«Люди-Мухи»Ода «Классическому Детективу» или «Слухи о "моей" смерти сильно преувеличены». Ну что, дамы и господа. Дискуссию под «говорящим» названием
«Классический VS Современный», или по крайней мере, ту его часть, в которой говорится о существовании в современное время, английского классического детектива «аля “золотой век“», можно заканчивать. Прочитав роман «Люди-мухи», могу с уверенностью сказать: жив курилка и прекрасно себя чувствует. И словно говорит: «Не дождётесь-с». И чтобы не быть голословным, сейчас я вам это докажу. Пойдём прямо всем пунктам-критериям классического детектива.
1. Замкнутое, «герметичное» пространство, подразумевающие то, что преступник из круга лиц, находящихся в нем (этом уловном замкнутом пространстве).
Сценой действия «Люди-мухи» обычный много (не совсем) квартирный дом, в котором живут различные люди-персонажи, которых, на первый взгляд, ничего не связывает. Среди них обычная молодая семья с годовалым ребенком, бывший участник Сопротивления (жертва), бывший пособник нацистов, молодая незамужняя женщина, мужчина, после аварии, перемещающийся на коляске; работник американского посольства… Короче, стандартный (для классического детектива) «набор».
«Условия задачи», то есть вариант убийства, подразумевает то (не вдаваясь в подробности), что никто из вне не мог совершить убийства — на лицо.
Так, что, как вы видите, первое условие, соблюдено! Так и запишем
2. Пара «Холмс—Ватсон» «Пуаро—Гастингс» или любая другая на выбор
В наличие!
Расследование проводит молодой амбициозный детектив, инспектор уголовного розыска Кристиансен. А помогает ему (хотя, честно говоря, кто кому тут помогает), молодая девушка Патриция Луиза И.Э. Боркман, у которой, после автомобильной аварии, парализована нижняя часть тела и она, практически не выходит из дома. Получаем классический вариант «Вульф—Гудвин». Инспектор все время бегает, выясняет, выполняет указания девушки, а вечером (да-да, именно так), за изысканным обедом, все «докладывает».
Итак, второе условие, как вы видите, также на месте! Ставим галочку)))
3. Различные мотивы, то есть некая выгода, каждого участника «круга».
Обязательно! Мотивов уйма, как на подбор. Всевозможные. Даже (забудьте что я писал в теме «Классический VS Современный») несколько раз переписанное завещание. И любовные треугольники, и давнишние обиды, какие-то тайны прошлого… не вижу смысла, перечислять всё.
Так что и с этим «компонентом все ОК.
Так, что там еще. А, ну-да. Ироничность...
4. Ироничность повествования, подколки и так далее. Да и отсутствие подробных жестоких описаний (смакование) убийств. А также, назовем это так, некоторых аспектов отношений между полами! (Во как завуалировал то, что сейчас называют эротикой или, что еще чаше, чуть ли не "Пятьдесят оттенков..."
)
Все есть. Что нужно присутствует, все что не нужно, отсутствует. Только чисто схематически, в рамках необходимости. Все участники, в нужных местах краснеют, падают в обморок и так далее (я, конечно утрирую, но!). Подковырки в сторону собратьев по перу!
Как вам такой пассаж: «… Впрочем, она заверила меня, что вряд ли подходит на роль убийцы. Прежде чем идти убивать соседа, ей бы пришлось найти няньку для малыша…»
Или такой: «– Но мне кажется, что пора на время распрощаться с Шерлоком Холмсом и его дедукцией. Пора вспомнить об Агате Кристи и проверить, насколько далеко мы способны зайти, сосредоточившись на мотивах оставшихся соседей»
А такой: «И с эстетической точки зрения меня все устраивает. Мы как будто поиграем в Пуаро: перед арестом, соберем всех оставшихся в живых!»
Да! Да! Да! Финальная сцена. И это есть. Наши «Вульф-Гудвин» собирают (ну может не как в классике — в одной комнате) всех участников вместе (Патриция делает одну из редких вылазок из дома) и там расставляются все точки над i.
ДА! Чуть не забыл! Даже, назовем это "джентельменством" — благородность преступника! Оригинальным способом, но и это есть в романе! И счастливая любовная история. Короче ВСЕ! ВЕСЬ "НАБОР"
События, описываемые в романе, происходят в конце 60-х. То есть, много отсылок на события (смотри пункт №1) Второй Мировой. И если заменить на, как у писателей «золотого века») события Первой Мировой, то вы (читатели) были бы уверены, что пишет автор эпохи расцвета английского классического детектива.
И последнее. Специально оставил это напоследок. Убийство происходит в запертой комнате.
«В доме номер 25 по Кребс-Гате, несомненно, произошло убийство. Труп был в наличии; имелось и место преступления. Однако мы не только не знали мотива – не нашли орудия убийства. Отсутствовали и подозреваемые. Кроме того, непонятно было, как убийца вышел из квартиры жертвы после того, как прогремел роковой выстрел».
Все как в классике «невозможного преступления». За маленьким исключением, о котором я умолчу. «Чудо» простое, известное и списанное))) Но и тут ирония!
«– Перед нами типичный случай так называемого убийства в закрытой комнате, однако случай не самый сложный, поскольку цепочка была снята. Как говорит Шерлок Холмс, «после того, как вы устраните невозможное, то, что останется, каким бы невероятным оно ни казалось, и есть истина». Судя по всему, убийца покинул место преступления через дверь, так что на самом деле есть всего два варианта того, как это могло случиться.»
«…— Первый вариант встречается в одном из самых известных романов Агаты Кристи… »
Да и что еще можно ждать от девушки, у которой:
«…читала все, от реакционной «Моргенбладет» до коммунистической «Фрихетен». Справа от нее я увидел три книги с закладками. Наверху было издание на французском, его названия я не понимал; в середине, судя по всему, лежал университетский учебник социологии, а внизу я разглядел сборник рассказов на английском некоего
Стенли Эллина; о таком писателе я никогда не слышал.»
Вердикт. Перефразирую фразу, которую я написал в самом начале: «Слухи о ЕГО (классическом детективе) смерти, оказались слишком преувеличены!