Автор igorei » 01 окт 2013, 23:06
В другой ветви нашего форума возникла дискуссия с уважаемым oleg по поводу произведений Чейза. Олег пишет "Считать ли Чейза классиком крутого детектива, наверное, личное дело вкуса каждого".
К сожалению, никак не могу согласиться с этим мнением, и поэтому решил здесь, объяснить свою позицию.
На мой взгляд, кого считать представителем того или иного жанра (как впрочем и кого считать классиком) это не вопрос вкуса. У жанра есть свои собственные черты.
Какие черты отличают жанр "Хард Бойл", от жестких гангстерских романов, скажем того же Чейза.
1. Национальность. "Хард Бойл"-американец. Он родился в Америке, рос в Америке, описывал американские реалии, как социально-политические, так и бытовые.
Ну правду, продажные копы, выбивание показаний, главный герой-не полицейский, а частный сыщик с замашками супермена, разве могут быть атрибутами Английского креминального романа. Друзья мои, напомню, конец 20-х - 40 годы, когда в Америке творили Хэммет, Чандлер, Росс Макдональд и Спиллейн,в Англии назывался "Злолотым веком классического детектива".
Чейз -англо-швейцарец, в Америке бывал лишь проездом. Он Brit Grit, как и Питер Чейни, а это уже другая история. Как говорили в России 80-х, "Не проходит по 5 графе", хоть и прикидывается американцем.
2. Крутой детектив отказался от многих условностей жанра, ввел в сюжеты нравственную и социальную проблематику, но в центре повествования всегда оставалась фигура Великого Сыщика, любителя загадок и борца со злом. Чейз как бы избрал третий путь, использовав на новом уровне то, что в 20—30-е годы теоретики жанра называли страшными историями, а позже стали именовать триллерами или шокерами. В романах Чейза, разумеется, нет недостатка в сыщиках, как частных, так и состоявших на государственной службе, но эти люди имеют мало общего с традиционными персонажами "крутого детектива". Да, они вполне профессиональны, неутомимы, сообразительны, но это никакие не рыцари без страха и упрека, не романтические чудаки и отшельники. Это не Филип Марло, Лью Арчер и даже не Майк Хаммер. Они прагматики, для которых главное — отыскать и затравить зверя, заработав на этом деньги и престиж. Кроме того, у Чейза, часто на первыми план выходят преступники и жертвы, и тогда уже главное в романе не кто убил, но как герой выпутается из крайне сложной, драматической ситуации, в которую загнали его обстоятельства.
3, Сам образ сыщика и атмосфера. Это должен быть частный детектив, не полицейский (Олхофф Л. Д. Чампиона, лишь исключение, подтверждающее правило), он борется в одиночку и обычно на улицах какого-нибудь мегаполиса. И самое главное его сопровождает чудная атмосфера "Хард Бойла", те самые - вечная ночь и вечно идущий дождь. Кто любит и чувствует ХБ, тот понимает о чем я говорю. У Чейза, увы, этого нет.
Чейз пытался писать "крутые детективы", но очень успешный писатель, именно с ними всегда имел проблемы.
Помним, как Реймонд Чандлер, прочитав в 1945 году роман Чейза "Реквием по блондинкам", не без удивленная обнаружил в ней обширные цитаты как из своих романов, так из произведений Дэшила Хеммета. Разгорелся скандал, и в результате английскому заимствователю пришлось публично извиниться в печати и выплатить некую сумму в возмещение ущерба.
Уважаемым oleg, в качестве аргумента ссылается на работу Буало- Нарсежака " Детективный роман", в качестве авторитетов подчеркивающий вклад Чейза в "крутой детектив". Я пересмотрел этот труд и не нашел у мэтров упоминания о Чейзе как классике "крутого детектива" или о его вкладе в этот под жанр. Они отмечают, что хотя Чейз, не может похвастаться такими престижными литературно-детективными призами, как Премия Эдгара По, Золотой или Серебряный кинжал, Гранд Мастер приз и другими, которыми отмечался вклад в развитие жанра, как теже Эд Макбейн или Росса Макдональда. Тем не менее, если бы существовал приз читательских симпатий, то Чейз, конечно же, был бы одним из наиболее вероятных лауреатов.
И тут я согласен с oleg, и нигде не писал, что если Чейз не классик "Хард Бойла", то он плохой писатель. Действительно его популярность, говорит сама за себя, и кто я, чтобы вообще рассуждать о качестве произведений, этого признанного мастера. Но успехи к нему, на мой взгляд, пришли в другом жанре криминального романа.
В направлении, пионером которого был Чейз, впоследствии работал Сидней Шелдон. И надо сказать, как и Чейз , был невероятно популярен именно в СССР. Видимо здесь и лежит источник отечественных романов о "Бригаде", "Бандитском Петербурге" и других братках, которые появились и были популярны в России, в 90-х. Но это не "Хард Бойл".
After every possibility has been explored, then what remains, no matter how impossible it may seem, must be plausible...Sir A.C. Doyle
- За это сообщение автора igorei поблагодарили: 4
- dreugene (03 окт 2013, 21:21) • Mrs. Melville (02 окт 2013, 11:37) • oleg (27 окт 2013, 17:17) • Виктор (02 окт 2013, 11:30)