Автор Роджер Шерингэм » 26 июл 2016, 00:16
Сильнее всего в статье, как мне кажется, притянут за уши Баратынский. "Перстень" не соответствует ни одному из критериев, кроме - частично - первого. Главный герой, действительно, узнаёт некую таинственную историю, но не прилагает никаких усилий для её решения, и, хотя история оборачивается реалистической, это происходит случайно. По сути, Баратынский просто высмеивает романтический жанр - только если Пушкин в "Повестях Белкина" взрывал привычный сюжет необычными деталями изнутри, то продолживший его Баратынский сталкивает две версии событий непосредственно в сюжете.
Столь же спорно привлечение Чулкова, что признают и сами авторы. Хотя здесь дана загадка преступления, но разгадка следует мгновенно. Кроме того, всё это составляет лишь один маленький эпизод в сюжете повести. Рассуждая подобным образом, действительно пришлось бы отнести к детективу все примеры таинственных событий или логических рассуждений, в изобилии встречающиеся в мировой литературе.
Гораздо интереснее контекст Загоскина. "Белое привидение", написанное за 7 лет до "Убийства на улице Морг", действительно, сильный конкурент. Здесь в завязке лежит загадка (пусть и не преступление, но мистическое событие - появление привидения), сюжет посвящён её решению героем, показаны некоторые промежуточные действия и мысли героя, в финале герой объясняет загадку, причём совершенно рационально. Мало того, у Загоскина и По очень схож путь к детективу - и у того, и у другого соседние произведения представляют собой именно мистические истории. Вольский и Моисеев предлагают следующие аргументы, почему Загоскин не изобрёл детектива: "Белое привидение" не отдельный рассказ, а часть единого сборника мистических новелл, поэтому Загоскин не выделяет свою находку как что-то особенное; в "Белом привидении" нет готической атмосферы, что превращает сюжет в анекдот, в отличие от серьёзного произведения По; у Загоскина нет ярко выраженного героя-сыщика. Все три аргумента достаточно спорны. По тоже писал свои новеллы про Дюпена среди мистических, Дюпен тоже не Бог весть какой яркий персонаж (особенно при первом своём появлении), а в "Похищенном письме" или "Ты еси муж" нет никакой таинственной атмосферы, тем не менее, "Похищенное письмо" повлияло на жанр ничуть не меньше "Убийства на улице Морг" (к тому же как раз сюжет "Убийства на улице Морг" заставляет усомниться в действительной серьёзности всего описанного, в то время как новелла Загоскина вполне реалистична и в чисто бытовом отношении). Действительно, По, один раз построив сюжет на раскрытии загадки, повторил удачную находку четырежды (хотя, возможно, не выделял написанное им в особый жанр). Загоскин своего эксперимента не повторил. Однако этот популярный исторический романист не повторял и экспериментов в области мистической новеллы после сборника "Вечера на Хопре", в который входит "Белое привидение". Более важными представляются некоторые другие факторы. Рассказ Загоскина очень короток, все раскрытие умещается в два-три абзаца. Кроме того, в нём по сути не показан процесс расследования. Хотя уже в момент, когда загадка задана, у читателя достаточно данных, чтобы разгадать её, герой обо всём догадывается за кадром. Читателю просто сообщают, что он походил, подумал, и наконец догадался. Действия же героя, показанные в сюжете, скорее направлены на разоблачение виновных, чем на раскрытие тайны. Таким образом, новелла Загоскина проигрывает по соображениям чисто психологическим. Поскольку в её сюжете почти нет центральной части детективного сюжета - процесса расследования, то автор не может поддерживать читательское напряжение средством, собственно необходимым для будущего детективного жанра. Но всё это скорее относится к нашему современному читательскому восприятию. Формально все критерии потенциального жанра у Загоскина соблюдены.
Попробуем сравнить "Белое привидение" с некоторыми другими предложенными конкурентами. "Мадемуазель де Скюдери" Гофмана, начавшись за здравие, к сожалению, не выдерживает критерия очень важного - здесь есть загадка-преступление, её решение лежит в центре сюжета, поскольку от него зависит судьба главных героев, но при наличии героини, со всем основанием претендующей на роль следователя, разгадка обнаруживается случайно. Не только у читателя, но и у героини не было бы никакой возможности раскрыть её. Тем же страдает "Пастор из Вейльбю" С.С.Блихера, в основе которого также лежит загадка-преступление - несмотря на присутствие героя, также претендующего на роль следователя, собирающего улики и даже выстраивающего аргументированную версию, разгадка и здесь возникает случайно (герой-следователь даже не узнаёт её). И, таким образом, в обоих случаях решающий шаг не сделан, рассказы остаются в рамках прежнего жанра - готической новеллы у Гофмана и социально-бытовой драмы у Блихера. Ещё меньше шансов у "Калеба Уильямса" Годвина. Здесь вся детективная история служит всего лишь завязкой к роману. Кроме того, нет у Годвина и загадки - история предложена сразу же с разгадкой, и, хотя герой приходит к другому, верному, освещению событий, рассуждая для этого логически и даже собирая улики, но в сюжете отсутствует тайна. Таким образом, "Калеб Уильямс" смыкается с теми многочисленными произведениями, в которых присутствуют некие логические рассуждения героев (то, что в "Калебе" дело идёт об убийстве, не аргумент, поскольку, как упоминалось выше, для детектива раннего периода убийство в качестве загадки не обязательно), хотя, развивая эту тему, Годвин успешно подошёл к открытию жанра с другой стороны, чем Гофман и Блихер, не со стороны сюжета, а со стороны персонажа. Что касается упоминаемых Вольским и Моисеевым китайских судебных повестей хуабэнь, то с ними я, к сожалению, не имел возможности познакомиться. Однако, насколько я смог разобраться, в них не соблюдён последний критерий, поскольку в действии активно присутствуют потусторонние силы (что для средневековой литературы вполне нормально). Тем не менее, вероятно, если среди хуабэнь есть такие, где потусторонних сил нет, то они, безусловно, подпадают под все критерии и, казалось бы, являются детективами.
И здесь вступает в действие тот очень важный фактор, который, собственно, лишает звания основоположника и Загоскина. Хоть хуабэнь, хоть "Белое привидение" были совершенно неизвестны ни По, ни его последователям, в то время как у Загоскина последователей не нашлось. По-видимому, это связано и с особенностями национальных литератур как таковых (почему детектив развился именно в это время и именно в англоязычной и французской литературах - тоже вопрос весьма интересный и связанный далеко не только с особенностями национальной психологии, но и с состоянием литературного процесса в то время), и со степенью распространённости языка автора. У Загоскина просто не было возможности выйти на тех потенциальных подражателей, которые квалифицировали бы его находку в особый жанр (так же как не было их у его современников, прекрасного писателя Одоевского и изобретательного беллетриста Сенковского, вполне одновременно с По пришедших к идее научной фантастики), а хуабэнь, став жанром, начисто оторваны от классического детектива в своей эволюции, никак с ним не связаны и никак на него не повлияли (кроме влияния на Ван Гулика). Следовательно, их нельзя считать и его частью, а значит, и изобретением жанра.
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...