— Двойной блеф, милая моя, двойной блеф. Знаешь, преступление в наши дни становится поистине особой профессией. © Р. Нокс. Газовый свет.
Итак, мое первое знакомство с одним из классиков.
Долго рассусоливать не буду. О сюжете уже писали, мужчина найден отравленным в запертой комнате, у полиции версия убийства, в силу некоторых странностей, у сыщика от страховой компании версия самоубийства, потому что так выгоднее страховой. Окей. В такой ситуации, действительно возможно только две версии. Однако автор меня удивил. Сначала приятно, потому что я не ожидал такого. Потом, когда объяснение закончилось, у меня остались вопросы. И тут остапа понесло. Я начал мысленно кроить детективную схему, реальную версию и ложные версии, нет я ничего не придумал, я лишь расставил по-другому акценты, дал немного другую оценку имеющимся фактам… и придумал другой детектив, очень похожий на только что прочитанный, но с другим финалом. И как мне кажется этот финал был бы куда интересней. В итоге впечатление у меня такое: это все очень хорошо, даже очень хорошо, но, автор, блин, ты все перепутал. ЕСЛИ РАССТАВИТЬ ВСЕ В НУЖНОМ ПОРЯДКЕ, ПОЛУЧИТСЯ КУДА ИНТЕРЕСНЕЙ.
Все что я могу сказать без спойлера: автор предложил два решения запертой комнаты и ложное оказалось поинтересней, во-первых, собственно, как решение, а во-вторых, сказать не могу. Ну еще могу, так между делом, сообщить, что автор нарушает одно из правил Ван Дайна. Почему бы и нет? У него такой заповеди нету. В целом я не против такого нарушения, но в данном случае оно было менее убедительное, чем было бы без него… Только под спойлером могу объяснить все нормальным языком.
Спойлер: +|- Отравление газом в запертой комнате. Два решения. Ложное, убийство — трубка с газом из комнаты сверху, тростью убийца регулирует створку окна, чтобы оставалась только щель для трубки. Но газ в комнате жертвы закрыт. Как подстроить самоубийство? Хотел взломать дверь первым, чтобы открыть газ для видимости самоубийства, но не успел, другой обнаружил, что газ закрыт, получилась загадка.
Реальная версия: несчастный случай, закрыл не тот вентиль, утечку не заметил из-за снотворного. Секретарь обнаружил, были причины скрывать и представить как самоубийство, хотел открыть вентиль для самоубийства, но перепутал и закрыл. Решение запертой комнаты: закрыл ключом, когда взломали вставил с другой стороны.
Таким образом, две рабочие версии (убийство и самоубийство оказались ложными, а реальная версия несчастный случай). Определенный эффект это произвело. Но объяснение подкачало. Почему сразу не исключили утечку, учитывая запертую дверь? Ключ воткнул изнутри после того, как взломали дверь! Слишком просто, до банальности. А самое главное, как секретарь обнаружил труп? Вроде как жертва всегда запиралась на ночь. Т.е. он как-то попал в запертую комнату, после того как почуял утечку! Этот момент остался без объяснения.
Разные детали, которые не вписались в версию убийства, получились из-за того, что жертва и секретарь затеяли некий розыгрыш, инсценировать самоубийство (в другом месте, не в комнате и не с газом), а потом исчезнуть. Мотивы для этого весьма надуманны в угоду реальной версии. Секретарь скрывает несчастный случай, чтобы деньги по страховке не попали выгодоприобретателю по страховке, для этого нужно было подстроить самоубийство. Малоубедительный мотив, что ему до чужих денег? Вся ситуация с несчастным случаем получилась, потому что жертва перепутала вентили (хотя он не первый отпуск проводит в этом отеле, мог бы и запомнить, как что работает). Секретарь не смог убедить в самоубийстве потому, что тоже перепутал вентили, главный вентиль остался закрыт, значит самоубийство исключается. Не много ли случайностей для финальной версии?
Как перевернуть все, чтобы заиграло? Я бы оставил рабочие версии: самоубийство, потому что запертая дверь, и несчастный случай (подделать утечку убийце не составило бы труда, просто сделать маленькую дырочку в шланге в нужном месте). А финальная версия была бы все-таки убийство! Тогда убийца кто-то из епархии, которой достались бы деньги по страховке. Оставлять убийцей секретаря, конечно, банально как в версии полиции А вот историю с подготовкой исчезновения можно оставить. Путаница с вентилями тоже вписывается. Правда если убийца не секретарь, тогда оба решения запертой комнаты годятся только как ложные, или можно добавить убийцу к тем людям, кто ломал дверь.
В итоге слишком много вопросов осталось к реальной версии, а ложная не может ее заменить, во всяком случае в том виде, как ее представил автор. Поэтому, первое знакомство с автором оставило двоякое впечатление, с одной стороны, чувствуется мастерство, но как будто не хватило твердости в выработке сюжета, нет математической точности. Может это просто не лучшая вещь у автора, как бывает у всех. Скорее всего автор не фанат запертых комнат, осталось впечатление, что запертая комната нужна была здесь не для эффектного ее решения, а для детективной схемы, где главный эффект в другом.
Еще подпортило впечатление, какое-то скучное, без эмоциональное что ли повествование. Атмосферы невозможности нет. Сыщики в первую очередь ищут ответ на вопрос "кто?" и совсем не обсуждают вопрос "как?", как бы оставляя его на потом, и сразу выдают свои версии решения запертой комнаты. При том, что ключей для этих решений я не увидел. Объясняя ложную версию, полицейский просто ставит всех перед фактом, что он кое-что исследовал и пришел к выводу… А реальное авторское решение настолько простое и банальное, что там и ключей никаких не надо несмотря на то, что хотя бы одним никак не обойтись. Справедливости ради замечу, что стиль письма у Нокса все же пободрее, чем у Ван Дайна, нет протокольности, есть даже художественные описания в пику 20 правилам. Но все расследование так обыденно представлено, что просто не вызывает интерес. Все идет спокойно и размерено. И расследование, и даже финальное объяснение. Ну решили загадку запертой комнаты и решили, делов-то, теперь пойдем пить чай, ты какой больше любишь с бергамотом или чабрецом…
Короче средний детектив получился на мой сугубо личный взгляд. Разгадка запертой комнаты так себе. Безотносительно запертой комнаты тоже слишком много натяжек и необъясненной автором путаницы.
"Сыщик без фантазии, что всадник без лошади, кричать "ура!" может, да скакать не на чем". Николай Леонов "Явка с повинной".