Представляю нашим читателям мой вольный перевод ( что то добавил из других источников, убрал спойлеры) статьи детективного писателя Andrеw Cаrtmеl посвященную творчеству Филипа МакДональда, одного из наименее известных, для русскоязычного читателя, писателей Золотого века классического детектива.
Philip MacDonald: The First and Last of Colonel Gethryn.Прежде, напомню, что полковник (впоследствии генерал) Энтони Гетрин, главный герой серии из 12 классических детективов написанных писателем с 1924 года (The Rasp) по 1959 The List of Adrian Messenger.
Итак, Colonel Gethryn, впрочем он не может терпеть, когда его называют с упоминанием его воинского звания. Бывший офицер разведки, он консультирует полицию на неформальной основе.
Я начал с последней книги, а затем приступил к первому роману. Это была нетрадиционная процедура, но достаточно информативная.
К тому времени, как МакДональд написал Тhe List of Adrian Messenger, он уже стал опытным и признанным писателем, занимающимся написанием детективов, уже в течении почти полувека, и это заметно. Это жесткий, умело созданный детектив с отличным сюжетом, запоминающимися характерами, интересными ключами и убедительным заключением разоблачающим злодея.
The bad guy здесь напоминает чудовищных антигероев Томаса Харриса или Джона Д. Макдональда (в его Travis McGee novels).
Этот роман, послужит образцом для романов в стиле a race-against-time, Gethryn должен работать быстро, важно понять,кто жертвы, и определить убийцу прежде чем убьет следующую жертву. У МакДональда это сделано красиво. Эту книгу стоит прочитать.
Возможно, это я бы сказал и про The Rasp, но только он для другого читателя. Этот роман, как я сказал, был опубликован в 1924 году и в течение десятилетий считался шедевром в жанре классикого детектива, в его the great tradition.
"Рашпиль", по-видимому, первый сольный роман МакДональда. Его ранние работы, два романа под псевдонимом Оливер Флеминг, написаны в сотрудничестве с отцом Рональдом МакДональдом.
Учитывая это, и то, что Филипп МакДональд был еще на растоянии в три года от создания своего шедевра Patrol (1927), я думаю, следует простить его некоторые слабости.
Это whodunnit, располагающий головоломкой "запертой комнаты". К сожалению, решение головоломки не достаточно оригинально, убедительно и изобретательно, чтобы произвести впечатление на вашего покорного слугу.
Кроме того, нельзя не упомянуть, что роман написан под сильным влиянием "Последнего дела Трента" (Trent’s Last Case) Эдмунда Бентли. Но роман МакДональда менее ироничeн, чем детектив Бентли, поскольку все детали расследования Гетрин приводит исключительно в строгом и серьезном тоне, без тени иронии. В обоих книгах расследование делает упор на фактических данных и строго в рамках законного подхода. О самом детективе мы получаем из романов так же мало информации, как и о самом авторе. Известно, что Гетрин высокий, худой, темноволосый мужчина с "проникновенными зелеными глазами".
Полную противоположностю является другой роман МакДональда Rynox, написанной в 1930 году. Он также содержит загадку "запертой комнаты", с блестящей разгадкой, вызвавшей у меня состояние восторга.
Я уже говорил, что в 1927 году МакДональд написал великолепный Patrol.
Поклонниками классического детектива, не должны быть проигнорированы и другие ранние романы с Gethryn. Я в настоящее время читаю пятый The Choice, с 1931, и он читается довольно хорошо.
Интересно, что начинается он, как роман с классической "запертой комнатой", но затем превращается в триллер, прежде чем вернуться к "запертой комнате" при его заключении.
Филип МакДональд очень умныи и творческий писатель.
Его сюжеты, то как он создает загадки просто восхищают. И при этом, он не позволяет себе повторятся. Кроме того, важно заметить, что считая себя гениальным детективом, в романах Gethryn никогда не рассматривает полицейских следователей, как дурачков. Существует джентельменское отношение взаимного уважения между Gethryn и офицерами Скотланд-Ярда. Необычайно четкая логическая структура его романов, явственное различие между логическим и юридическим доказательством очень ярко выписаны в романах Макдональда. Для автора, детектив представлял собой соревнование между рассказчиком и читателем, поэтому его романы и выписанные в них решения детективных загадок представляют лучший образец, которому подражали такие авторы как Джон Диксон Карр и другие, заимствуя или развивая именно логические схемы, из историй Макдональда.
Многие известные авторы детективов, такие как Николас Блейк и Джорджетт Хейер, признавали, что необыкновенная изобретательность в изложении расследования и вписанных в контекст подсказок в романах Макдональда является образцом для подражания. Энтони Гетрину часто удается раскрыть дело на столь скудных по объему или далеких от основного доказательства ключах, что часто это кажется невероятным. Но вместе с тем логическая цепочка как всегда безупречна. Его детективы были признаны одними из самых строгих и справедливых головоломок детективного жанра. Как признавался сам автор, основной целью его повествования является стремление сбить читателя с толку.
Автор не очень заботится о психологической достоверности или развитии своих персонажей. Поэтому в диалогах и речи персонажей часто повторяются одни и те же обороты и описание деталей происшествия. Особенно слабо выписаны женщины, которые по признанию критиков и читателей малоправдоподобны. Насколько сильны логическая сторона его романов, столь же слаба его психологическая, поэтому автор часто вынужден прибегать к искусственному возбуждению, вроде высказываний Мой Бог!
На сегодня он остался в памяти как писатель строгих и очень логичных детективов классического типа.
Мне не терпится, прочитать остальные романы серии.
- В заключение, библиография серии Anthony Ruthven Gethryn: | +
- The Rasp (1924)
The White Crow (1928)
The Link (1929)
The Noose (1930)
The Polferry Riddle aka The Polferry Mystery aka The Choice (1931)
The Wraith (1931)
The Crime Conductor (1932)
The Maze aka Persons Unknown (1932)
Rope to Spare (1932)
Death on My Left (1935)
Warrant for X aka The Nursemaid Who Disappeared (1938)
The List of Adrian Messenger (1959)