЮССИ М.✰ВЕРДОН Д.✰ДИВЕР Д.✰КОННЕЛЛИ М.✰НЕСБЁ Ю.✰ПАВЕЗИ А.✰РОУЛИНГ Д.✰СИМАДА С.

В СЛУЧАЕ ОТСУТСТВИЯ КОНКРЕТНОГО АВТОРА В АЛФАВИТНОМ СПИСКЕ, ПИШЕМ В ТЕМУ: "РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАСТНИКОВ ФОРУМА"

АЛФАВИТНЫЙ СПИСОК АВТОРОВ: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


  “ДЕТЕКТИВ — ЭТО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЖАНР, ОСНОВАННЫЙ НА ФАНТАСТИЧНОМ ДОПУЩЕНИИ ТОГО, ЧТО В РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ГЛАВНОЕ НЕ ДОНОСЫ ПРЕДАТЕЛЕЙ ИЛИ ПРОМАХИ ПРЕСТУПНИКА, А СПОСОБНОСТЬ МЫСЛИТЬ” ©. Х.Л. Борхес

Hard-boiled, или Крутой детектив

Hard-boiled, или Крутой детектив

СообщениеАвтор Доктор Фелл » 01 ноя 2009, 09:05

HARD-BOILED

«Крутой детектив», «крутосваренный», «hard-boiled». У этого вида детектива есть много названий. Жанр зародился в 20-30 -е годы прошлого века, после принятия в 1919 году в Америке «сухого закона», что привело к огромному всплеску преступности. Спрос порождает предложение, и для каждого времени «рождаются» свои герои и антигерои, существуют свои понятия добра и зла.

«Маленькие серые клеточки» Эркюля Пуаро и других сыщиков в «белых воротничках» уже не могли противостоять автоматам Томпсона - нужен был новый герой. «Волк-одиночка» с крепкими кулаками и пистолетом в руках. Теперь в роли сыщиков выступили не скучающие и пресыщенные любители-интеллектуалы, а оперативники-профессионалы, для которых расследование преступлений - не хобби, не романтическое увлечение, а повседневная работа со своими трудностями и опасностями. Эти люди, понимая, с кем приходится иметь дело, всегда готовы применить против своих противников их же методы. В мире «hard-boiled» выживал тот, кто успевал первым нажать на курок.

Профессиональные преступники, наемные убийцы, заправилы кровавого бизнеса – вот с кем приходилось иметь дело сыщикам нового типа. Эта среда диктовала им свой темп и стиль работы. Поэтому в описании их характеров уже нет романтической идеализации и героизации типов, они показаны реальными людьми - энергичными, хитрыми, работающими не ради идеи, а по найму. Ради выполнения заказа клиента и подтверждения своей профессиональной пригодности они используют самые различные, далеко не безупречные с точки зрения морали приемы. Они интригуют, стравливают разные группы преступников, подталкивают тех к взаимному истреблению, проводя уже не столько расследования, сколько суд над преступниками. Классик детектива Раймонд Чандлер в своем эссе «Простое искусство – убивать» называет главного героя «крутого детектива» современным рыцарем. «На улицах современного города, где живет и процветает само зло, должен появиться человек, который будет с этим злом бороться и, в конце концов, победит. Его помыслы чисты, и он совершенно лишен чувства страха. Он – герой, бескорыстный борец за справедливость. Это - мужчина в полном смысле слова, обычный человек, которого при этом никак назвать заурядным. И он непременно должен быть – если употребить довольно-таки затасканное понятие – человеком чести».

Основой, «скелетом» таких произведений стали простой динамичный сюжет, физически развитый герой, секс и легкий юмор. В этом жанре не нужно было детально описывать характеры героев, заводить читателя в хитросплетения юридических знаний, не нужна была кропотливая работа по подбору фактов и способов доказательств виновности для суда. И расследование, а часто и суд вершил герой-одиночка. Этим «Дон-Кихотам» постоянно доставалось, их били, им угрожали, их преследовали и преступники, и полиция (попробуйте представить себе такое в классическом детективе), но они почти всегда выходили победителями.

Бывший оперативник сыскного агентства Дэшил Хэммет, не понаслышке знавший о методах борьбы с преступностью, стал родоначальником нового жанра детектива. В течение пяти лет (с 1929 по 1934) он написал пять романов, несколько повестей и новелл, в которых отразились реалии жизни: новые явления в преступном мире и в деятельности правоохранительных органов США.
Раймонд Чандлер установил высочайший уровень «крутого детектива». И хотя Чандлер написал не так уж много, его произведения навсегда вошли в классику мирового детектива. Приключениями Филиппа Марлоу зачитываются все новые и новые поколения почитателей детектива.

В любом литературном жанре есть мастера, и есть просто «подмазавшиеся». И книжный рынок был и будет переполнен такими подельщиками. Но обилие подражателей ни в коем случае не может дискредитировать сам «крутой детектив». И самое важное для нас - найти в этом интереснейшем жанре лучшее.

