"Горький мед"Первый роман из криминальной серии о Фредрике Дрюме мне понравился. Не сразу, но дошел куда нужно. Как всегда, у норвежцев живой, пульсирующий стык жанров, окрашенный безотчетно-спокойным скандинавским юмором.
Фредрик Дрюм, бывший военный дешифратор, а ныне успешный ресторатор из Осло, приезжает во Францию по делам - продегустировать и прикупить несколько ящиков отборной продукции, бутилированного вина из знаменитых южных шато. С собой в дорогу этот примечательный скандинав, инфантильный интеллектуал 32 лет от роду, взял не только чемодан денег, но и историческую головоломку - зашифрованное глиняное письмо с острова Минос, известного своим Лабиринтом. Будем чем заняться на досуге, если будет скучно. Но скука отменяется. В городке, где останавливается наш герой, происходит череда странных событий. Семь человек, не связанных между собой, пропали без вести. От нечего делать, а скорее по старой дружбе с тайнами, Дрюм составил список жертв, просматривая животрепещущие статьи из газет и начал изучать решения, как будто перед ним кроссворд или ребус. За что и поплатился, на светлую голову постороннего наблюдателя вдруг стали сыпаться смертельные ловушки. Это надо видеть - каждый день Дрюм, весь в белом, выходит из гостиницы, как "человек", а возвращается со следами "бандитских пуль" - то в грязном костюме, то в кровавых ссадинах. Портье реагирует на перемены во внешнем виде понимающе, с внутренним восхищением: "Несчастный случай, месье?", как будто месье испытал волнующее любовное приключение!
Мечтательный, как одуванчик, Дрюм принципиально не носит часов, а любые изменения во времени и пространстве поверяет "звездным кристаллом" - хрустальным поляроидом-талисманом. Так пустота в каменной стене окрашена в один цвет, сумерки - в другой, а отравленное вино вообще имеет неповторимое буйство красок. Оставшийся в душе отчаянным юным натуралистом с навыками скаута, этот заинтересованный покушениями на свою жизнь педант анализирует создавшееся вокруг себя трагикомичное положение. Кто-то настойчиво лоббирует его кандидатуру на роль восьмой жертвы. Кто-то всё время стоит за его спиной и пытается его перехитрить. Докапываясь до причин и видя в каждом контакте злой умысел: косой взгляд, случайное слово, внезапно развернутая за столиком в кафе газета - впечатлительный Дрюм-Дрим додумался до того, что, возможно, в невинном древнегреческом ребусе, подарке из прошлого, который он взял с собой во Францию скоротать время, непостижимым пока образом спрогнозированы обстоятельства его насильственной смерти в настоящем, вот прямо сейчас.
С этого бредового предположения аляповатый комикс в духе иронических финтифлюшек Иоанны Хмелевской резко перестраивается из авантюрной фазы в аритмичный лабиринт со сложной, изысканной загадкой в духе Зюскинда или Эко и заканчивается немыслимым поворотом с таким же сложным составом, как и букет хорошего вина. Финал одновременно и огорчает и радует,что не сразу понимаешь как к этому относиться: написать разгром или всё-таки дождаться послевкусия и более утонченной, взвешенной реакции, когда богатые ноты бьют вверх. Советую выбрать второе.
У любой загадки два конца. Задание и решение. Здесь загадка не имеет твердого "задания" и обнаруживает себя только в "решении" - ход редкий и не ожидаемый, требующий некоторого сухого осадка.
Славным был год 1985 от Рождества Христова на горький мед и историю одного убийцы. Удалось посмаковать и то, и другое. Чем хороши детективы - то, что у англичанки Дороти Сейерс идет во вред, у норвежца Герта Нюгордсхауга идет на пользу. Это и называется свежей кровью. И сиё есть зер гут!
Непременно продолжу знакомство с Фредриком Дрюмом, знатоком вин. Названия марок переписал себе в тетрадку.