Небольшой обзор книг, прочитанных за последнее время. Детективов среди них нет, но кой-какие загадки имеются. А с детективами у меня сейчас совсем другой разговор...
1.
Серж Резвани "Любовь напротив". Ах, этот Генри Миллер и его "Тропик Рака". Легкая буржуазная атмосфера Парижа незабываемых 50-х. Необременительные, беспорядочные связи, подглядывание, черно-белое кино, красивые машины... Французы восхищены возможностями Голливуда, Голливуд раскрепощенностью французов. Книга написана в виде исповеди одного актера, заключившего пари с одним режиссером (история не оставила их звезд на тротуарах), что он, актер, разобьет супружеский союз одного художника и его жены, ставший образцом невероятной верности. Разобьет - как два пальца об асфальт. Поставил, так сказать, перед собой творческую задачу, и начал ее выполнять в духе Вальмонта из "Опасных связей" - медленное, ненавязчивое соблазнение. Герой получил ряд чувствительных ударов от парочки, жертвой которых пал... Дон Жуан и вся его философия. Но... Но герои не сдаются и идут в обход. К тайне разрушения гармонии (разрушь гармонию или стань ею сам...) добавляется загадка верности. Загадка верности не дает покоя, ибо как сказал один пользователь на одном форуме: "Верность - это кайф". Конец - вкусный и интересный, как французская булочка. Резвани и во второй раз порадовал меня своей элегантной прозой.
2. Совершенно другая атмосфера - мрачная, конструктивистская, безысходная - в романе
Джеймса Балларда "Автокатастрофа". Совершенно дикий, ультранатуралистический, сексопатологический триллер о группе людей с сексуальной девиацией. В силу травм, полученных ими в результате автокатастроф, они обретают странное, почти некрофилическое влечение - секс с жертвами дорожно-транспортных происшествий в соответствующем интерьере - разбитых машинах или машинах, двигающихся на полной скорости. Какую еще пристроить отлетевшую шестеренку, оторвавшуюся остроугольную крышку радиатора или крутящийся в полете карданный вал к телу так, чтобы слиться в экстазе. Цель всей жизни наставника и кукловода этих любителей, Воана, достаточно проста - столкнуться лоб в лоб с машиной Элизабет Тейлор, да так, чтобы мертвое тело Воана плюхнулось на мертвое тело Тейлор в наиболее фотогеничном ракурсе. После тесного знакомства и символической сцены на автомойке в психике Воана и Балларда (главного героя, рассказывающего всю историю) происходят кардинальные изменения. На лондонских магистралях объявился маньяк. Без тормозов... Этот роман, конечно, уступает психологическому величию "Кристины" Стивена Кинга, но не уступает такому шедевру как "Кратчайший путь для миссис Тодд" этого же автора. Пожалуй, вот тройка лучших "автомобильных" триллеров.
3.
Сантьяго Пахарес "Без обратного адреса". Думал, что детектив, так как нужно было найти странного писателя, книги которого читает весь мир, но о самом авторе ничего неизвестно. Рукописи приходили в издательство под псевдонимом Томас Мауд, регулярно приносили прибыль, а потом "лавочка" закрылась и началась тайна. Поработав с рукописями, эксперты решили, что имеют дело... Увы, детектива не получилось, а получилась, как отписалась одна на ЛайвЛиб, "омерзительная сентиментальная дрянь", несмотря на внешнюю увлекательность и местный испанский колорит. Автор, по-моему, слишком увлекся описанием жизни и быта наркоманов и некоторых секретов их "кухни". А потом приходит книга, "Шаг винта" (и здесь не обошлось без наркоманского сленга), и, как Новый Завет, всех спасает. При этом никаких мыслей из книги не приводится (чем так цепляет, за что цепляет - непонятно), кроме одной банальной фразы, которая естественно для подобных сказочек, имеет ключевое значение. А помните, как у того же Кинга в "Темной половине" призрачный автор во всю цитируется и его творчество буквально не разбирается, а разлагается на глазах Тэда Бомонта? В общем, Пахарес - сомнительное чтиво. Но кому понравился "Гарри Квеберт", тому должен понравиться и он, то есть "Томас Мауд".