Автор oleg » 17 июн 2016, 15:00
Зинаида Арсеньева. Место преступления – Швеция // СПб ведомости, 2016, №92(5709) от 26 мая, с. 5.
О современном детективе Швеции и России, а также об особенностях национального восприятия криминальной прозы говорили на пресс-конференции в преддверии XI Санкт-Петербургского международного книжного салона, который пройдет с 26 по 29 мая.
Агата Кристи, Жорж Сименон и Конан Дойл вместе со всеми своими последователями из Англии и Америки вынуждены были подвинуться в последние двадцать лет и уступить место коллегам из Швеции. Нам Швеция кажется очень благополучной страной. Высокий уровень жизни. Холодный нордический темперамент жителей. Никаких социальных потрясений. Однако в последнее время жизнь в этой маленькой стране стремительно меняется, и проблем становится все больше: эмигранты, распад института семьи, одиночество, социальные фобии, депрессии.
Современная литература Скандинавии отражает все эти больные проблемы, сохраняя при этом присущий ей сумрачный романтизм, налет мистики и лихо закрученную интригу. Неудивительно, что критики заговорили о рождении культурного феномена – скандинавском детективе. Его популярность перешагнула границы северных стран, покорив Европу и Россию.
По словам госпожи Луиз Морсинг, ответственной за вопросы культуры, науки и образования в шведском консульстве, в этом году Швеция впервые участвует в петербургском книжном салоне. Особое внимание уделят детской литературе и, конечно же, современному детективу, так называемому нордик нуар.
Прорыв в жанре криминального романа в Швеции произошел примерно два десятка лет назад. До этого, как говорит госпожа Морсинг, писатели работали в традициях, заложенных Агатой Кристи, когда главное – найти убийцу. Но затем акцент сместился на общественные реалии. Полицейский, расследующий преступление, предстает в образе героя, который борется с глобальным злом, с несправедливостью мира и общества.
В 1990-е годы мировую популярность стремительно обрел Хеннинг Манкелль со своим героем – начальником уголовного розыска Куртом Валландером. Он раскрывал дела, которые как раз отражали изменения, которые происходили в те годы в шведском обществе.
А затем прогремела трилогия Стига Ларссона «Миллениум», которая стала международным бестселлером, была экранизирована.
Процветает в Швеции сегодня и женский детектив – Камилла Лэкберг, Анна Янссон, Мари Юнгстедт, Оса Ларссон.
Многие книги шведских мастеров криминального жанра в последнее время были переведены на русский язык и пользуются огромным спросом.
– Сорок процентов всех криминальных романов, которые спрашивают наши читатели, именно шведские, – рассказала Ирина Точилкина, заведующая отделом литературы на иностранных языках библиотеки им. Маяковского.
Лидируют книги Хеннинга Манкелля, на втором месте – Стиг Ларссон (чаще всего спрашивают книгу «Девушка, которая взрывала воздушные замки»), на третьем – Юхан Теорин.
Елена Топильская, писатель и сценарист, полагает, что у современного российского детектива много общего со шведским:
– Из наших и шведских детективов последнего времени мы узнаем, что полицейские – такие же люди, как все, они могут уставать, ошибаться, отчаиваться. На первом плане человеческие отношения, психология. Львиная доля наших мастеров детективного жанра – люди, которые сами когда-то работали в полиции, прокуратуре. Так что отчасти наши детективы – это производственные романы, они показывают работу полиции изнутри.
Известный шведский писатель и журналист Юхан Теорин, который вышел на связь с журналистами по скайпу, с этим не вполне согласен:
– В моих книгах действие происходит на маленьком шведском острове Эланд в Балтийском море. Их вряд ли можно отнести к производственным хотя бы потому, что на этом острове полицейских – раз-два и обчелся! Тем не менее преступления случаются и там. Их расследует мой герой, человек преклонного возраста, знающий остров как свои пять пальцев. И это помогает ему разгадывать даже самые сложные и загадочные происшествия.
Юхан Теорин заметил, что для него криминальный роман – замечательная возможность дать описание современного общества, рассказать о его проблемах. Ведь преступление подобно камню, брошенному в озеро. Круги расходятся по воде, захватывая все новые и новые пространства.
Остров Эланд в Балтийском море – родина матери писателя.
– Я часто ездил туда с мамой, – вспоминает Юхан. – Мы общались с нашими родственниками и знакомыми, и они рассказывали нам массу интереснейших историй об острове. К примеру, о том, как сами лично встречали у побережья утонувших моряков и своими глазами видели троллей. В детстве меня эти истории пугали, а потом, когда я повзрослел, стали вдохновлять.
Ваш корреспондент поинтересовалась у Юхана Теорина, в чем он видит причину популярности детектива в такой благополучной стране, как Швеция, и почему, по его мнению, скандинавский детектив, в том числе шведский, сегодня так популярен.
– Тридцать лет назад в Швеции убили премьер-министра Улофа Пальме, – попытался объяснить любовь шведов к криминальному чтиву писатель. – Преступление до сих пор не раскрыто. Это стало тяжелой психологической травмой для нашего общества. Оказалось, что подобные преступления могут происходить даже в таких благополучных странах, как наша.
Своей международной популярностью шведский детектив сегодня во многом обязан Хеннингу Манкеллю и Стигу Ларссону:
– Они были первопроходцами, а мы теперь следуем за ними.
- За это сообщение автора oleg поблагодарил:
- Юлия (18 июн 2016, 21:55)