"Синдикат" и "Двойник" Первые два романа из цикла "Натан Геллер"
На мой взгляд очень хорошие образцы исторического детектива. Коллинз обращается к относительно недавней истории: Чикаго времен сухого закона. Перед нами довольно известные личности - Аль Капоне, Джон Диллинджер, Элиот Несс. Трудно сказать насколько правдиво, но во всяком случае очень правдоподобно и ярко, автор передает атмосферу того времени, борьбу гангстерских группировок за сферы влияния, и грызню внутри самих банд за более высокое место в иерархии, изображает продажных копов и чиновников всех уровней, девиц "с пониженной социальной ответственностью" и т. п. В центре сюжета обоих романов нашумевшие реальные истории; в первом - покушение на президента, во втором - убийство Диллинджера. Однако, Коллинз в своих романах предлагает нам альтернативную версию этих событий, при этом, вполне соответствующую всем известным фактам.
Главный герой цикла - Натан Геллер, становится свидетелем, а иногда и участником, происходящего. Его образ - одна их главных удач серии. Это не рыцарь без страха и упрека, а живой человек, который мечется между желанием сделать карьеру (а для этого нужно выполнять пожелания начальства, даже если это противоречит закону и справедливости) и сохранить самоуважение и чистую совесть, чтобы отец мог гордиться им. Именно поэтому за его поведением особенно интересно наблюдать, ведь он, в отличие от идеального героя, всегда поступающего правильно, может выбрать как единственно правильный путь, так и любой из множества неправильных. Это делает романы Коллинза не просто развлекательным чтивом, но произведениями настоящей литературы.
Добавлено спустя 21 минуту 13 секунд:"Сделка"Третий роман про Натана Геллера. Действие происходит во время Второй Мировой. Начало весьма интригующее - Геллер приходит в себя в военном госпитале и не может вспомнить кто он такой. Увы, этот многообещающий ход практически никак не используется. Память почти сразу возвращается к Геллеру, и свою кратковременную амнезию он использует только как предлог, чтобы не выступать свидетелем обвинения на суде против мафиози. Поскольку хорошо понимает, что согласие на такое выступление может стоить ему жизни.
Собственно детективная линия на этот раз оказывается на периферии сюжета. Коллинз, похоже, пытался написать не детектив, а антивоенный роман. Геллер долго отговаривает своего друга-еврея идти в армию. Тот, зная о зверствах немцев рвется воевать с Гитлером, а Геллер доказывает ему, в лучших пацифистских традициях, что война - это зло, и что им, американцам, нет дела до происходящего в Европе. Однако, выпив лишнего, он все-таки, за компанию с этим другом, который так и не внял его увещеваниям, записывается в армию. Если и не большую, то весьма значительную часть текста, занимает описание боевых действий ни Тихом океане, страдания солдат как на войне,так и после возвращения домой от психологических и физических травм и т. д. И постоянные сетования Геллера - ах, зачем только он пошел в армию.
Хотя трудно спорить с тем, что войны - это действительно ужасно, идея о непротивлении злу насилием применительно к нацистам меня, мягко говоря раздражает. Возможно, как раз по этой причине, "Сделка" мне не слишком понравилась.
Добавлено спустя 52 минуты 4 секунды:"Агата и тьма"На этот раз роман из серии "Disaster ", где расследование ведут реально существовавшие авторы детективных романов.
В основу сюжета, как и в серии про Натана Геллера, Коллинз положил расследование реальных преступлений.
В 1942 г. в Лондоне появляется маньяк, который насилует и убивает женщин, главным образом представительниц древнейшей профессии. Миссис Маллоуэн, так, по фамилии мужа, предпочитает называть себя в жизни Агата Кристи, находится в творческом кризисе - она опасается, что после ужасов войны читателям будут неинтересны ее старомодные романы, что публике захочется более реалистичного изображения преступлений. В больнице, где она работает фармацевтом Кристи познакомилась с сэром Бернардом Спилсбери, прославленным патологоанатомом, который участвует в расследованиях Скотланд-Ярда как судмедэксперт, и, хотя не читал ее романов, но восхищается ее мужем, знаменитым археологом. Она уговаривает его позволить ей понаблюдать за полицейским расследованием какого-нибудь преступления, чтобы потом использовать свои наблюдения в новых книгах.
Коллинз в своем романе, а еще больше в послесловии к нему, сообщает массу интересных фактов о жизни Кристи, Спилсбери и Гриноу, полицейского инспектора, ведущего расследование. А также о первой постановке пьесы "Десять негритят", случившейся в подвергающемся постоянным бомбежкам Лондоне. Но, все эти факты, вероятно, можно найти в огромном количестве более или менее документальных книг о Кристи, откуда Коллинз их и почерпнул.
Военный Лондон удался ему куда хуже, чем довоенный Чикаго. Кристи и окружающие ее люди, получились довольно картонными. Что же касается собственно детективного сюжета, то на этот раз Коллинз просто пересказывает результат реального расследования, с той только разницей, что Кристи, в действительности не имела к нему никакого отношения. Впрочем, и в романе полиция находит преступника без ее участия.
И, поскольку это реальное расследование, то с классическим детективом оно имеет очень мало общего. Полиция, конечно, пытается делать свою работу - опрашивает свидетелей, собирает улики и т. п. Но преступник отнюдь не тот хитроумный изобретательный злодей, какого так любят авторы детективов. Он, словно нарочно, совершает одну ошибку за другой:
Спойлер:
Оставляет повсюду отпечатки пальцев, похищенные у жертв "сувениры" хранит у себя в комнате на самом видном месте, теряет купюры, которыми ему выплатили жалование и по номерам которых можно узнать номер части, где он служит, и, наконец, роняет на месте очередного неудачного покушения противогаз, по номеру которого полиция устанавливает его личность.
Поэтому никакая дедукция полиции тут не нужна.
Единственное, что роднит книгу с классическим детективом - финальный эпизод, когда
Спойлер:
Кристи, явившись поздно вечером в комнату убийцы, наткнувшись там на похищенные им с мест преступлений вещи и будучи в этот момент обнаружена, в лучших традициях своих романов заговаривает ему зубы до прихода полиции. Она убеждает его, что человек, против которого столько улик, никак не может быть преступником. Она тут же сочиняет сюжет, в котором тот всего лишь невинная жертва хитроумного злодея, совершившего все убийства исключительно ради того, чтобы его подставить.
Увы, в реальной жизни, в отличие от книг, убийцей оказывается именно тот, на кого и указывают все улики.
Чтение было для меня наилучшим средством против неприятностей в жизни.
Шарль Луи де Монтескьё