Автор Роджер Шерингэм » 26 дек 2017, 01:38
Начал читать по одобрительному отзыву igorei выше.
Конец королевы. Скорее нет, чем да. И не соглашусь с igorei насчёт советского прошлого и социалистического реализма. С одной стороны, ничего советского в сюжете нет в хорошем смысле. Закрытое герметичное убийство в отрезанном от мира доме, полиция на сцене не появляется, до разгадки доходит один из героев (который в дальнейших двух повестях превратился в серийного). С другой стороны, советского нет и в том отношении, что сюжет как-то уж очень фриволен. В открытую и без особого осуждения поднимаются темы, в советской печати не очень приветствовавшиеся. Как-то я лягнул сюжеты И. Булгаковой за частое присутствие в её романах темы интимной жизни юных барышень (а Х.Тэлбота за шуточки на грани). От "Конца королевы" впечатление, что исключительно этими вопросами был озабочен Карлов университет в полном составе. По крайней мере, все персонажи повести обоего пола. Подобный взгляд автора на интересы чехословацкого студенчества несколько пугает. А то, что в "Крае ямы" присутствует в последней фразе, здесь занимает добрую половину книги. И мне детективы, где все мотивы вытекают из личной жизни жертвы (что понятно практически сразу), не нравятся. Чешской культуре вообще свойственно страннейшее сочетание тонкой интеллектуальности и откровенной эротики (один Кундера чего стоит), но на классический детектив это ложится как-то плохо. Впрочем, это придирка. Мотивы, в общем, убедительные, но несколько однообразные. Немаловажный плюс - повествование идёт поочерёдно от имени всех персонажей (точнее, один из них излагает сюжет с момента убийства, а от лица остальных идут экскурсы в прошлое), ну а поскольку один из шести героев заведомо убийца, значит, читатель может поискать обмолвки у рассказчиков и вычислить преступника на этом. Минус - особой детективной линии и нет. После долгой завязки и нескольких экскурсов в прошлое без особых логических рассуждений сразу идёт разгадка, как верно отметил igorei, очень несложная.
Номер с ванной. Тут автор набил руку и выдал вполне достойный детектив в английском духе. Убийство происходит в элитном загородном отеле, имеется куча подозреваемых с разными мотивами, обаятельный и неглупый, но недалёкий капитан полиции, а также главный герой-рассказчик, раскрывающий тайну. Рассказчик с капитаном оба неплохо логически рассуждают, а разгадка достаточно неожиданная, хотя искушённый читатель легко догадается, конечно. Опять же понижен до здравых масштабов градус эротики, хотя излюбленная Шубртом тема проституции вновь имеет место быть. Зато тот факт, что главный герой Ян Кабеш и его подруга переходят из повести в повесть, для читателя (но не для полиции) заведомо выводит их из числа подозреваемых, сильно сужая круг. В английском детективе 1930х была бы проходная вещь, но получилось мило.
Клятва. Тоже вышло вполне по-английски. Загородный дом, закрытый круг подозреваемых-гостей, убийство, замаскированное под несчастный случай, которое, ввиду наивности полиции, распутывает всё тот же рассказчик Ян Кабеш, в конце устроив разоблачительную речь а-ля Пуаро со сбором всех подозреваемых. На сей раз, правда, как и в "Конце королевы", сразу понятно, что мотивы надо искать исключительно в невоздержанной личной жизни жертвы, в которой и ковыряется главный герой. Зато тут Шубрту удалась максимально неожиданная развязка и даже нечто вроде финального твиста, хотя ближе к концу догадаться уже нетрудно. Будь чуть поразнообразнее мотивы, было бы совсем здорово.
В целом читать можно, хотя мне больше всего приглянулась вторая повесть. Но тут уж мои личные тараканы касательно того, что мне интересно в детективном сюжете (и вообще в книгах), а про что читать скучно. Повторюсь - для восточноевропейского автора, к тому же в качестве дебюта, вышло здорово.
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...