Автор Доктор Праути » 02 май 2015, 05:19
Коллекция детективов газеты «Совершенно СЕКРЕТНО» 2014 год
Оливия Дарнелл ДИАДЕМА ДЛЯ ДИВЫ
Флора Флетчер КОЕ-ЧТО НА ПАМЯТЬ
Эд Лэйси МАЛЕНЬКИЕ ВЕЩИ
Оливия Дарнелл КЕКС ТЕТУШКИ АГНЕСС
Дэн Марлоу ПОЧТИ ЧИСТАЯ РАБОТА
Крейг Райс ДВОРЕЦКИЙ, КОТОРЫЙ НЕ ДЕЛАЛ ЭТОГО
Чарльз Гилфорд В ТЕСНОТЕ ДА НЕ В ОБИДЕ
Ричард Деминг УБИЙСТВО ПО-РОДСТВЕННОМУ
Эд Лейси НИКОМУ НЕ НУЖНЫЙ АРТУР
Роберт Артур ПРОСТО ФАНТАЗЕР
Чарльз Гилфорд НА ОДНОЙ ВОЛНЕ
Как и ожидалось, после "Закрытой книги" Адэра у меня случился временный провал, вакуум, который лучше всего заполнить небольшими детективчиками. Под рукой оказалась подборка "совершенносекретновских" рассказов за 2014 год. Одиннадцать неравнозначных штук. Заезженные донельзя сюжеты, так называемые "домашние убийства", преступления на бытовой почве. В основном, действие вращается вокруг пары "муж-жена". Он ее, она его, а полиции всё это расхлебывать. Иногда подключаются любовники и другие третьи лица, а в голове полицейских вспыхивает волшебная лампа дедукции, ой нет, не дедукции, а напоминания о том, что им вообще-то за это деньги платят... Такие рассказы как многоквартирный дом - с виду одинаковые окна, двери, а заглянешь внутрь - у каждого свои тараканы и разница в классе.
Как видно из списка - Эд Лейси, Оливия Дарнелл, Чарльз Гилфорд стали для редакции "СС" "своими" авторами, им периодически предоставляется место, их имена мелькают больше остальных. Заслуженно ли? Давайте разберемся.
1. Оливия Дарнелл "Диадема для дивы". И сразу разочарование. Путаная история с очередной диадемой из очередной разграбленной египетской гробницы и лордом из папье-маше, то покидающем героиню, то возвращающемся к ней. Оливия Дарнелл замечена в основном в любовно-романтических писаниях, отсюда отпечаток... На этом рассказе можно тренировать скорость чтения, бегства от начала к концу. А, может, это стёб? В последнее время какую-нибудь проштрафившуюся вещь пытаются прикрыть цветистым пародийным ключом: имейте, мол, чувство юмора, автор развлекся, не принимайте близко к сердцу. Но и в этом случае ключ больше походит на фиговый листок. В общем, категория "прочитал в электричке и забыл".
2. Флетчер Флора "Кое-что на память" (Something Very Special, 1965). Тоже "не ахти" с претензией на черный юмор. Клару Дефорест бросил муж с блондинкой, забрав деньги и ценные вещи. Преподобный Лаллинг выслушивает исповедь Клары, пытаясь постичь глубину конфликта и восхищаясь попутно стойкостью женщины, ведь на нее было совершено два покушения...
Всё-таки неблагодарный я читатель, беспричинно посмеялся в конце над чем-то своим и почему-то, наверное не к месту, вспомнил Омара Хайама:
Дивлюсь тебе, гончар, что ты имеешь дух
Мять глину, бить, давать ей сотни оплеух,
Ведь этот влажный прах трепещущей был плотью,
Покуда жизненный огонь в ней не потух.
3. Эд Лэйси "Маленькие вещи". Вот уже тепленькая пошла. Настоящий детектив. Приятная, внятная, криминальная история о технике мошенничества. Оказывается, банки могут изъять вклады, если деньги на них не двигаются в течение 10 лет. Не пополняешь и не снимаешь - всё, можно присваивать, что называется, без согласия. Мужик получил пожизненное, но имел неосторожность оставить бабки на депозите. И вот проходит десять лет и... мужик выходит на свободу. Идет в банк. Шеф полиции Поло (фамилия такая) получает на руки труп с огнестрельным ранением, быстро вычисляет убийцу, вернее, убийца известен, а вот собрать доказательства его вины одних серых клеточек недостаточно, нужно опереться на "знание людей".
Как говорится в одной рекламе "Никакого Китая, ручная работа", добавлю только: "Болтун - находка..."
4. Оливия Дарнелл "Кекс тетушки Агнесс". Вторая попытка, перезагрузка Оливии и - отличный результат! В коллекциях детективов бывает, что детективов-то и нет, а тут смотри-ка, не обманули. Племянница находит свою тетку со сломанной шеей - свалилась с лестницы. Однако, только что вымытая форма для выпечки, свежие цветы говорят о том, что перед смертью женщина принимала какого-то гостя. Приняла и свалилась? Но почему пропали рукописи готических романов, которые покойница неудержимо метала в стол? В то же время в соседнем антикварном магазине "всплыли" устные легенды, почерпнутые, по словам племянницы покойной, как раз из пропавших тетрадей. Инспектор Вуд, атакованный бойкой наследницей, ничего не понимая, приступает к расследованию.
5. Дэн Марлоу "Почти чистая работа". Медвежатник, выйдя из тюрьмы, возвращает должок, рассчитывая на ненадежного свидетеля. Но дважды нельзя войти в одну и ту же реку. Нет, в реку-то войти можно, а вот воды в ней уже будут другими... Известно, что полиция часто "выпускает на свободу" преступников, чтобы те выполнили для нее какую-нибудь услугу. Взломать сейф, украсть улику и т.д. Возможно, так произошло и на сей раз...
