Автор Доктор Праути » 30 сен 2016, 23:16
"Уайклифф и охота на диких гусей"
Вот этот роман мне очень понравился. И психологические, и детективные аспекты дополнили друг друга, и книга получилась сильная, уверенная, несмотря на некоторые нарушения правил: с самого начала читатель знает несколько больше, чем Уайклифф. Особенно остро это ощущается, когда следователь встречается со свидетельницей, которая почему-то замалчивает один красноречивый факт. Я так прямо из штанов выпрыгивал, задавая немой вопрос: "Почему она не говорит всего, что знает?"
По городкам Корнуолла прокатилась волна ограблений коллекционеров и антикваров, застрахованных в одной компании. Полиция проявила халатность и не увидела общего звена во всех эпизодах, поэтому дела нераскрытыми отправились в архив. Эта та халатность, та ошибка, которая "больше чем преступление" и привела впоследствии к новым трагедиям: ограбили еще одного коллекционера, а живущего по соседству антиквара вообще нашли мертвым, с пулевым ранением в голову. И вот Уайклифф вынужден без энтузиазма исправлять чужие ошибки, приходится соединить оба дела в одно и взять новое расследование в свои руки. Старший суперинтендант показан здесь таким, какой есть: не ангел и не волшебник, работает как умеет, а умеет он создать при ограниченных возможностях и нерасторопных помощниках бурную деятельность, в результате которой есть и головокружения, и перегибы, но есть и определенное замешательство у преступников - они не понимают некоторые ходы Уайклиффа, а когда начинают понимать - бывает уже поздно.
В самом начале расследования "то ли убийства, то ли самоубийства" Уайклифф, зациклившись на найденном в полосе прибоя пистолете (случайно нашел пистолет, потом случайно нашел труп), проморгал важный компонент - он не дал команду, выяснить первым делом, не составил ли погибший завещание. Эксперта по отпечаткам пальцев приходится тыкать носом, из врача не вытянешь время наступления смерти, пока не прослушаешь целую лекцию "актуальной латыни", в самый ответственный момент запотевают окна, засоряются люки, замыкаются люди - Уайклифф еще как-то держит удар. Но стоит ему подобраться к сути дела, тут же следует вызов к начальству - нужно, понимаешь ли, возглавить отдел по перекладыванию бумажек. "Смейся, паяц!.."
На другом фланге ворчит жена и угрожает разводом - Уайклифф постоянно опаздывает на домашние обеды и срывает обещания. Представьте, вы приходите вечером домой, измотанный непонятным "огнестрелом", а вас встречают музыкой и вопросом: какая это симфония Малера, а? Ну вот как в такой обстановке работать? А Уайклифф работает. Уйти бы этому делу не то, что в диких гусей, а в самые глухари, если бы Уайклифф не интересовался морскими пейзажами (настоящими, а не нарисованными) и человеческой натурой. Он и книги выбирает читать соответствующие: автобиографии и мемуары. Если ему нужно пробить какой-нибудь профессиональный вопрос, необходимый для расследования, он выбирает такой старосветский подход, когда и информацию получит, и сытно покушает, и воздухом свежим подышит, и на лодочке его покатают. Вылитый инспектор Маллет.
Берли прекрасно показывает проблемы коммуникаций в английских семьях. Кровоточащий срез: некая дама спокойно слушает радио, когда в другой комнате спокойно орудуют грабители: всё, что не касается моего личного пространства - не касается и меня! Отсюда странные английские обогреватели, которые греют только немножко вокруг себя. Отсюда проблемы твоей социальной глухоты, решать которые призваны почему-то другие люди - полицейские из отдела убийств...
В человеке, не желающем выходить из замкнутого пространства, есть нечто интригующее, как и в предположении, что зло можно удержать на безопасном расстоянии простыми средствами вроде музыки или клейкой ленты.
Даррел Швейцер "Тень смерти"