© Доктор Фелл.
‘И сказал По: да будет детектив. И возник детектив. И когда По увидел, что создал, он сказал: и вот хорошо весьма. Ибо создал он сразу классическую форму детектива. И форма эта была и останется во веки веков истинной в этом бесконечном мире’. © Эллери Квин.
Аватар пользователя
Доктор Фелл
Хранитель Форума
 
Автор темы
Сообщений: 9320
Настроение: СпокойныйСпокойный
Стаж: 186 месяцев и 15 дней
Карма: + 104 -
Откуда: Россия, Москва
Благодарил (а): 943 раз.
Поблагодарили: 1940 раз.

Re: Hard-boiled или крутой детектив

СообщениеАвтор Роджер Шерингэм » 25 дек 2019, 17:20

Под впечатлением недавних дискуссий о hard-boiled'е и нуаре пересмотрел "Тонкого человека" 1934 года. Это как раз пример того, как средства кино могут в разные стороны радикально изменить материал одного жанра, поэтому хочется порассуждать об этом именно здесь. И "Тонкий человек", и снятый семью годами позже "Мальтийский сокол", в общем, бережно подходят к сюжетной интриге Хэммета (в отличие, например, от знаменитого "Глубокого сна", где разгадку получившейся истории не смогли уразуметь ни режиссёр Хоукс, ни сценарист Фолкнер, ни сам Чандлер :)). Более того, на титрах "Тонкого человека" появляется аж портрет Хэммета в полный рост на обложке книги.
Но "Мальтийский сокол" - "нуар", пусть и не до конца канонический (т.к. главный герой не переживает никакой жизненной катастрофы, не считая глубокого разочарования в главной героине). Исключительно за счёт использованных там кино-приёмов, создающих тревожную атмосферу - работы оператора, выстраивания картинки, движения камеры, игры свет и теней, музыки. Собственно, тех приёмов, которые впервые появились именно в этом фильме, а потом были доведены до совершенства Лангом и Сьодмаком с их немецким опытом (не без участия Хичкока) и растиражированы по второсортным подражаниям. Характерно, что Сьодмак даже не пользовался книгами hard-boiled, предпочитая Айриша или вообще Хемингуэя, а Ланг в основном работал со специально заказанными сценариями. То есть, развивая "нуар", они именно что уходили в сторону от hard-boiled. Хотя стартовал "нуар" именно с экранизаций Хэммета, Чандлера и Кейна.
А "Тонкий человек", снятый за несколько лет до появления "нуаров" и в привычной тогдашнего Голливуду манере - очень смешная комедия с детективным уклоном. Более того, входит в десятку лучших комедий Голливуда 1930-х. И, кроме минимальной переделки сценария, где убрали повествование "от первого лица" сыщика (плюс добавили побольше подозреваемых, присутствующих при оглашении сыщиком разгадки), это достигнуто как раз манерой съёмки и игры актёров. Роковые красавицы такие, что едва ли могут кого-то прельстить. Во всех случаях драк и блужданий во мраке внимание зрителя переключают с suspence на комедию или гадания, кто злодей. Переживать в этом фильме за героев сложно (разве из-за того, что Ник и Нора вконец сопьются и не успеют раскрыть дело).
И вот что любопытно. То, что делал Хьюстон в "Мальтийском соколе", раскрыло в hard-boiled потенциал для "нуара". Хотя лучшее в кино-"нуаре" не связано с классическим hard-boiled и ближе Айришу и литературному "нуару", но из hard-boiled кино может вытащить неявно присутствующие у Хэммета или Чандлера за "крутизной" тревогу и suspence. В свою очередь, в "Тонком человеке" произошло обратное. Сделав из Ника Чарльза элегантного джентльмена и притушив всю "крутизну" его поведения, в сюжете Хэммета неожиданно вытащили на передний план как раз детективную линию. И получился фильм с неожиданной развязкой, эксцентричным сыщиком и типичным глупым полицейским, почти ничем не отличимый от whodunit'ов "Золотого века". О hard-boiled напоминает разве что постоянная выпивка главного героя.
Вот, пожалуй, и наглядная демонстрация того "перетирания" жанровых границ между книгами и кино.
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...

За это сообщение автора Роджер Шерингэм поблагодарил:
buka (25 дек 2019, 17:44)
Рейтинг: 6.25%
 
Аватар пользователя
Роджер Шерингэм
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4495
Стаж: 186 месяцев и 14 дней
Карма: + 85 -
Откуда: Edinburgh-of-the-Seven-Seas
Благодарил (а): 252 раз.
Поблагодарили: 2043 раз.

Re: Hard-boiled или крутой детектив

СообщениеАвтор Доктор Фелл » 25 дек 2019, 20:29

Роджер Шерингэм писал(а):того "перетирания" жанровых границ

Улыбнуло. Благодаря Т9 (или что там корректирует текст на МАКе, прижился удачный термин. Я не помню в какой теме (ищу и не могу найти) написал о том как три жанра: hard-boiled, noir и suspense "перетекают" друг в друга. Но видимо как-то (неправильно) так написал, что авто -корректор, переделал в "перетирание". Это напомнило мне другой фокус корректора. Как-то писал (по-моему на facebook), что то вроде: наконец-то выдохной вместо выходной. А ведь действительно, иногда суббота и воскресенье действительно "выдохные" от слова "выдохнуть" :)