Ну сколько можно! Опять этот неулыбчивый, как Бастер Китон, юмор крутого детектива, опять приходится хвататься за голову: автор, надув сюжет, ничем не удивил и концовочкой не порадовал. Прямолинейная вышла, как адэровское "дай в ухо": на твоей стороне дедовская чуйка, а на нашей пылесосы и лаборатория. Ну-ну...
6. Крейг Райс "Дворецкий, который не делал этого". Рассказ написан, видимо, для того, что доказать азбучную истину: кто угодно, только не дворецкий. Это уже не лечится. Беспомощно. Как такие рассказы-обременения попадают в сборники детективов - вопрос риторический, при этом огромное золотое наследие и ныне там: лежит, не переведенное...
7. Чарльз Гилфорд "В тесноте да не в обиде". Как компенсация за уныние, в которое я впал от пятого и шестого рассказов. Великолепно всё: и загадка, и неожиданная развязка, и заполнение тревожной пустоты между ними саспенсом, когда всё неоформленное блуждает и плавает в темноте. Хозяйка номеров следит за своими постояльцами. Жалеет, что в комнатах нет жучков. Одну парочку так просто извела своим вниманием: с ней разругалась, ему сделала нехитрое предложение. Не зря же целую ночь провела без сна. А тот, интеллигент хренов, не оценил перспективу взаимовыгодного сотрудничества. Вот так и наживаем бед на свою голову, недаром жизнь поверяется пословицами. Одна из самых востребованных - про яму. Присовокуплю еще две: " у кого труп - у того и головная боль", "кто первым позвонит в полицию - тот и выиграет".
8. Ричард Деминг "Убийство по-родственному". Ставлю "плюс". Этот рассказ очень похож на предыдущий. Тот же вид, но с боку. Происшествие в семье. Брат боится властной сестры. Его посещает оригинальная идея - убить родственницу, чтобы оригинально взглянуть на другую идею. Как ни верти, а с избавлением от гнета открываются большие возможности и новые горизонты. Ходить голым по дому, держать в холодильнике пиво - мечта, и при этом никто слова не скажет! Затюканный понимает, что задушить или выбросить из окна он не сможет физически. А вот отравить - это в самый раз. Но есть трудности с приобретением яда. Помогла оплошность врача при выписке рецепта для заболевшей сестры...
9. Эд Лэйси "Никому не нужный Артур". Лучший рассказ. Блестящий! И очень простой. И опять про ту самую яму, потому что 90% планируемых преступлений в корне своем имеют изъян благодушия и иллюзию контроля. В каждой шутке есть только доля шутки, остальное - размышление. Казалось бы вечное: жена и любовник планируют избавиться от мужа-неудачника. И ситуация подходящая, и муж в последнее время ходит каким-то задумчивым, потерявшим бдительность. Жена трясется, любовник сама уверенность: у меня есть план, дело в надежных руках и т.п. успокоительные процедуры. Муж, видимо, что-то такое предчувствуя, приготовил жене прощальный сюрприз. Сюрприз удался, он выполнил свою функцию, и даже больше - в конце меня накрыло такой волной, что на минуту пришлось отключиться, чтобы осмыслить прочитанное. А потом ступор разрядился хорошим, гомерическим... Браво, Лэйси! Надо будет сделать о тебе тему. Это награда.
10. Роберт Артур "Просто фантазер". Роберт Артур - просто фантазер. Придумал, что один человек видит сны, а другой пользуется их плодами. Например, посмотрел я на одном конце мистического провода перед сном на 100 баксов, зафиксировал объект во сне, а на другом конце провода этот, уже вполне материальный, стольник получил бодрствующий ассистент моего чуда визионерства. Получил, значит, хрустящий, как будто только что отпечатанный дензнак, и использовал его по назначению. Правда, без ведома спящего сфинкса. Приобрел товар, а деньги к утру, то есть к моменту моего пробуждения, испарились. Рассказ, конечно, плох. Не спасает даже сардоническая фантазия. "Никому не нужный Артур" - только и остается сказать. Справедливости ради стоит отметить, что писатель не несет вины за то, что его неудачные вещи размещают в разных коллекциях. Коллекция - это тщательный отбор диковинок, а не скоропалительная жертва печатному станку.
11. Чарлз Гилфорд "На одной волне". По-моему, этот рассказ уже презентовался в коллекциях Хичкока. Обратный пример. Тот же мистический подтекст, та же фантастичность, речь идет о телепатических возможностях, но как же автор, не в пример предыдущему оратору, тонко и практично поиграл на этом зыбком материале. Как на флейте. Встречаются, а скорее сталкиваются гипнотизер и его податливая жертва. Телепатия - улица с двухсторонним движением, к тебе залезают в мозги, и ты залезаешь, обмен происходит автоматически. Одна и та же мысль возникает сразу в двух местах. В результате совершается совместное убийство. Испытуемый, обладая чужими "глазами", становится одновременно и убийцей и свидетелем. Случайный интуитивный выброс, ошибочное предположение, пробный шаг, любой неосторожный импульс - всё в этой битве на ощупь может стать роковым. Или спасительным.
Рассказы разобраны. Вскрытие показало, что Гилфорд и Лэйси заслуживают персональных тем, а десять из одиннадцати рассказов - поиска своих оригинальных названий. Постараюсь что-нибудь сам найти, но не откажусь от помощи клуба.
В человеке, не желающем выходить из замкнутого пространства, есть нечто интригующее, как и в предположении, что зло можно удержать на безопасном расстоянии простыми средствами вроде музыки или клейкой ленты.
Даррел Швейцер "Тень смерти"