"Исколотое тело"Для полноты дискуссии процитирую микро-отзыв, который дан этому роману на сайте Вольского (не знаю, принадлежит ли он Вольскому или
Петру Алексеевичу) и чрезвычайно близок к моим ощущениям от этой книги:
Роман, который, по-видимому, можно рассматривать как стандартный средний образец детективов, выходивших в эпоху "золотого века". Ничего выдающегося, но и плохим его не назовешь (концы с концами сведены, нет никакой бульварщины и уклонов в другие жанры). Запомнить его интригу удастся немногим, но как чтение в вагоне или на пляже он вполне приемлем.
Читать было интересно. Не в последнюю очередь благодаря создававшим яркую атмосферу лирическим отступлениям и затянутостям, которые критически отметил
Alex Smith. У Макдонелла-Кэмерона хороший язык, чувствуется, что он был именно профессиональным литератором, а не только сочинял детективы. Понравился мне и главный герой. Его расследование, конечно, не изобилует твистами и головокружительными поворотами перед самым финалом, как у великих. Зато весь ход рассуждений Флеминга до мельчайших догадок демонстрируется читателю (поэтому, в общем-то, в конце и не нужно повторное объяснение, как он дошёл до разгадки - это ясно из всего сюжета). К сожалению, именно это позволяет на середине успешно догадаться, кто преступник.
Относительно персонажей иностранной национальности. Не вижу здесь никакой полемики с правилами Нокса или пародии на них. Загадочные иностранцы (от итальянцев и греков до китайцев или русских большевиков), к сожалению, общее место многих средних или плохих детективов того времени, когда автор пытался подбавить экзотики или шпионской темы, переключив на нее внимание читателя. Они и у Кристи бывали, и у Марш, и у Беркли (и в 99% случаев сюжет только портили, а 1% - это "Восточный экспресс", конечно). "Исколотое тело", по крайней мере, не страдает ксенофобией, подспудно прорывающейся порой у иных коллег Макдонелла-Кэмерона. Финансовый воротила, конечно, тот еще жук, но это не вызвано тем, что он иностранец. И подозрения в адрес этих персонажей автором чётко мотивированы логикой сюжета, а вовсе не вызваны тем, про что пишет
Леди Эстер.
Зато, что до логики сюжета, не припомню книг, где сыщик так увлечённо вовлекал бы в расследование одного из подозреваемых, более того, опирался бы на его умозаключения и гипотезы. Один момент меня и вовсе поверг в глубокое недоумение. Выскажусь во избежание спойлера максимально осторожно - это полное равнодушие автора к участию в сюжете медиков. И разгадка, конечно, исключительно сложная и громоздкая. Она мне сильно напомнила "Последнее плавание адмирала", с той разницей, что там неудобоваримость разгадки вызвана коллективным творчеством и необходимостью как-то все согласовать, а тут автор навертел сознательно. Наконец, изумляет убежденность автора, что геноцид армян был в 1912 году (?!).
Подводя итог - логические рассуждения выписаны неплохо, но в сюжете и разгадке есть заметные натяжки, а сам сюжет развивается достаточно прямолинейно (конечно, вводятся в дело новые улики, с их помощью выстраиваются новые версии, но никаких внезапных финтов, меняющих освещение всего до сих пор рассказанного, нет). Поэтому я могу только присоединиться к мнению, процитированному мной в начале отзыва: это именно среднестатистический для своего времени роман. И, думаю, не начнись тут столь интересная дискуссия, я бы не писал на него столь длинной рецензии.
В общем, мое представление о "титанах" (у которых, конечно, могут быть и бывают провальные книги), классиках первого ряда и второстепенных авторах вполне подтвердилось. Но второстепенный автор тоже должен соответствовать базовым требованиям жанра, иначе его книги просто не относятся к детективам. Другое дело, что уровень этих базовых требований в "Золотом веке" был столь высок, что даже средний роман оказывается вполне читабельным и имеет достаточно насыщенный сюжет. Просто у второстепенных авторов сюжеты проще, а развязки менее элегантны, чем у первоклассных мастеров. Поэтому читать "Исколотое тело" вполне можно - развязка не так уж банальна, а по ходу чтения есть над чем поломать голову.
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...