Автор Роджер Шерингэм » 01 ноя 2019, 22:59
Хотя поиск любых реальных исторических аллюзий в произведениях АКД, равно как и попыток согласовать их тексты, всего лишь игра, сыграю в неё ещё раз.
Традиционно считается (так пишут как в большинстве современных англоязычных работ, так и в новейшем русскоязычном комментарии М. Назаренко), что "неосторожным монархом", чьё письмо с протестом против расширения британских колоний было похищено во "Втором пятне", был германский кайзер Вильгельм II. Эта точка зрения имеет серьёзные основания. Вильгельм II отличался как поспешностью в своих действиях, часто предпринимаемых без согласования с правительством, так и боязнью последствий и бурным сожалением о сделанном (равно как и монарх в рассказе). Германия стремилась к приобретению колоний и имела ряд серьёзных конфликтов с Англией, не раз ставивших страны на грань войны. Два союза, в войну с одним из которых, как сообщает Холмсу премьер-министр, будет втянута Великобритания в случае опубликования письма, это, очевидно, Германия/Австро-Венгрия и Франция/Россия (как раз вскоре после опубликования рассказа Великобритания окончательно сделала выбор в пользу второго из них, образовав Антанту). В этом случае выгоду от опубликования письма кайзера, втянув Великобританию в войну с ним, получает Франция. Шпион Эдуардо Лукаш, помимо Лондона, имеет дом как раз в Париже, и мог бы без всяких подозрений уехать во Францию, дабы передать полученную информацию.
Однако можно выдвинуть возражения. Так, "Второе пятно" написано ретроспективно (поскольку упоминается сразу в двух рассказах из "Записок о Шерлоке Холмсе" - "Жёлтом лице" и "Морском договоре"), по просьбам читателей, следовательно, его действие (в отличие от остальных рассказов "Возвращения Шерлока Холмса") происходит до поединка с Мориарти, в конце 1880-х годов. Да и Ватсон особо подчёркивает, что это давнишняя история, которую он может предать огласке только теперь. Разумеется, АКД, никогда не заботившийся о согласовании своих сюжетов, вполне мог наполнить и этот рассказ реалиями эпохи, когда он был написан, то есть 1900-х годов. Но имеется дополнительный довод в пользу того, что действие происходит пятнадцатью годами ранее. Премьер-министр лорд Беллинджер и министр Трелони Хоуп (кстати, Хоуп вовсе не член Палаты лордов, как по ошибке в классическом советском переводе, а простолюдин-commoner), к которому премьер проявляет столь глубокую отеческую заботу, это, разумеется (как указывает и М.Назаренко), отсылка к многолетнему британскому премьеру лорду Солсбери и его родному племяннику А.Бальфуру, наследовавшему в итоге пост премьера и тут же проигравшему первые же выборы. (АКД недолюбливал Солсбери и Бальфура за историю с вынужденным принятием им рыцарского звания незадолго до написания рассказа, так, фраза Майкрофта в "Чертежах Брюса-Партингтона" о том, что он "Никогда еще не видел премьер-министра до такой степени расстроенным", - это отсылка к кончине отправленного в отставку министра иностранных дел лорда Иддсли прямо в кабинете Солсбери. Которая, стало быть, расстроила премьера гораздо меньше кражи. На то, что премьер в "Чертежах" именно Солсбери, указывает и заботливо проставленная именно в этом рассказе точнейшая дата.) Между тем "многообещающим" и "ещё не достигшим среднего возраста" Бальфур был как раз в конце 1880-х годов. Конечно, соответствие тут неполное - Бальфур не был женат вовсе - однако другой подходящей пары нет.
Серьёзно ситуацию это не меняет - Вильгельм II находился на троне с 1888 года. Однако все шпионы и диверсанты в рассказах Дойла - всегда немцы. Это и фальшивомонетчик Лизандер Старк в "Пальце инженера", и фон Борк в "Его прощальном поклоне", и, судя по фамилии, Оберштейн в "Чертежах Брюса-Партингтона". Фамилия Лукаш также скорее отсылает к немцу или австрийцу. Кроме того, на печати "неосторожного монарха" изображён "приготовившийся к нападению лев", которого никогда не было на гербе Германии или династии Гогенцоллернов, к коим принадлежал Вильгельм II. Львы среди тогдашних европейских стран присутствовали на гербах Финляндии, Норвегии, Чехии (все три не были независимыми странами и не имели своих монархов, принадлежа соответственно России, Швеции и Австрии), Болгарии (явно не то, какое ей дело до расширения британских колоний), Нидерландов и Бельгии. Королём Нидерландов до 1890 года был Виллем III, человек эксцентричный, однако он был уже в маразме, а затем его сменила малолетняя дочь, следовательно, и здесь никто письмо послать не мог.
Зато королём Бельгии все это время был Леопольд II, также личность весьма эксцентричная и известный сторонник приобретения колоний, как раз в конце 1880-х годов активизировавший деятельность в этом направлении и, как и Вильгельм II, склонный действовать в обход правительства. Более того, как раз в период написания "Второго пятна" АКД вступил, можно сказать, в личный конфликт с Леопольдом II, опубликовав книгу о бесчинствах в Бельгийском Конго, вызвавшую широкий международный резонанс, и возложив ответственность за них лично на короля. В результате международной критики Леопольд был вынужден отказаться от личного участия в управлении Конго и вообще смягчить там режим. Кроме того, Бельгия стабильно была союзным Франции и относительно враждебным Германии государством. Конфликт с ней неминуемо привёл бы к войне Великобритании с Францией и, значит, был выгоден Германии, шпионы которой вечно ошиваются в сюжетах о Холмсе. Лукаш же мог иметь два дома именно потому, что шпионил как в Лондоне, так и в Париже.
Следовательно, не отрицая явных черт сходства персонажа рассказа с Вильгельмом II, можно говорить о двух прототипах "неосторожного монарха" в этом рассказе. А второго прототипа, кажется, до сих пор нигде не замечали.
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...
- За это сообщение автора Роджер Шерингэм поблагодарил:
- Доктор Фелл (02 ноя 2019, 09:57)