  По сабжу. Каку же писалось ранее, основу, так сказать "азбуку" кинематографического noir сделали по классике hard-boiled. Вопрос. Почему и для чего надо было "изобретать велосипед"? Айриш как раз (примерно) тогда начал свой творческий путь. Там же сплошной noir. "Мальтийский сокол", этакий эталон noir (фильм) снять в 1941. "Невеста была в черном", первая книга так называемой "черной серии" вышла в 1940. В 1941 "Черный занавес". А в начале 50-х. Буало-Наресежак. Прямо подряд: "Та, которой не стало", "Лица в тени", "Царство мертвых" и далее. Нет. "Мы пойдем другим путем". Придумали "изобрели велосипед", затем загнали себя в правила написания детективов условия: черно-белое, тени, роковые красотки и т.д. и т. п... и сейчас выдумывают как "вылезти" из этого. Кстати, можно подумать что у того же Айриша или Б-Н и роковых красоток, и попадающего в ловушку героя, героев на "изломе" нет. Да видимо не видимо."Штабелями лежат".
  Я читал (причем не раз) культовые романы Кейна. "Почтальон всегда звонит дважды" и "Двойная страховка" это нечто. Это действительно культовые произведения. Эталон hard-boiled. Но вот ни разу, даже на секунду не подумал, что их можно назвать "нуарными".
‘И сказал По: да будет детектив. И возник детектив. И когда По увидел, что создал, он сказал: и вот хорошо весьма. Ибо создал он сразу классическую форму детектива. И форма эта была и останется во веки веков истинной в этом бесконечном мире’. © Эллери Квин.
Аватар пользователя
Доктор Фелл
Хранитель Форума
 
Автор темы
Сообщений: 9320
Настроение: СпокойныйСпокойный
Стаж: 186 месяцев и 15 дней
Карма: + 104 -
Откуда: Россия, Москва
Благодарил (а): 943 раз.
Поблагодарили: 1940 раз.

Re: Hard-boiled или крутой детектив

СообщениеАвтор Роджер Шерингэм » 25 дек 2019, 20:53

доктор Фелл писал(а):условия: черно-белое, тени, роковые красотки и т.д. и т. п...

Ну, я думаю, невозможно отрицать, что в 1940-е годы в Голливуде существовала единая стилистическая манера, в которой снимали криминальные драмы и триллеры с suspence. И, поскольку это ряд совершенно последовательных и сознательных художественных приёмов (которые вовсе не использовались, например, для тогдашних комедий), то, значит, дело не только в экономии денег, но и в творческом выборе режиссёров и продюсеров.
К роковым красоткам это не относится (на самом деле, их нет в половине фильмов, причисляемых к "нуару"), а вот к теням и особенностям построения кадра и планов - да. Дело не в чёрно-белой плёнке как таковой, а именно в определённых эффектах, которых можно добиться при съёмке на чёрно-белую плёнку, и которых нет в других чёрно-белых фильмах :)
Так же нетрудно заметить, что в фильмах 1950-х годов этот стиль, за редким исключением, уже не используется. Например, Хичкок, который в 1940-е годы чаще всего работает в этой манере, в 1950-е, наоборот, снимает, кроме "Психо" (где причина чёрно-белого кино была, помимо экономии, чисто техническая, у них там вместо крови в ванне шоколадный сироп тёк), на цветной плёнке и с использованием как раз тревожных контрастов цвета, яркой мультипликации и т.д.

Тут проблема в том, что для любого кинокритика кино - это прежде всего визуальное искусство. И чем более талантливый фильм, тем сильнее он воздействует не чисто содержанием, таким же, как если прочитать сценарий, а именно тем, как это содержание выражено через картинку на экране. Часто (не всегда) с учётом ещё и музыки.
Поэтому любой кинокритик объединяет фильмы именно по визуальному стилю. А ты их объединяешь только по литературной основе и исходя из этого доказываешь, что фильмы по Айришу и Буало-Нарсежаку "нуар", раз эти книги "нуар", а фильмы по hard-boiled нет. По Айришу при желании можно снять чёрную комедию не хуже "Тонкого человека", никак не переделывая сюжет. А визуальные приёмы, хорошо подходящие для точной экранизации айришева "нуара", разработали именно на Хэммете и Кейне и только потом применили к Айришу.
доктор Фелл писал(а):Но вот ни разу, даже на секунду не подумал, что их можно назвать "нуарными".

При чём тут сами произведения Кейна? Их никто к нуару не относит. Относят фильм Уайлдера "Двойная страховка". Значит, его и надо оценивать со стороны "нуарности", а не книжку Кейна.
Вот, отвлекаясь от hard-boiled (раз я уже приводил в другой теме пример двух экранизаций "Глубокого сна"). Из "Десяти негритят" Кристи Говорухин в 1987 году сделал драму с элементами триллера, а Рене Клер в 1945 году чёрную комедию. Оба фильма довольно близки тексту. А манера игры актёров, темп сюжета, картинка и музыка настолько разные, что эти фильмы относятся к разным жанрам (и оба, к тому же, не имеют никакого отношения к жанру оригинального романа - "невозможному" детективу).
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...
Аватар пользователя
Роджер Шерингэм
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4495
Стаж: 186 месяцев и 14 дней
Карма: + 85 -
Откуда: Edinburgh-of-the-Seven-Seas
Благодарил (а): 252 раз.
Поблагодарили: 2043 раз.

