Акройд Питер "Дневник Виктора Франкенштейна" (окончание)
Ужас становления. Ни одна история не начинается сама по себе и рассказывать их нужно по правилам: начало, середина и конец. Но мне так скучно. Или очень сложно. Поэтому, как получится.
Но если расскажу себя, может быть, пойму:”Почему меня создали таким?” Я могу рассказать себя, точнее, как я представляю себя, по мере того, как меня представляет текст. Но в связный текст вдруг проникают проблески чужого сознания, отголоски слов, сказанных мной или кем- то, и действий, совершенных мной или кем- то, переплетенные во времени и пространстве. «Меня здесь нет, Виктор. Это вы здесь». Как найти логику в странной череде совпадений и выбрать верную нить повествования, чтобы меня поняли.
С чего началась моя история? Хочется верить, как у всех- с рождения. Потом потихоньку рос, учился, продолжение учебы в Оксфорде и первая веха- знакомство с Перри Шелли. От него загорелся стремлением познать электричество. От него впервые услышал постановку вопроса, решение которого стало делом всей жизни. “Сама природа есть электричество. Путем простой уловки с металлической нитью Гальвани вернул к жизни лягушку. Почему бы не достигнуть того же с человеческой оболочкой?”
Или со слов Мэрри на берегу Женевского озера: “Виктор, мне приснился сон: бледный адепт тайный сил стоит на коленях перед человеком, но это вовсе не человек..”
Чужой сон, вместивший, если не всю мою жизнь, то самую ее существенную часть. Так когда началась моя история? И мне ли Перри говорил те слова о возвращении к жизни? Или это часть разговора Перри с Мэри, Полидори и лордом Байроном? Вот он, сокровенный и тайный момент зачатия, если не жизни,то идеи, замысла? Момент, с которого моя будущая жизнь была предрешена.
Или были другие события, скорее намеки на события, слова, которые я пропустил, не придав им никакого значения, но они могли бы подсказать действительное начало моей истории. Как их вспомнить по прошествии стольких лет? И будут ли они действительными, а не придуманными мной в желании сделать свою историю привлекательной, а себя лучше, чем я есть на самом деле?
Могут они изменить мой печальный конец, или, невзирая ни на что, моя участь предрешена? И лабиринт с множеством вероятностей это просто иллюзия? У меня множество входов, но выхода ни одного. Где- то там, внутри лабиринта, меня ожидает неизбежная встреча с Минотавром и множественность моего исхода заключается, какой лик увижу в последний миг. “Смерть- дело одинокое”,- констатировал Брэдбери, но умолчал о множестве обличий смерти. Почему это для меня важно? Сохранить человеческое достоинство. Не умереть до встречи от ужаса. До неизбежной встречи, пока в уме и в силах, пытаюсь полюбить несущего погибель. Для любви нужно лицо, но не известно мне оно. Мой разум, как карты на столе, тасует лица в тишине.Угасает в сумраке лампады способность отличать иллюзии от яви.
Я экспериментатор. Пытался применить открытие тока на практике. Смерть сестры и ее вера в меня стучало в мое сердце и я работал как одержимый, не обращая внимания на окружающий мир. Сестру не мог спасти, не успел… не смог, не успел... о других не думал. Я не хотел стать Богом. Ничего подобного. Мечты о славе, известности? И этого не было. Схема в уме: труп- ток- жизнь. Если мертвое тело реагирует на ток, есть ли возможность его оживить? Простой вопрос. И ответ должен быть простым: да или нет. Путь к ответу долгий и извилистый. А меня сделали донельзя пугливым, да чего уж там- трусом Не практик, а ребенок со спичками.Зажег спичку, создал пожар и в рев. Первым экспериментатором был Бог. Великий и смелый экспериментатор, не боявшийся ошибок и ответственности за содеянное.. "В начале было Слово” Нам дали код: код познания бытия, себя, других, средство общения. Только словом. И образом, обозначенное этим словом. И это было хорошо. Это сработало.“Слово было Бог" Почему Бог? Во- первых, с чего то надо было начинать, во вторых, слово "Бог" короткое, звонкое, как набат, проникает в вас сквозь дрему забвения и броню спокойствия и по крайней мере заставит оглядеться, а может и задуматься...не важно о чем....главное, начать. А какое слово выбрали бы Вы, именно Вы? Первое слово на первозданной девственной Земле! И в награду за вечность молчания обязательно будет Слово. Какой шанс войти в историю! Вспомните знаменитое “Поехали!”, которое стало знаком, символом, эмблемой начала покорения космоса.
