Автор Ферзь » 03 мар 2010, 22:02
Борис Акунин - "Весь мир театр".
Книги про Фандорина ждутся годами. И читаются, к сожалению, как в данном случае, за два дня.
Перво-наперво хочется отметить, что язык автора стал немного тяжелее. Действия стало меньше, а самокопание героев и разбирательства в собственных чувствах начали занимать все больше страниц. Акунин, коему, если мне не изменяет память, самому уже перевалило за полтинник, на первых же страницах объясняет данное явление старением героев. Которое, хочешь ты того, или нет, подкрадывается к каждому и в один неизбежный момент заставляет делать неутешительные выводы.
Литературные герои могут не подчиняться реальным жизненным канонам. Их можно практически бесконечно молодить, укреплять и пестовать. Акунин по этому пути не пошел и утянул своего Эраста Петровича за собой в предпенсионный возраст (не хочется говорить "в старость"). В результате Фандорин обмельчал прямо пропорционально "взрослению" его автора. Практически в самом начале Акунин заставил его влюбиться как мальчишку, и от этого и пошли все беды (с точки зрения читателя в моем лице). Любовь настолько застила Фандорину глаза и впилась в мозг, что из человека со стальной волей, холодным разумом и невероятным колоритом, бессловесно наводившим трепет на противников, Эраст Петрович превратился обратно в дитя с философскими брюзжаниями вместо юношеского задора. Преступление, которое он расследует, - уже тоже не историческое событие (и сам Акунин почти с первых же страниц исторгает Фандорина из истории городов и стран в частную жизнь), а всего лишь убийство в одном из театров. Никаких известнейших маньяков навроде Джека-Потрошителя, наводивших страх на целые города, никаких террористических организаций, никаких операций, способных влиять на ход целых войн. Даже характерные для Фандорина исключительные черты, с которыми он шествовал из романа в роман, поубавились. Импозантные седые виски, одним видом внушающие интригу, исчезли, сменившись практически полностью седой головой, что в 55 лет (в данном романе Фандорину именно столько) неестественностью не назовешь. Красавицы-женщины, которых герой завоевывал и в конце терял, превратились в ту, к которой, наоборот, пришлось идти на протяжении всего действия (не подумайте, это не спойлер, подобный тон задается практически с самого начала). Даже верный слуга Маса (о его изменениях тоже в начале романа читайте сами) отброшен далеко на второй план.
Однако вместе со всем этим Акунин не был бы самим собою, если бы написал что-то неинтересное и неувлекательное. Роман действительно не отпускает от себя до самого конца. И пусть дедукция иногда застилается любовью, пусть личность убийцы не слишком сложно угадать (куда интереснее реконструкция всех событий, которой посвящена отдельная глава), пусть сюжет стал немного более вялым, приговор один - не оторвешься. Впрочем, я пишу эти строки, исходя из эгоистических соображений человека, вдвое младшего и автора, и героя. А на самом деле просто жизнь, герои и действие стали другими. Не лучше и не хуже, это просто зрелость.
ПС: этот роман поймет даже тот читатель, который доселе ни разу не брал в рук книг о Фандорине. Но чтобы быть полностью в теме, неплохо бы до "Всего мира..." прочитать, как минимум, "Азазель". Ну и где-то в серединке всплывет еще один ранее знакомый герой. но о нем говорить не буду - не хочу портить сюрприз.