Re: Hard-boiled или крутой детектив

СообщениеАвтор Доктор Фелл » 25 дек 2019, 21:18

  ... а из пьесы Булгакова комедию "Иван Васильевич меняет профессию". Все возможно. (Можно конечно и зайца научить курить) Вопрос ЗАЧЕМ? Зачем до сих пор (ты сам об этом писал) только в черно-белом? По большому счету, нуар как жанр кинематографии, "скорее мертв, чем жив". Зачем его "приговорили"? Я эти зачем могу еще десяток написать. А в целом, лично мне не очень импонируют, скажем так, "другое прочтение" то или иного произведения. Автор написал то, что он хотел написать. Это его право. Видимо моя извечная любовнее к классике во всем: в одежде, в музыке, в литературе и так далее. Видимо я, тоже, в некотором роде "ортодокс" или (узнал новое для себя слово из наших дискуссий) пурист.
‘И сказал По: да будет детектив. И возник детектив. И когда По увидел, что создал, он сказал: и вот хорошо весьма. Ибо создал он сразу классическую форму детектива. И форма эта была и останется во веки веков истинной в этом бесконечном мире’. © Эллери Квин.
Аватар пользователя
Доктор Фелл
Хранитель Форума
 
Автор темы
Сообщений: 9320
Настроение: СпокойныйСпокойный
Стаж: 186 месяцев и 15 дней
Карма: + 104 -
Откуда: Россия, Москва
Благодарил (а): 943 раз.
Поблагодарили: 1940 раз.

Re: Hard-boiled или крутой детектив

СообщениеАвтор Роджер Шерингэм » 25 дек 2019, 21:35

А что, пьеса Булгакова не комедия? :) Такая же комедия, и довольно близкая по тексту.

доктор Фелл писал(а):Зачем до сих пор (ты сам об этом писал) только в черно-белом?

Ну, я это и пытался объяснить. Если литературоведы группируют книги по сюжетам (по содержанию, так сказать), то киноведы фильмы - скорее как картины, по стилю. Поэтому и чёрно-белое, что некоторые эффекты, которые киноведы считают стилеобразующими, в цветном кино неосуществимы. Вон до сих пор некоторые фильмы снимают на чёрно-белую плёнку.
Вообще есть такое странное понятие, как "неонуар". Придуманное для более поздних фильмов, в целом, для того же Копполы или Тарантино. Тут я полностью согласен, что придумывание его - это просто упорное нежелание расширить рамки "нуара" тем, что явно к нему относится.
Я не понимаю другое. Почему экранизация Чандлера или Кейна, если она снята в соответствующей манере, НЕ нуар? Потому что книга не нуар? Но это же фильм, а не книга. Можно считать, что экранизация должна быть точной, а не "другим прочтением". Это другой вопрос. Мне вот тоже жаль, что нет качественной экранизации тех же "10 негритят", сделанных в атмосфере оригинала.
Но если фильм уже есть и отличается от книги по атмосфере, зачем его упорно классифицировать вслед за книгой? Если фильм "Двойная страховка" получился гораздо ближе к Айришу, чем к Кейну?
Вроде ты стоишь на той позиции, что рамки "нуара" в кино слишком узкие, сам это выше написал. А потом оказывается, что при этом из "нуара" надо исключить то, что снято не по Айришу и Буало-Нарсежаку, а по hard-boiled :)

P.S. Есть вот английский фильм Торолда Дикинсона 1949 года по "Пиковой даме" Пушкина. Если не придираться к совсем уж высосанным из пальца критериям (типа того, что "нуар" должен быть обязательно американским и с действием в 1940-х годах), то это сильное абсолютно "нуарное", с какой стороны ни смотри, хоть в плане теней и пр., хоть по похожести на книги Айриша, кино.
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...
Аватар пользователя
Роджер Шерингэм
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4495
Стаж: 186 месяцев и 14 дней
Карма: + 85 -
Откуда: Edinburgh-of-the-Seven-Seas
Благодарил (а): 252 раз.
Поблагодарили: 2043 раз.

Re: Hard-boiled или крутой детектив

СообщениеАвтор Доктор Фелл » 25 дек 2019, 22:05

  Продолжаем :)
  Я прочитал практически все Булгакова. Его пьеса да, комедийна. Но, тем не менее, намного больше чем просто посмеяться. Так же как и "Собачье сердце". На мой взгляд, единственный удачный фильм по произведениям "Мастера", это "Бег" 1970 г.
  