Иисус из Назарета тоже был экспериментатором. Воскрешение Лазаря! Жалко, отсутствует лабораторный журнал. Но ведь и нет данных, что от воскрешенного бросились врассыпную? Значит, он удался. И у меня удался. Да, не красавец. Но мало ли на свете уродов, обожженных, увечных? Откуда ужас при появлении моего оживленного?
Мать, родившая дитя, воспринимает его таким, как он есть: красным, отечным, но самое главное- без страха.Без страха перед ним. Страх- за ребенка. Ребенок должен жить, ребенок будет жить и станет умным, добрым,сильным, честным- только и всего.И дает безмолвную клятву неизвестно кому сделать для этого все. Есть мать, дитя и любовь. Вот она- Великая Святая Троица!.
Моя троица оказалась дьявольской: труп - ток- ужас. Прекрасный объект, вроде готов теоретически и практически, “и страшно и весело”,- как сказал один великий русский писатель. Начало процесса оживления и мгновенный ужас: без всякого перехода, как удар молнии.Как физиологически отвратно показано продолжение процесса оживления… “ Предо мною был человек, ушедший за пределы смерти и возвратившийся обратно. Мне тогда так казалось.”
Психологическая и физическая нагрузка последних недель с захлестнувшей меня волной необъяснимого ужаса свалила меня в горячке и неделю я пребывал между жизнью и смертью. Но потихоньку рассудок стал восстанавливаться, и , несмотря на слабость и провалы в забытье, я мог восстановить в памяти вечер эксперимента, неудавшегося эксперимента. Понимание этого факта пригвоздило меня к кровати многотонной глыбой, не давая дышать и лишая возможности пошевелиться. В чем причина неудачи? Эта мысль терзала меня днем и ночью. Откуда чувство ужаса? Должно быть чувство радости, чувство успеха, чувство гордости за содеянное, по крайней мере, чувство удовлетворения за прекрасно выполненную работу, но не ужаса...
Становление неживого живым неестественным образом становится моментом появления необъяснимого ужаса из за невозможности рационального объяснения факта свершения и подспудного религиозного внутреннего неприятия факта при абсолютной невозможности обратимости процесса. Такая моральная, этическая оценка меня не устраивала. Будто есть естественные причины неживое сделать живым. Живое ставшее неживым- это навсегда, это навечно, путь по которому идешь в одну сторону без малейшей надежды и возможности вернуться по нему. Жизнь- это путь к не жизни в пространстве и времени, это действие, событие, процесс, занимающий определенный промежуток времени, а время всегда, абсолютно, безвозвратно течет в одном направлении. Невозможно изъять из потока времени по собственному желанию определенный участок потока времени, в моем случае время, затраченное на процесс становления живого неживым. Но тогда живое совместится уже с неживым и что будет? Если происходит невозможное- это чудо. Я не чудотворец, я практик. Всегда выходило- эксперимент был обречен на провал. Но мой объект встал, задышал, мог смотреть и ориентироваться в пространстве, отличил воду от твердой поверхности, если бросился в нее, предполагая ее физические свойства, а не побежал, как по земле. Но Ужас! Откуда взялся Ужас?
