МАЙКЛ ИННЕС “ПАНИХИДА ПО СОЗДАТЕЛЮ”Прости, любимая Джанет!
Что не пишу тебе сонет.
Но событийный ряд таков,
Что не могу писать стихов.
Поверь, любимая Джанет!
Не простудный это бред.
У трупа, словно часовой,
Стою с обнаженной головой.
Хозяин с башни сиганул!
Вглядишься, словно бы уснул...
Огонь пожирающий и огонь воскрешающий. Птица Феникс, восставшая из праха и воспарившая к небесам, и обугленная головешка дерева, не способная дать жизнь малюсенькому свежему побегу.
Быть брошенным на произвол судьбы, выдержать испытание огнём, одной ногой ступить за черту, отделяющую жизнь от смерти, и по воле Бога и улыбки Фортуны встретить человека, принявшего горячее участие в его судьбе, взять другое имя и начать новую жизнь с чистого листа в одной из самых достойных областях человеческой деятельности- медицине, добившись значительных результатов и заслуженное уважение коллег. Оставшись внешне прежним, но превратившись внутренне в совсем другого человека, не связанного, казалось, с прошлым никакими связями, вдруг испытать острую ностальгию по местам, где прошло детство, неподвластную разуму и силе воли. Добровольно сделать шаг из огня раскаленной и выжженной солнцем Австралийской пустыни на Шотландский лёд рационализма извращенного разума, отягощенного темными страстями.
Как больное дерево в лесной чаще, окруженное другими деревьями, выживает за счёт своих товарок, принимающих удар стихий на себя,так и некоторые люди живут за счет других, пользуясь ими безо всякой застенчивости и в минуты смертельной опасности ставят между собой и смертью первого, кто оказался рядом, не задумываясь и не сомневаясь в своем праве махрового эгоиста жить, жертвуя другими. Но гнилая сердцевина не даёт жить, отравляя жизнь самому и окружающим его людям. Но нечестивые деяния прошлого давят на него ежедневно, ежесекундно, исподволь разрушая психику. Род Гатри из Эркани! Родовая Честь! Родовая Гордость! Для него это были не пустые слова.Он чувствовал, что совершенное им выходило даже за их понятия о попрании чести, далеко не пушистых и мягких. И вдруг прошлое явилось во плоти и крови, неожиданно и тайно, своим появлением грозя нарушить устоявшийся уклад жизни, но и давая возможность переиграть прошлое, утвердить свое “я”, произвести подмена сущностей. “Есть кровавая вина, от которой невозможно избавиться, не пролив новой крови”.
Роман Майкла Иннеса более сложен, чем кажется на первый взгляд. Да и название романа вызывает недоумение. Кого автор считает создателем? И создателем чего или кого?
Сюжетное развитие основано на рассказах трех человек и одной вставки- воспоминания. Каждый рассказчик представляет события, сообразуясь со своими пристрастиями и антипатиями, своими эстетическими мировоззрениями и нормами поведения.
Рассказ башмачных дел мастера Эвана Белла самая прекрасная часть романа,проникновенная и задушевная, с описанием обычной жизни шотландской деревни, привычного поведения набожных и недалеких земляков, в которой он не скрывает своего отвращения к Рэналду Гатри и отцовской любви к Кристин Мэтерс.
Рассказ Ноэля Гилби- это повествование до-,в момент- и после- смерти хозяина замка, в котором он приводит личностное восприятие поведения Гатри, его слуг, Сибиллы Гатри и результатов собственного вынужденного расследования. Антипатий к Р. Гатри и его слуге не скрывает. Лоялен к Кристин, но не понимает ее поведения. Ценность велика тем, что он не связан ни личностными, ни профессиональными отношениями ни с кем в замке.
Рассказ Уэддерберна, стряпчего из Эдинбурга, профессионально сдержан, коректен и прекращен, как только он добился полного снятия подозрений со своей клиентки Сибиллы Гатри. Характеризует Эвана Белла как библейского патриарха, столпа местной церкви, сурового, но справедливого.
Рассказ инспектора Эплби- честное, правдивое повествование о проведении расследования, на которое не повлияло удивившее его самого благоговение перед чувством между Кристин и Нейлом Линдсеем. “Старомодная возвышенная любовь”, как он выразился. Эплби провел прекрасный анализ как причин изменения в поведении З.Гатри перед смертью, так и фактического материала, который мог собрать. Маленькая неувязка- поведение Эвана Белла в момент признания,которое делит жизнь любого на “до” и “после”, является переломным моментом, во время которого проявляется истинная сущность каждого. “Старик горделиво выпрямился.” Разве так себя должен повести библейский патриарх и один из столпов местной церкви? Не так он прост, этот Эван Белл.Бушуют в нем страсти, не всегда божеские.
Сопоставляя три рассказа, можно, невзирая на их личностные составляющие, составить объемную картину убийства Р.Гатри и характеристики всех действующих персонажей. Нет одного: отношения самого автора ни к рассказчикам, ни к описываемым событиям. Кроме названия. В нем автор выразил все, что хотел. Кратко, но емко.
Будем надеяться, что автор не имел ввиду Бога, создателя всего сущего. Как здравомыслящий человек, он знал, что его создания могут быть как очень хорошие, так и очень плохие, со всеми промежуточными градациями.
Создателем Ричарда Флиндерса был Р.Гатри. Но это верхний слой, очевидный. Как мне кажется, есть второй, более сложный. Эван Белл является создателем несчастной, одинокой жизни Кристин Мэтерс.Своим молчанием. Своим сговором с Флиндерсом. Со своим желанием уберечь Кристин от бед и потрясений. “Это был еще и акт милосердия в отношении Кристин Мэтерс” Но мучается, переживает. В разговоре со старым священником он спрашивает: ”Она еще найдет мужчину по сердцу?” “Время все спишет, Эван Белл”- отвечает тот, явно имея в виду самого Белла, а не Кристин. Но по живым панихиду не заказывают. А как насчёт панихиды по умершей возможности сделать Кристин счастливой, которую убил собственными руками? Эван Белл, видом библейский патриарх , оказался равен одолеваемому порочными страстями Р. Гатри в создании новых жизней для близких им людей,один- молчанием. другой- предательством.
Роль благостно- скрытного священника для меня осталась неясной.
Есть ещё один создатель- автор. Выборка небольшая, всего четыре романа, но как разительно отличается место действия данного романа и состав действующих лиц от трех других, с которыми мог познакомиться. Поверхностное сравнение с “Гамлетом” Шекспира позволяет сделать не очень корректное предположение о желании автора создать произведение в духе “Гамлета” со сложной композицией, с “ложными’ и “истинным” образом с отрицательным результатом. Название романа- это признание автора в собственной неудаче. Это панихида по умершей мечте создать великое произведение в рамках детективного жанра. Вместе с мечтой что- то отмерло и в его душе.
Буду благодарен каждому, кто поможет разобраться с этой загадкой.
Роман превосходный. Автор не пожалел сил при его создании, за что ему большая благодарность от поклонника его таланта.