  
Роджер Шерингэм писал(а):Вроде ты стоишь на той позиции, что рамки "нуара" в кино слишком узкие, сам это выше написал. А потом оказывается, что при этом из "нуара" надо исключить то, что снято не по Айришу и Буало-Нарсежаку, а по hard-boiled :)
Отнюдь. Я просто сказал, что почти все книги этих авторов — готовый нуар. И книги и фильмы (но именно по произведениям, не по мотивам или с какими то другими прочтениями). Почему, к примеру, "Остров проклятых" по роману Лихэйна не нуар? Это нуар даже не в квадрате, а в кубе. И само произведение, и фильм. "Город Греха" Джеймс Эллрой. Да вообще весь цикл "Лос-анджелесский квартет ". Это я так, "на коленке" вспоминаю. Кстати, в литературе тоже "балаганчик", В известной серии "Noir" издательства "У-Фактория" книг этого жанра раз два и обчелся. Это все "криминальная" литература. Грань между нуаром, "крутосваренным", роман-загадка, саспенсом тонкая, наверное тоньше чем волос, но она есть. И эта грань. опять же, мое личное мнение (и на истину в последней инстанции не претендует) не является цветное или черно-белое, наличие роковых красоток, которые дурят мужиков-лохов и так далее. Честно, я не знаю как сформулировать эту "грань". Это, возможно (тут я соглашусь) что-то чисто личностное ощущение.
‘И сказал По: да будет детектив. И возник детектив. И когда По увидел, что создал, он сказал: и вот хорошо весьма. Ибо создал он сразу классическую форму детектива. И форма эта была и останется во веки веков истинной в этом бесконечном мире’. © Эллери Квин.
Аватар пользователя
Доктор Фелл
Хранитель Форума
 
Автор темы
Сообщений: 9320
Настроение: СпокойныйСпокойный
Стаж: 186 месяцев и 15 дней
Карма: + 104 -
Откуда: Россия, Москва
Благодарил (а): 943 раз.
Поблагодарили: 1940 раз.

Re: Hard-boiled или крутой детектив

СообщениеАвтор Роджер Шерингэм » 25 дек 2019, 23:11

С этим вполне согласен. И что рамки излишне сужены, тоже (хотя Хичкока я все-таки не могу отнести к "нуару", потому что он шире любого жанра, у него почти во всех фильмах есть лёгкая ирония, которая нарушает полноценность зрительских переживаний от "нуара").
Собственно, ведь мой самый первый комментарий выше, об экранизациях Хэммета, именно об этом, о "прочтениях". Вот есть два романа Хэммета, которые, конечно, какими-то деталями отличаются ("Тонкий человек" от первого лица, герой там женат, и юмора чуть больше), но написаны похоже, и оба безусловный hard-boiled.
И есть две экранизации этих романов - хорошие, заметные фильмы, повлиявшие на историю американского кино. Но эти две экранизации вытаскивают из книг Хэммета противоположные вещи и акцентируют их. В результате один фильм становится "нуаром", больше напоминающим книги Айриша, а другой - чёрной комедией, больше напоминающей Квина. И оба фильма перестают быть hard-boiled. То есть, по-видимому, не являются точной экранизацией прозы Хэммета, хотя по недоразумению "Мальтийский сокол" таковой считается.

доктор Фелл писал(а):Грань между нуаром, "крутосваренным", роман-загадка, саспенсом тонкая, наверное тоньше чем волос, но она есть.

Ну, понятно, есть много книг, которые на этой грани и стоят. Но лично мои ощущения, что в нуаре (хоть в литературе, хоть в кино), безусловно, должен быть suspence, но вызванный именно чувством тревоги и безнадежности, которые должен испытывать главный герой (и читатель). Загадка в нуаре тоже должна быть не в смысле "надо порассуждать и решить головоломку", а в смысле "что, чёрт возьми, вообще происходит", и вызывать не желание задействовать серые клеточки, а ту самую тревогу. То есть это не обязательно загадка в её детективном смысле (хотя она может быть и детективной, как частично у Буало-Нарсежака), а вот некое непонимание происходящего.
Поэтому, кстати, "Окно во двор" (фильм) для меня не нуар. Там нет атмосферы непонимания и бессилия. У Стюарта, конечно, сломана нога, но он спокойно ведёт расследование, девушка (которой в рассказе Айриша вообще нет) ему быстро верит и охотно помогает. Фильм Хичкока скорее о том, что потеря части способностей обостряет другие способности главного героя, что-то такое психоаналитическое (активному роману с красивой и доступной героиней Стюарт, считая себя временно недееспособным, предпочитает пассивное подглядывание за чужой жизнью). В рассказе это в какой-то степени есть - чувство страха, возникающее у главного героя от того, что ему не верят в то, что он что-то видел, а он то ли, значит, сходит с ума, то ли рядом и правда опасность, а он ничего не может сделать - сам обездвижен, другие не помогут. Хотя это всё равно не самая "нуарная" вещь Айриша, и в ней много от чистого детектива, особенно ближе к концу.
"Головокружение" - да, может быть, в каком-то смысле "нуар", поскольку оно именно об этом, о непонимании главным героем происходящего. Но с точки зрения кино это достигается там настолько другими, необычными средствами, что мне сложно считать его вполне "нуаром". Я привык к традиционным для "нуара" в кино визуальным приёмам, которые и сейчас используют, делая такие фильмы. Дело не в черно-белой плёнке даже, а в атмосфере. "Нуар" уже по названию подразумевает что-то сумрачное, приглушённое по колориту и атмосфере, а "Головокружение" всё залито светом и яркими цветами по контрасту с ужасом в душе Стюарта. (Да, как по мне, "Головокружение" в десять раз выше, чем все классические голливудские "нуары" вместе взятые, это уникальный фильм, каких за всю историю кино пара десятков.)
Безусловно, "нуары" (с моей, а не академических киноведов тз) - "Незнакомцы в поезде", "Дурная слава". "Психо" вообще нет - это триллер совсем другого типа.
Ещё раз подчеркну - я именно о фильмах, а не о книгах, по которым они сняты, и не о чисто сюжетной стороне :)
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...
Аватар пользователя
Роджер Шерингэм
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4495
Стаж: 186 месяцев и 14 дней
Карма: + 85 -
Откуда: Edinburgh-of-the-Seven-Seas
Благодарил (а): 252 раз.
Поблагодарили: 2043 раз.

