Автор Доктор Праути » 08 апр 2015, 00:07
"Грань риска"
Старый добрый триллер. В 90-х такой жанр был в диковинку и шел на "ура", сейчас смотрится как "секция мягких игрушек".
В 1692 году в городе Салем, Новая Англия, состоялся исторический судебный процесс. По обвинению в колдовстве и сатанизме повесили 20 женщин. Этим собственно и прославился Салем. Городишко этот Стивен Кинг упомянул в своем вампирском романе "Жребий Салема" (кстати, этот роман и еще "Они жаждут" Маккаммона считаю лучшими вампирскими боевиками). Как тогда вешали? Петля изготавливалась таким образом, чтобы жертва умирала от удушения. Медленно и в муках. Короткая веревка, невысокий стул. Современное же повешение заключается в методе безболезненной, быстрой, "гуманной", смерти - длинная веревка, человек летит как бы в пропасть, узел петли ломает шейные позвонки и всё. Так вот одну из "ведьм" казнили новаторским методом. Почему?
Кимберли Стюарт, праправнучка Элизабет Стюарт, урожденной Флэнаган, той самой, казненной не по правилам, получает наследство - целое поместье в окрестностях Салема. Простая медсестра и вдруг такое счастье от дедушки. Узнав, что на семье лежит проклятье, Ким пытается разобраться в судьбе Элизабет, а заодно в самой себе, слабохарактерной и живущей для других, как она считает. Ей нужны новые вызовы. Большое дело.
Начинается историко-архивный детектив. По письмам того времени, найденным в родовом замке, Ким устанавливает, что Элизабет была приговорена к смертной казни потому, что в ее доме нашли "окончательное свидетельство" - материальную улику, неопровержимое доказательство связи Элизабет с дьяволом. Однако описание улики отсутствует. Следует логический ход: Ким отправляется в городскую библиотеку. Безрезультатно. Снова Ким копается в бумагах и письмах на чердаке, а потом отправляется в Гарвардский университет, куда передали "свидетельство". Но в Гарварде случился небывалый пожар. Погибло много книг и экспонатов. Какая же участь постигла "свидетельство", которое ищет Ким?
На вопрос - что из себя представляет "свидетельство" (это сравнимо с вопросом "кто убийца") - я ответил сразу же и сразу же правильно. С самого начала я знал, что ищет Ким. В свое время посчастливилось прочитать много остросюжетной мистики типа "Омен", "Страж", поэтому сработало ассоциативное мышление.
Мне понравился один кусок (а роман начинается с событий XVII века), когда к недавно приехавшей в Салем Элизабет приходит соседка (под предлогом "как обживаетесь") и вдруг, оглядывая дом, обстановку и вещи, спрашивает: почему, мол, иголка торчит в тряпичной кукле (уж не колдовство ли это?). Элизабет просто так отвечает: воткнула на видное место, вдруг потеряется... Следуют другие вопросы и такие же по-бытовому простые находчивые ответы. А почему вы печете ржаной хлеб, у нас это не принято? Потому что был неурожай пшеницы... А почему вы шьете кукол? Потому что девочкам нужно играть и отвлечься от тех ужасов, которые они пережили, когда спасались от набегов индейцев на северных границах... А почему... Дальше практичную, умную и красивую Элизабет Стюарт обвиняют в колдовстве местные пуритане...
Но "Грань риска" - это не только историческое расследование. Параллельно это еще медицинский триллер. Проблемы создания новых психотропных препаратов. Проблема побочного действия. Могут ли убивать сомнамбулы? Мне понравилось как Кук решает некоторые поставленные вопросы. У него нет типичного зла: безумных ученых, властелинов мира, закулисных кукловодов - всякого другого великого криминального Разума, дергающего за невидимые ниточки. Выявлено непредусмотренное побочное действие нового психотропного лекарства, разрабатываемого группой ученых-энтузиастов, фанатиков своего дела и трудоголиков. У молекулы, обычного бензольного кольца в форме пентагона, отсекли, как сухую веточку, цепь токсичности. И подумали: этого достаточно. Однако в ходе испытаний лекарство дало другой негативный эффект. Казалось бы - смотри в микроскоп и снова ломай сухую веточку. Но не всё так просто. Реакция ученых: собираются в кружок и профессионально обсуждают проблему со всех сторон. Коллективно находят решение. И пусть это решение не совсем похоже на победу, скорей, наоборот, но хоть дело не заканчивается грубой полицейской операцией или, что еще хуже, "бунтом на корабле", когда супергерой вдруг сбрасывает маску и выводит всех на чистую воду. Ошибки, безудержный фанатизм, отсутствие критики и неосмотрительность, а не мегазаговор какой-нибудь корпорации монстров, породили цепь трагических событий, коснувшихся Ким очистительным огнем. Обычно герои покидают плохие места жительства после пережитых ужасов. Ким, наоборот, только укрепилась в вере - родные места покидать нельзя.
И всё же, и всё же... финал романа дрогнул. Сложилось впечатление, что роман дописывал Дин Кунц, которого в детстве избивали...
В человеке, не желающем выходить из замкнутого пространства, есть нечто интригующее, как и в предположении, что зло можно удержать на безопасном расстоянии простыми средствами вроде музыки или клейкой ленты.
Даррел Швейцер "Тень смерти"