Из книг, таки получивших Букеровскую премию, я прочла 4 произведения, впечатлениями о которых и поделюсь.
Анита Брукнер «Отель у озера» (1984) – сложно определить жанр этого произведения, может «дамский роман не для блондинок (не в обиду блондинкам)», действительно – мужчинам читать сие будет, думаю, нудно, женщинам – менее нудно, особенно если они – любительницы долгих описаний, размышлений и философствований страдалицы бальзаковского возраста на тему «быть или не быть, любить или не любить, послать его на… или не послать, тварь я дрожащая или право имею…» События книги – некий вырванный из жизни эпизод, как отдельная серия мыльной оперы – вроде все новое, но такое понятное... Для общего образования почитать можно, но лично я не совсем поняла, где тут «хундеграбен», и за что этой книге дали одну из самых престижных наград в английской литературе.
Кадзуо Исигуро «Остаток дня» (1989) – об этой книге я скажу – хотя написано об англичанах и вроде бы в английском классическом стиле, но… написано ЯВНО японцем! Такой вывод могу сделать исходя из долгого увлечения японской культурой, для которой свойственно вести повествование в виде изложения фактов, а читатель, мол, пусть сам придает им эмоциональную окраску в соответствии со своим восприятием событий. Сам сюжет имеет параллельный сюжет – настоящее и прошлое, повседневная жизнь и ностальгические воспоминания. Довольно забавно, что рассказ ведется от лица образцового английского дворецкого – профессионала высшего класса. В своем стремлении «соответствовать» столь важному статусу – еще бы, ведь ему выпала честь прислуживать настоящим джентльменам, королевским особам и влиятельнейшим политикам - он практически отказался от личной жизни, став, если не автоматом, то полуавтоматом. Все события он видит через призму восприятия хозяина – и если бы тот сказал, что черное – это белое, этот эталон слуги воспринял бы такое заявление как чистую правду, без малейшей попытки осмыслить. Главный герой живет бессмысленной жизнью слепца, который не видит правды, не видит чужого горя, не видит любви, не знает жалости и сочувствия. В какой-то момент мне захотелось схватить его за идеально отутюженный пиджак и хорошенько встряхнуть, чтобы он хоть на секунду потерял свое железное самообладание и чопорность! Это книга о человеке, который смотрел и не видел, не хотел видеть. Но в конце, мне кажется, он осознал, что его существование было бессмысленным, а идеалы – смехотворными, но не смог признать этого даже перед самим собой. Книга хорошая, заставляет задуматься, включить воображение и пересмотреть свои ценности – а может, мы и правда живем не так и не затем? Экранизация книги достойна оригинала.
Антония Байетт «Обладать» (1990) – это настоящий литературный детектив, хотя, как ни странно, никого не убили. Итак, главгерой (у нас таких называют «ботаниками») ведет полурастительное существование, прозябая в безвестности в некоем литучреждении, изучая творчество известнейшего викторианского поэта (поэт выдуманный, но описан, как настоящий) и мечтая об открытии в области, которая, казалось бы, изучена от и до. В личной жизни главгероя тоже, выражаясь словами из песни, фруктовый кефир – сидит (материально) на шее у девицы, которую толи любит, толи не любит, и никакого стыда по этому поводу не испытывает. И вот, в один прекрасный день, копаясь в библиотечной пыли, наш ботаник находит документ неимоверной важности. А именно – это любовное письмо вышеупомянутого викторианского поэта к незнакомке. Чтобы понять серьезность ситуации скажу, что поэт – образцовая добродетель, всю жизнь прожившая под крылом верной супруги, ни в чем не замешанная и ни в каких «кодлах разврата» ни разу не замеченная. Главгерой, естессно, письмецо от прочих исследователей творчества поэта припрятал, решив, что «кто первый встал, того и тапки». Вот с этого момента и начинается настоящее детективное литературное расследование тайной жизни викторианской знаменитости, во время которого будут совершены не только ошеломляющие открытия, но и личная жизнь «ботаника» переобустроится. Герои книги очень колоритны – тут вам и коварные волки, и наивные ягнята, и снежные королевы, и добрые санта-клаусы, описания природы и событий – пространны, в изобилии имеются образцы «творчества» исследуемых литераторов. Книга очччень толстая, читается спокойно, со смаком. Любителям викторианского романа рекомендую, любителям перестрелок и кровавости – не советую. Есть по этой книге и фильм, причем неплохой.
Майкл Ондатже «Английский пациент» (1992) – я думаю, многие видели экранизацию этого произведения. О книге лишь скажу – она лучше, глубже, эмоциональнее, трагичнее. Основная тема, красной нитью проходящая через сюжет – предательство. Предательство дружбы, предательство любви, предательство государства, предательство собственного я – и последствия всего этого… Книга замечательная. Сюжет пересказывать смысла не вижу – это и сложно и не к чему. Читать рекомендую – действительно интересная вещь, а главное, чего часто не хватает книгам «не для плоских умов» – со смыслом.