Re: Hard-boiled, или Крутой детектив

СообщениеАвтор Denissan » 10 янв 2020, 21:32

  Вставлю свои пять копеек.
  "Хард- бойлед" зародился примерно сто лет назад. В каком-то смысле он стал противовесом классическому детективу.
  Различий несколько. Классический детектив это скорее что-то камерное, где все происходит в одном месте. В крутом гораздо больше мест. Героям хард-бойледа нередко приходилось шляться по злачным местам.
  Герои Дэшила Хэммета, Рэймонда Чандлера и особенно Микки Спиллейна, были куда менее благороднее в отличии от английских коллег. Они могли быть сами под подозрением у полиции.
  В хард-бойледе намного больше убийств, чем в классическом детективе. Например в "Кровавой жатве" около двадцати (двадцать два вроде бы).
  Те же герои хард-бойледа опирались не на дедукцию, а скорее на сообразительность, интуицию и смекалку.
  Да и время тогда было. Сухой закон, гангстеры, бутлегеры, коррупция, бандитские разборки... В общем Англия есть Англия, а США есть США(с).
  Это всего лишь мое личное субъективное мнение.
"Дедуктивный метод — это, конечно, здорово. Да вот только маленькие серые клеточки плохо помогают против разрывной пули в голову." Дэшил Хэммет.
Аватар пользователя
Denissan
Освоился
Освоился
 
Сообщений: 177
Стаж: 60 месяцев и 11 дней
Карма: + 1 -
Откуда: Великий Новгород
Благодарил (а): 24 раз.
Поблагодарили: 78 раз.

Re: Hard-boiled, или Крутой детектив

СообщениеАвтор Доктор Немо » 21 янв 2020, 21:03

Всё-таки интересно, почему некоторые авторы (Хэммет, Чандлер, да даже Н. Дэвис) в дебютных романах заставляли сыщиков расследовать несколько разных преступлений вместо одного, но затем всё-таки переходили к более традиционному варианту?
Я здесь, поскольку без меня не будет детектива.
Аватар пользователя
Доктор Немо
Ветеран
Ветеран
 
Сообщений: 2001
Стаж: 109 месяцев и 17 дней
Карма: + 37 -
Откуда: Гомель, Беларусь
Благодарил (а): 517 раз.
Поблагодарили: 1228 раз.

Re: Hard-boiled, или Крутой детектив

СообщениеАвтор Виктор » 22 янв 2020, 11:34

Доктор Немо писал(а):Всё-таки интересно, почему некоторые авторы (Хэммет, Чандлер, да даже Н. Дэвис) в дебютных романах заставляли сыщиков расследовать несколько разных преступлений вместо одного, но затем всё-таки переходили к более традиционному варианту?

Это, наверное, как у всех неофитов (начинающих). Хочется сразу выплеснуть все идеи и задумки. :smile:

Когда школьники приходят в литературный кружок, они все хотят сразу быть писателями, чтобы тут же начинать сочинять эпохальные романы.
Но вскоре они понимают, что сначала нужно учиться писать простые зарисовки, учиться наблюдать и делать выводы.
"Если у вас пропал джем, а у кого-то выпачканы губы,
это ещё не доказательство вины".

Эдмунд К. Бентли
Виктор
Куратор темы
Куратор темы
 
Сообщений: 3406
Стаж: 140 месяцев и 5 дней
Карма: + 108 -
Откуда: г. Великий Новгород
Благодарил (а): 2511 раз.
Поблагодарили: 2817 раз.

Re: Hard-boiled, или Крутой детектив

СообщениеАвтор Доктор Немо » 31 янв 2020, 22:06

На Форуме несколько раз упоминалось несколько разных (а может, и нет) поджанров.
Лёгкий хард-бойл;
Смесь классического детектива и хард-бойла;
Классический детектив в обёртке хард-бойла.

В чём всё-таки разница (в первую очередь, между вторым и третьим)?
Я здесь, поскольку без меня не будет детектива.
Аватар пользователя
Доктор Немо
Ветеран
Ветеран
 
Сообщений: 2001
Стаж: 109 месяцев и 17 дней
Карма: + 37 -
Откуда: Гомель, Беларусь
Благодарил (а): 517 раз.
Поблагодарили: 1228 раз.

