Ознакомился я тут с произведением
Андрея Евдокимова "Звон монет убивает" и, поскольку что-то получаются общие рассуждения, решил написать сюда.
Автор, чье настоящее имя установить нетрудно с помощью соотнесения текстов на личном сайте и на литрес, участник нашего форума, строгий критик
Rex_Primus. Ну, поскольку чужих отзывов у меня нет (один есть на livelib, там автор влепил одному из творений Евдокимова тройку, но мало ли на livelib людей невежественных), я взял для ознакомления первое же, что было вывешено на сайте.
Как легко понять из постов автора здесь, он сторонник того, чтобы детектив был "превосходящим классиков", но притом реалистичным и достоверным. Итак, к частному сыщику обращается пожилая дама, желающая выяснить обстоятельства самоубийства дочери. Не буду пересказывать подробно. Преступники ясны буквально сразу. Расследование, по сути, распутывает одну ниточку - сыщик ходит от свидетеля к свидетелю, суёт деньги (или запугивает, или вовсе бьёт морду) и собирает информацию, позволяющую найти следующего свидетеля. Самоубийство оказывается "запертой комнатой", да. Проблема в другом. Не вдаваясь в спойлеры, опишу максимально расплывчато. Труп найден в комнате, где все двери и окна заперты изнутри. Подробно описано, как они заперты. Никаких улик нет. Великий сыщик долго думает и наконец понимает, как теоретически запереть их снаружи, не оставив улик. Приходит, ставит эксперимент и доказывает, что так их запереть можно, и убийца мог так и поступить (а мог и по-другому, это сам сыщик говорит). Способ простой? Да. Даже банальный и сто раз использованный. Способ реалистичный? Да, такое легко представить в любом доме через дорогу. Может читатель сам разгадать "невозможность"? Нет. У него нет никаких данных. Великий сыщик просто придумал "из головы" способ, решил его проверить, оно и сработало.
Также, поскольку не вижу смысла писать спойлеры на 10 абзацев, ограничусь комментарием, что столь близкое фамильное сходство, какое продемонстрировано уже в начале романа (стало быть, не спойлер) тоже можно признать не соответствующим требованиям реализма. У меня лично вот много родственников и знакомых, и ни у кого такого сходства нет :) Привет девочке из творчества
Бориса Карловича.
В общем, мы имеем довольно скучную "бытовуху" с банальной разгадкой и минимумом простейших логических выкладок. Да, я могу представить, что такое произойдёт хоть завтра в соседнем доме. Тут автор полностью справился с поставленной задачей. Но читать неинтересно. Зато отмечу насыщенный, богатый язык, проработку персонажей и умелое владение диалогом. То есть, качества, которые очень пригодились бы в написании обычной реалистической прозы, что нельзя не порекомендовать автору. Быть может, на этом поприще скоро он станет известен не меньше, чем Роман Сенчин, главный гипер-реалист современной русской литературы (который, кстати, мечтает написать детектив, и мне страшно представить, что у него получится).
А теперь вспомним, кто ранее ставил себе такую задачу? Кто с блеском разгромил сюжеты нескольких выдающихся детективов как не подлежащие никакой критике с точки зрения бытовой реалистичности? Правильно, великий и ужасный Реймонд Чандлер. Вспомним сюжеты великого и ужасного Чандлера. В начале к сыщику обращается клиент, предлагающий что-то расследовать. Сыщик ходит от свидетеля к свидетелю, суёт деньги или бьёт морду (или ему бьют). После запутанных блужданий по городу он находит довольно банальную разгадку.
Так что единственный вопрос заинтересовал меня по прочтении сего произведения - это сознательное подражание Чандлеру? Или изобретение велосипеда? И если захотеть написать детективный сюжет, придерживаясь строгого реализма, правды быта и изображения исключительно действительно часто происходящих в окружающем мире событий, у всех получится нечто такое? Подозреваю, что да. Просто потому, что хитроумные преступления в реальной жизни совершаются, мягко говоря, редко. А аргументы в защиту подобной позиции, похоже, исчерпаны еще Чандлером в "Простом искусстве убивать" и в собственном творчестве. Правда, Евдокимов превзошёл классика Чандлера. Не припомню у того никаких "запертых комнат".
Рекомендация? Да она и так понятна.
P. S. Ничуть не считая реалистичность и достоверность нужными и полезными детективу (скорее наоборот), в качестве примера детектива с отличными сюжетом и "невозможностью", выглядящими достоверно в реальной жизни (хотя и за счёт слегка обескураживающей разгадки), не могу не привести "Пророчицу" Н.Слободского.
P. P. S. Ладно, один спойлер, в духе автора.
Спойлер:
Страшная-страшная тайна!!!
Мне жалко времени, потраченного на этот опус!!! *дальше следует непереводимая игра слов с использованием местных идиоматических выражений*
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...