Автор Доктор Праути » 18 фев 2015, 20:01
"Другая машинистка"
Во-первых, Сюзанна Ринделл - очень красивая девушка, и большая умница.
Во-вторых, ее дебютный роман. Написан в 2014. И уже переведен! И уже в сети! И уже готовится экранизация! Кто помнит более лихой старт? Думаю, скоро и награды будут. Должны посыпаться. А если не посыплются, значит, еще кто-то не пришел в себя...
Так, теперь сюжет. Конец 1924 года. Роуз Бейкер, бывшая воспитанница монастырского приюта, работает в должности машинистки в одном из многочисленных полицейских участков Нью-Йорка. С виду она тихая, серая мышка, сидит в углу и шпарит по клавишам. Влюблена в пожилого начальника, сержанта-детектива, побаивается молодого лейтенанта-детектива, имеет ровные отношения с остальными коллегами. Нигде не была, ничего в жизни не видела, проживает в дешевом пансионе, в комнате с еще одной жилицей, разделенной простынями с подозрительными пятнами. Одним словом - "машинисточка", как говорил уважаемый Полиграф Полиграфович Шариков. Как говорится, штрихи к портрету.
Но вот наступают другие времена - объявлена война бутлеггерам. Сухой закон. Бессмысленные охоты на "водопой".
В отделе у Роуз воцаряется сумасшедший дом. Облавы, задержания сваливаются как снежный ком. Для того, чтобы хоть как-то справиться с кучей бумаг, нужна еще одна машинистка. Вскоре в отделе появляется бриллиант - Одалия, роковая красавица. С таинственным прошлым. Кто она, откуда? - никто не знает, но почему-то все хотят добиться ее благосклонности. В первую очередь мужчины. На Роуз и так внимания не сильно обращали, а после прихода Одалии, брюнетки с голубыми глазами, и вовсе перестали замечать. Однажды Одалия теряет в отделе роскошную брошку, Роуз находит ее и... не отдает украшение хозяйке. Роуз колеблется: вернуть или оставить себе? Роуз вся извелась: знает ли новая машинистка, что брошка у Роуз или не знает? С этой пустяковой дилеммы и начинается опасное путешествие в суть проблемы.
В броской рекламе к этой книге упомянуты достойные имена. Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Патриция Хайсмит. Альфред Хичкок. Мол, прослеживается их влияние. Сама Сюзанна Ринделл признается, что "Великий Гэтсби" - ее любимая книга. "Незнакомцы в поезде" и фильм "Талантливый мистер Рипли" - это всё, что я (Доктор Праути) знаю о Патриции Хайсмит. Не густо. Про Хичкока вообще не слышал, а кто это?.. Поэтому, скажу откровенно, какие-либо заимствования или подражания для меня в общем-то не аргумент. Форма триллера придумана давно, приемы известны, ситуации более менее просчитаны и невозможных неожиданностей быть уже как бы не должно. И в этой книге неожиданностей нет. Тут интересно другое - с чего начинается родина саспенс? И что такое саспенс? Когда сидишь в напряжении и ожидаешь неминуемой страшной разрядки? Или когда сидишь в романтической обстановке, ничего не ожидаешь и вдруг из ничего вырастает патовая ситуация? И я уже теряюсь в терминах... Если выжать книгу досуха, оставить только загадку - останется банальное чтиво. Но на то и талант писателя - не оставлять нам полицейскую хронику и догадки героев, а раскрыть глубинное: идеи, характеры и движущие силы. И вот именно эти основы, эта, все время новая, калейдоскопическая раздача козырей отделяют один триллер от другого. Больше скажу: хороший от плохого.
Что мне нравится у молодой писательницы, так это безусловное торжество справедливости в "Другой машинистке". Торжество четкой скользкой дороги, которую сама для себя выбрала одна из героинь. Всем сестрам по серьгам. Всем сестрам - по серьгам их, перефразирую в контексте. Никакого влияния извне! Может показаться, что влияние-то как раз было огромным. Это обман зрения, читатель! Всё по делам твоим... И ты сам этого хотел, жаждал. И вот твоя чаша сияет, выпитая до дна... Какие претензии?
В одном хорошем стихотворении есть такие строки: "То, что находим, нам лучше терять..." Что в своих романах и рассказах Уильям Айриш, король нуара, нам оставлял? Только ли безнадегу? Квинтэссенцию его творчества, мне кажется, можно выразить примерно так - на поверхности это слепая сила судьбы, а между строк, глубоко в замысле - сознательный выбор большего из зол. Подготовленный выбор, направленная пищевая цепочка пожирающих друга друга обстоятельств, всех этих досадных недоделок, недомолвок, неправильно понятых слов и действий. Во как написал! Как у Джеймса Филлимора - не забыл бы зонтик, не пропал бы без вести...
Вот я сейчас упомянул Айриша-Вулрича и, по-моему, Ринделл в его наследниках обоснуется прочно, если, конечно, продолжит так славно писать.
Так вот "безусловное торжество". Конец книги, эпилог, узкая площадка - развернуться, оглушить читателя, кажется, уже невозможно. И есть "свет в окне" - фигура посетителя. "К вам посетитель" - звучит неплохо, абсолютная надежда для человека, попавшего в тяжелое положение! И вот уже к горлу подкатывает. Блестящая короткая встреча. Потом немного утопичности... Сейчас-сейчас, светлый посетитель достает из кармана... Легким движением руки... просили, мол, передать... И передается то, с чего всё началось, когда в полицейский отдел пришла другая машинистка. Или не с этого? Приехали, картина маслом "Крик" - где начало "истории для любопытных"?! Были ли изначальный план уничтожения или всё пошло спонтанно, по ситуации, по вдохновению - для читателя здесь раздолье решений. Да и автор не настаивает. Вот я и спрашиваю о саспенсе. Когда начинается угроза, в чем критерий угрозы, с какого момента нужно подозревать, а где расслабиться?
Молодчинка автор - у проигравшего остается лишь чувство детской обиды. Выглядит невинно, а на самом деле...уф! О, как это страшно - чувство растерянности, как будто тебя, шестилетнего, родители посадили в грузовик с вещами, а сами ушли. А грузовик поехал. Что может быть красноречивее примера из личной жизни, это я про себя. Было, было дело. И если есть поводы примерять на себя и, наоборот, свое поверять мыслями, заложенными в книгу, значит, книгу ты прочитал правильную.
Прелестный триллер, просто прелестный.
В человеке, не желающем выходить из замкнутого пространства, есть нечто интригующее, как и в предположении, что зло можно удержать на безопасном расстоянии простыми средствами вроде музыки или клейкой ленты.
Даррел Швейцер "Тень смерти"
- За это сообщение автора Доктор Праути поблагодарили: 3
- buka (19 фев 2015, 07:07) • igorei (18 фев 2015, 20:24) • Mrs. Melville (25 мар 2015, 13:38)