Re: Hard-boiled, или Крутой детектив

СообщениеАвтор Роджер Шерингэм » 31 янв 2020, 22:28

Я не уверен, что все писавшие это стремились прямо выделить новый поджанр, скорее, описать особенности конкретной книги.
Если это по поводу моей только что выложенной заметки о повести Роусона, то мне кажется, что классический детектив и хард-бойл, помимо антуража и стиля, отличаются ещё особенностями построения сюжета. В хард-бойле существенно то, что сыщик делает, короче, приключения главного героя (и это сближает хард-бойл с собственно приключенческим романом). В whodunit'е важнее, что сыщик рассуждает и говорит с подозреваемыми, максимум, осматривает местность в поисках улик. Остальные действия сыщика - только необходимая связка. Читательский интерес поддерживают именно разговоры и рассуждения.
Если говорить о "Призраке живого мертвеца", то там значительный процент сюжета интересен именно приключениями Дона Дьяволо, ну а приключения вполне хард-бойльные по стилю. При этом детективная линия остаётся главной. Значит, это, наверное, можно назвать и "смесью", и "обёрткой". Хотя "обёртка", скорее, про чисто классический сюжет в антураже хард-бойла, а "смесь" именно про сюжет, в котором есть элементы и классического, и приключенческого.
Что касается "лёгкий/жёсткий хард-бойл", это для меня про степень насилия в хард-бойле. Есть Дэвис, есть Хэммет, а есть Спиллейн.
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...
Аватар пользователя
Роджер Шерингэм
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4495
Стаж: 186 месяцев и 14 дней
Карма: + 85 -
Откуда: Edinburgh-of-the-Seven-Seas
Благодарил (а): 252 раз.
Поблагодарили: 2043 раз.

Re: Hard-boiled, или Крутой детектив

СообщениеАвтор Доктор Немо » 31 янв 2020, 22:55

Мне скорее вспомнились случаи на Форуме, когда одна книга в жанре лёгкого (или облегчённого) хард-бойла, после некоторых раздумий, становилась смесью классического и крутого, а другая смесь КиК — классическим в «крутой» обёртке. Так что меня больше интересует, почему эти границы плавают?

Кстати, насчёт Спиллейна. В своё время прочёл книг шесть и обнаружил, что они по форме намного ближе классическому детективу, чем те же Чандлер и Росс Макдональд. И, может, поэтому он шёл у меня лучше, чем они. Конечно, примерно со второй книги я без труда научился определять, кто главный преступник, а потом и вовсе забросил читать.
Я здесь, поскольку без меня не будет детектива.
Аватар пользователя
Доктор Немо
Ветеран
Ветеран
 
Сообщений: 2001
Стаж: 109 месяцев и 17 дней
Карма: + 37 -
Откуда: Гомель, Беларусь
Благодарил (а): 517 раз.
Поблагодарили: 1228 раз.

Re: Hard-boiled, или Крутой детектив

СообщениеАвтор Denissan » 31 янв 2020, 23:01

К слову, стиль того же Росса Макдональда называют "софт- бойледом". В отличии от Спиллейна, наверное самого жесткого автора.

"Мальтийский сокол" больше похож на классический детектив, разве что не такой камерный, и более динамичный.

Роджер Шерингэм писал(а): В хард-бойле существенно то, что сыщик делает, короче, приключения главного героя (и это сближает хард-бойл с собственно приключенческим романом).

Недавно прочел роман Ника Кварри( если свыше дадут добро, сделаю про него отдельную тему) "В аду шансов нет". "Крутой" детектив во всем своем великолепии. Там тоже есть загадка, расследование. Но под конец он стал напоминать... вестерн.
Скажу наверное крамольную мысль. В какой-то момент времени- скорее всего 1940-1950-е "хард-бойлед" был более популярен, нежели классический детектив, поскольку на него обратили внимание даже сами британцы- Питер Чейни, Джеймс Хэдли Чейз и др.
P.S. Еще одна причина, почему я люблю "крутой" детектив, это названия - " "Я- правосудие"( или "Я сам вершу правосудие"), "Мой револьвер быстр", "Смерть придет завтра", "Кровавая жатва", "Проигравшему- смерть", "В аду шансов нет", "Вендетта" и т.д.
"Дедуктивный метод — это, конечно, здорово. Да вот только маленькие серые клеточки плохо помогают против разрывной пули в голову." Дэшил Хэммет.
Аватар пользователя
Denissan
Освоился
Освоился
 
Сообщений: 177
Стаж: 60 месяцев и 11 дней
Карма: + 1 -
Откуда: Великий Новгород
Благодарил (а): 24 раз.
Поблагодарили: 78 раз.

Re: Hard-boiled, или Крутой детектив

СообщениеАвтор Роджер Шерингэм » 31 янв 2020, 23:13

Доктор Немо писал(а):Мне скорее вспомнились случаи на Форуме, когда одна книга в жанре лёгкого (или облегчённого) хард-бойла, после некоторых раздумий, становилась смесью классического и крутого, а другая смесь КиК — классическим в «крутой» обёртке. Так что меня больше интересует, почему эти границы плавают?

По-моему, просто потому что это пишут разные участники :)
Некоторые, мне кажется, определяют границу именно по "крутизне" в плане насилия, соответственно, если в некоем хард-бойле детективный сюжет есть, а насилия мало, то это "обёртка" или "смесь". По-моему, наличие детективной интриги не главный разграничивающий признак (Вы пару раз писали на форуме про наличие или отсутствие детективной загадки в тех или иных классических хард-бойлах), важнее, как сюжет построен, а какая-то загадка вполне может быть и в хард-бойле, как и в чисто шпионском романе (см., например, "Звонок мертвеца" Ле Карре) и т.д.