Ответ нашел у французского философа Жиля Делеза в книге “Логика смысла”. Он ввел термин “становление”, рассматривая произведения Льюиса Кэррола "Алиса в Стране Чудес" и "Алиса в Зазеркалье". Я испытал чувство гордости за писателей, которые, пытаясь отобразить и донести до читателей хаос вероятностей происходящего, пишут так, что философам приходится опосля разгребать Монблан идей и способов их выражения в многостраничных трактатах. Сколько людей может понять эти трактаты? Скорее всего- единицы. Произведения конкретного автора читают тысячи, если не миллионы, и, если даже не понимая всего, испытывают благотворное влияние идей. Но я отвлекся, прошу прощения. Итак, становление.Сущность становления - движение, растягивание в двух смыслах-направлениях сразу, одновременно. Становление всегда избегает настоящего и заставляет будущее и прошлое, большее и меньшее, избыток и недостаток слиться в одновременности непокорной материи ("...Ни более теплое, ни более холодное, принявши определенное количество, не были бы больше таковыми, так как они непрестанно движутся вперед и не остаются на месте, определённое же количество пребывает в покое и не движется дальше"; "младшее - старше старшего, а старшее - моложе младшего. Но стать таковыми они не могут, потому что, если бы они стали, то уже не становились бы, а были бы").Если вы из этого что-нибудь поняли, Вы- Философ, с большой буквы, я перед вами склоняю голову. Я читал и перечитывал до одурения, до головной боли, до полного умопомешательства, пока не надумал использовать модель происходящего в виде колебания: колебания груза на нитке, колебания маятника. Вернемся к моему эксперименту, мне так проще и нагляднее.. На модели: пальцем отвожу маятник от положения равновесия и он начинает колебаться. От одной крайней точки (назовем эту точку “прошлое”, до другой крайней точки (назовем эту точку будущее), точка равновесия, когда маятник не колеблется- это настоящее. Можно представить таким образом: груз, минуя настоящее, переходит в будущее, потом из будущего, минуя снова настоящее, переходит в прошлое, и если колебания длятся длительное время, то нашего груза вроде как нет в настоящем, груз или в прошлом или в будущем. Палец- это ток. Колебания- процесс оживления. Процесс начался, идет от неживому к живому, потом наоборот. Труп уже “неживое”(это в прошлом), но еще не стало живым (это в будущем). Если процесс остановится, наступит настоящее, двойственность должна прекратиться (или живое или неживое, одно из двух), но процесс (колебания) не прекращается, он стал бесконечным, и объекта нет в настоящем. Он и в прошлом и в будущем, но не в настоящем. Отсюда ужас. Нельзя воспринимать нечто, не находящееся в настоящем. Уфф., как мог, попытался объяснить. Это начал Кэролл, решил продолжить Акройд. "Каким путем, каким путем? - спрашивает Алиса,-варенье завтра и варенье вчера, но не сегодня".
У действия “становление” есть следствие: потеря собственного или единичного имени, потеря самотождественности. Собственное имя гарантирует, что “Я” как личность, имеющая такое-то имя, вписывается в общий процесс жизни, узнаваемо, полноправный член людского сообщества, плохим или хорошим, но единицей общества на которого распространяется его законы. Отсутствие собственного имени делает его даже не изгоем, а не человеком, нелюдью, ничем и никем.
Личная неопределенность является не сомнением, внешним по отношению к личности, а объективной структурой самой личности, поскольку процесс становления всегда движется в двух смыслах-направлениях сразу и разрывает на части следующего за ними субъекта.
Я не смог дать имя тому, что получилось ни сразу, ни потом, когда я бегал от него как заяц от лисы по всем континентам. Мэри Шелли также не захотела или не могла придумать имя тому,что получилось, называла его монстр или Оно.
Спойлер:
На улице раздался визг покрышек, громкое хлопанье дверей и крик:”Он здесь!” “Я не повернулся к источнику шума, я знал, что там карета скорой помощи и два или три крепких санитара в белых халатах. Увидев удивленно вздернутые брови своего слушателя, обернувшегося на шум, сказал:” Не удивляйтесь Это за мной. Я увлекся и пропустил время своего возвращения. Появление этих людей является ответом на некоторые ваши вопросы, не правда ли? Мэри Шелли создала невозможную историю. Акройд это понимал и использовал ее в качестве зеркала моей новой жизни, чтобы кое- что скрыть, кое- что выявить. Невозможное существовать не может, оно должно погибнуть. А если оно существует здесь и сейчас,то в каком обличье, что позволяет ему быть?. Зеркало может открыть истину, но может и скрыть ее. Все, кто мог отразить мое истинное “Я” погибли: в потоке воды, в потоке жизни, в потоке времени. Прежде чем обратиться к зеркалу в поисках себя, обратите свой взор внутрь себя и спросите:”Кто ты?”. История поиска зеркала правды будет самой невероятной историей. Я просил своего Бога сделать меня Иисусом из Лондона и за это умру в Бедламе. Подумайте об этом, прежде чем обратиться к своему Богу с просьбой. И когда вы вдохнете новую жизнь в старую историю обо мне, будьте ко мне милостивы. Прощайте.
Рекомендую произведения Акройда Питера к прочтению, а также “Бремя: Миф об Атласе и Геракле” и “Хозяйство света” Джанет Уинтерсон.