Автор pifir » 01 июн 2017, 04:52
"Если какой автор и вызывает у меня восторженную оторопь, так это Дэн Симмонс". © Стивен Кинг
Сразу признаюсь честно: "Дэн Симмонс мне не по зубам". Или говоря по другому: "Не по Сеньке шапка". Ерничать можно долго, но "Пятое сердце" притягивает и отталкивает, восхищает и вызывает чувство отвращения. Если в предыдущей книге "Друд или человек в черном" в качестве прототипов героев Симмонс выбрал двух писателей, то в этом произведение — писателя и литературного героя, свел их вместе и заставил писателя "плясать под дудку" литературного персонажа. Да вдобавок казуистический вопрос ШХ: " Я обнаружил, мистер Джеймс, — сказал он, подавшись вперед, — что я — не реальная личность. Я… как бы сочинитель вроде вас это назвал? Все улики неопровержимо доказывали, что я — литературный вымысел. Творение какого-то писаки. Выдуманный персонаж". Разумеется, доказательства типа "биологических" или "физиологических" не принимаются. Слишком тривиально. Это меня смущало, не давало покоя, мешало читать дальше, все время возвращая к началу. Почему Генри Джеймс? Почему Шерлок Холмс, а не другой литературный персонаж? К чему такой странный вопрос ШХ? Сделав перерыв и прочитав несколько рассказов о привидениях и "Поворот винта" Генри Джеймса, я понял интерес Симмонса к этому писателю. А остальное?
Единственное, что мог напридумывать, нафантазировать объяснение странному тандему "писатель — литературный герой", отталкиваясь от описания Симмонсом душевного состояния Джеймса, чуть ли не медицинского анамнеза, собранного Симмонсом за период с 1982 года до смерти писателя в 1916 году с диагнозом: сильнейшая депрессия с суицидальными наклонностями в результате понимания последним того факта, что он "исписался" и как писатель больше не представляет ничего значимого, тяжелое финансовое положение, предрасположенность ( по Симмонсу) к латентному гомосексуализму, предрасположенность к психическим болезням мужчин из семейства Джеймсом (отец и брат пережили тяжелейшие психические расстройства). А есть ли возможность излечить писателя, возродить его творческий потенциал? Желательно, в начальный период болезни, дабы избежать необратимых последствий.
И Симмонс создает свой фантастический вариант реальности по спасению писателя, в котором невероятнейшим образом устраивает встречу двух человек: писателя, ищущего уединения и возможности покончить с собой, носящего с собой пепел сестры, не осознавая или боясь признаться самому себе, что это пепел его прожитой жизни и похоронить его он сможет только вместе с самим собой, и второго, с которым Джеймс мог встречаться ранее (это легко устроить, не правда ли, в своем собственном мире?) который должен заманить первого в ловушку любопытства, выполнения долга перед кем нибудь, например, своими друзьями, в идеале подальше от привычной среды обитания- Европы. Была ли действительно трагедия самоубийства в семье Адамса, я не знаю, но Симмонс стараниями Клары Хэй не дал забыть умершую Кловер и возможность выполнить свой последний долг Генри Джеймсу перед умершей.Чем увлечь стареющего и потерявшего творческий потенциал писателя? Естественно, выдуманным героем, желательно, получившего всемирное признание, героем, действующим быстро и решительно(мнительный и рефлексирующий герой не побудит Джеймса к действию), поражающим своими наблюдениями, выводами, логикой, иначе он не будет представлять интереса для друзей писателя и с ним никто не будет говорить, тем более откровенно, пренебрегающим правилами этикета, упорного в достижении поставленной им самим цели с еще большей выдуманной причиной личный горестных тягот, чтоб она взорвала зацикленность мыслей о суициде писателя, как единственно возможном выходе, привело к растерянности и возможности заставить его действовать в другом ключе и ритме, возродить интерес к жизни.
Таким образом, появление Шерлока Холмса вполне предсказуемо, как и его казуистический вопрос. Как мне кажется, вопрос: "Что чувствует литературный персонаж осознав, что он литературный вымысел?" следует заменить в дальнейшем вопросом Джеймса к самому себе: "Что почувствует “какой- то писака” столкнувшись в жизни с вымышленным героем?" Вне своего придуманного мира, где писатель "Бог для своих персонажей". А в мире Симмонса "персонаж" действует самостоятельно и конструктивнее собрата бога- создателя. Признанием связи "персонаж-читатель-бог" Симмонс отдает дань восхищения и преклоняется перед талантом Конан Дойла, несмотря на всю критику произведений последнего.
В романе Холмс в начале является тем Холмсом, каким он мне помнится при первом чтении Конан Дойла в юности, но затем в нем проявляются черты Рэмбо, а под конец романа он становится похожим на Пуаро Агаты Кристи, этаким психологом, восстанавливающим душевное спокойствие Адама и Клары Хэй.
Почему Дэн Симмонс назвал роман "Пятое сердце"? Ведь вся история закрутилась после обращения брата Клары Хэй по ее просьбе к Шерлоку Холмсу с просьбой пролить свет на смерть ее подруги, Кловер Адамс, произошедшей при странных обстоятельствах. Шерлок Холмс обещал, взяв символический задаток, но затянул выполнение обещанного на несколько лет. И все эти годы в годовщину смерти Кловер все члены "Пятерки сердец" получали напоминание об этом. Клара Хэй знала, что Кловер убили, но не знала "кто" и "за что"? А может, подозревала Генри Адамса, зная о его не очень счастливом браке и влюбленность в Лиззи Камерон, как и ее собственного мужа. Я бы назвал роман "Забытое сердце", "Любящее сердце" или "Верное сердце". "Пятое сердце" — это, скорее всего, дань памяти Конан Дойла, у которого было много рассказов с числительными в названии.
- За это сообщение автора pifir поблагодарили: 3
- igorei (01 июн 2017, 12:42) • Mrs. Melville (29 июн 2017, 13:51) • Доктор Фелл (01 июн 2017, 09:24)