Denissan писал(а):В какой-то момент времени- скорее всего 1940-1950-е "хард-бойлед" был более популярен, нежели классический детектив, поскольку на него обратили внимание даже сами британцы- Питер Чейни, Джеймс Хэдли Чейз и др.

Да что тут крамольного. Послевоенные годы - безусловный упадок классического детектива традиционного типа, когда многие его мастодонты вообще ушли из литературы. Просто в США хард-бойл целиком занял эту нишу, а английский детектив эволюционировал скорее в сторону "социалки" и углублённой реалистичности (в традиционном понимании этого слова, в духе романов 19 века с детально прописанными персонажами, продуманной мотивацией преступника и т.д.), что любителям детектива как чистого развлечения годилось не всегда - хард-бойл явно больше. Во Франции с Буало-Нарсежаком и Жапризо (и вообще психологической школой, которой они прославились) тоже конкурировал Сан-Антонио.

Off topic:
Denissan писал(а):если свыше дадут добро, сделаю про него отдельную тему

Тут никакое добро на создание новых авторских тем не нужно. Если про этого автора темы нет, всегда можно делать, как только материал набрался.
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...
Аватар пользователя
Роджер Шерингэм
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4495
Стаж: 186 месяцев и 14 дней
Карма: + 85 -
Откуда: Edinburgh-of-the-Seven-Seas
Благодарил (а): 252 раз.
Поблагодарили: 2043 раз.

Re: Hard-boiled, или Крутой детектив

СообщениеАвтор Доктор Праути » 01 фев 2020, 00:31

А вот в "Крае ямы" Талбота есть шикарная драка с ножом и приемами рукопашного боя. В "Черной ауре" Слейдека вообще дерутся... детективы, отстаивая свой взгляд на расследование таинственного дела. Все это классические детективы-загадки, но элементы hard-boiled в конкретном случае их только украшают.
В человеке, не желающем выходить из замкнутого пространства, есть нечто интригующее, как и в предположении, что зло можно удержать на безопасном расстоянии простыми средствами вроде музыки или клейкой ленты.
Даррел Швейцер "Тень смерти"
Аватар пользователя
Доктор Праути
Ветеран
Ветеран
 
Сообщений: 1612
Стаж: 134 месяцев и 4 дня
Карма: + 62 -
Благодарил (а): 1075 раз.
Поблагодарили: 1439 раз.

Re: Hard-boiled, или Крутой детектив

СообщениеАвтор Denissan » 06 фев 2020, 15:28

Снова прошу прощения за свои пять копеек... Думаю что сейчас "хард-бойлед", или "круто сваренный детектив" превратился в то что называют современной остросюжетной прозой( триллеры, боевики и т.д.)
"Дедуктивный метод — это, конечно, здорово. Да вот только маленькие серые клеточки плохо помогают против разрывной пули в голову." Дэшил Хэммет.
Аватар пользователя
Denissan
Освоился
Освоился
 
Сообщений: 177
Стаж: 60 месяцев и 11 дней
Карма: + 1 -
Откуда: Великий Новгород
Благодарил (а): 24 раз.
Поблагодарили: 78 раз.

Re: Hard-boiled, или Крутой детектив

СообщениеАвтор Доктор Немо » 22 фев 2020, 21:30

Знаете, кто по мнению западных критиков был первым автором «крутого детектива» на советском пространстве? Исаак Бабель с его «Одесскими рассказами».
Я здесь, поскольку без меня не будет детектива.
Аватар пользователя
Доктор Немо
Ветеран
Ветеран
 
Сообщений: 2001
Стаж: 109 месяцев и 17 дней
Карма: + 37 -
Откуда: Гомель, Беларусь
Благодарил (а): 517 раз.
Поблагодарили: 1228 раз.

Re: Hard-boiled, или Крутой детектив

СообщениеАвтор Роджер Шерингэм » 22 фев 2020, 21:51

"И сняв со стенки верного винта, я смыл этот позор с лица трудовой земли и республики."
Чем не реплика из Спиллейна?
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...
Аватар пользователя
Роджер Шерингэм
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4495
Стаж: 186 месяцев и 14 дней
Карма: + 85 -
Откуда: Edinburgh-of-the-Seven-Seas
Благодарил (а): 252 раз.
Поблагодарили: 2043 раз.

Re: Hard-boiled, или Крутой детектив

СообщениеАвтор Доктор Фелл » 23 фев 2020, 08:41

  Учитывая что многие критики считают "Преступление и наказание" Достоевского лучшим (и одним из первых) психологических детективов, а (как мы недавно узнали из дискуссии о нуаре в кинематографии) "Берегись автомобиля" нуаром, я уже ничему не удивляюсь.
‘И сказал По: да будет детектив. И возник детектив. И когда По увидел, что создал, он сказал: и вот хорошо весьма. Ибо создал он сразу классическую форму детектива. И форма эта была и останется во веки веков истинной в этом бесконечном мире’. © Эллери Квин.
Аватар пользователя
Доктор Фелл
Хранитель Форума
 
Автор темы
Сообщений: 9320
Настроение: СпокойныйСпокойный
Стаж: 186 месяцев и 15 дней
Карма: + 104 -
Откуда: Россия, Москва
Благодарил (а): 943 раз.
Поблагодарили: 1940 раз.

Пред.След.


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Кто просматривал тему Кто просматривал тему?