Автор Доктор Праути » 21 мар 2015, 04:20
"Второй после Бога". Первый роман дилогии "Второй после Бога" и третий роман о приключениях профессора и королевского прокурора Томаса Буберга и его секретаря-биографа Петтера Хорттена.
О первом романе "Судный День" я уже на форуме писал. Второй, продолжение первого - "Третья истина" - у нас еще не издан. А вышел сразу третий. Что в наших реалиях дело привычное. Третий так третий. А третий оказался первым романом второй дилогии. Лихо... И четвертый "Королевский ужас" является продолжением выше означенного. Но когда я его прочитаю? - одному Богу известно...
К историческим детективам у меня отношение особое. Романы Карра не в счет, это скорее детективы, чем исторический роман. Мучения с "Имя Розы" задали задачку - крайне осторожно обходиться с подобными текстами и не очень-то обольщаться. Однако случился Ауст...
Второй после Бога, понятное дело, это папа римский. И вот папа, который был в Ватикане в достопамятный год 1703 от Р.Х., посылает в королевство Норвегия-Дания своего нунция с тайной миссией. О визите извещен молодой король наших суровых северных соседей. Нунция, посередине его земного странствия, сопровождает, нет, не Вергилий (нунцию еще пока рано путешествовать по аду), а уже известный нам Петтер Хорттен, молодой норвежец, лютеранин-теолог, ученик и друг королевского прокурора, профессора Копенгагенского университета, философа-агностика, мыслителя, медикуса, ученого и криминалиста Томаса Буберга. Миссия нунция Микеланджело деи Конти, как я уже сказал, проходит инкогнито. По легенде он - итальянский купец. Ездит по городам и весям, изучает конъюнктуру. На корабле, который причалил к берегам Ослофьорда, компанию Конти и Хорттену составили молодой аристократ-юнкер с острой шпагой, слуга юнкера и девушка непонятного роду и звания. Главное, девушка - красивая и общительная. Вот сейчас я очертил круг подозреваемых, круг людей, из которых позже определился убийца. Круг весьма узкий.
Кого же убивал этот таинственный убийца и зачем? А убил, душегуб, двух человек: обедневшего арендатора и городского богача. Отравил аккурат после тайных ночных визитов, которые нанес жертвам высокий римский гость. Казалось бы - какая связь между человеком, который ни разу в жизни не был в Норвегии и ее простыми гражданами, подданными короля? Хорттен, являясь по статусу в этой поездке не столько секретарем, сколько телохранителем нунция, становится свидетелем первого убийства. Конти что-то выливает из пузырька в стакан арендатора в его каморке, когда тот вышел из комнаты. Утром тело отравленного осматривает городский судья Фредрикстадта. Ему помогает Петтер. В отсутствие бессменного спутника и собеседника, Буберга, Петтер, вооруженный навыками и повадками учителя, изучает место преступления, положение трупа, наличие улик. Что говорит ему сухой язык фактов? И вот блеснула маленькая победа дедуктивного метода - молодой Хорттен (почему-то мне все время хочется обозвать Хорттена Хоторном), правая рука профессора, рассуждает - почему человек не мог умереть в своем доме одетым в присутствии убийцы... Несомненно эти слова Хорттен адресовал судье, который, естественно, ничего не слышал о подходах Декарта к такого рода проблемам. Петтер начинает видеть в посланнике папы посланника дьявола...
Ауст много и охотно украшает свой роман этнографическим пейзажем. Труднопроизносимые названия всех этих островков и деревушек, слава Богу, я легко забывал. То же самое - имена второстепенных персонажей... Кстати, а почему убили именно второстепенных героев, ведь цель убийцы была куда более далеко идущая? Исторический фон на этот раз был слабоват, зато усилилась линия прошлого. Ведь и этот, и первый, да, наверное, и второй - все романы - построены композиционно как непрерывная цепь воспоминаний постаревшего и одинокого Хорттена. Он пишет книгу. Но с ужасом понимает, что книга его жизни никому не нужна. За окнами временных пристанищ, на которые была щедра его долгая жизнь - равнодушный смех молодых слуг. К его труду относятся снисходительно. Молодости не нужны воспоминания старых безумцев. Петтер, будучи в преклонном возрасте, испытывает перманентные приливы тоски и щемящее чувство вины. Больше всего он опечален смертью матери и не помнит, как она умерла. В снах он пытается найти утешение и ответ на свои мучительные вопросы. Обстоятельства смерти матери проясняются. Но чувство вины от этого лишь усиливается. Тут еще наложились особенности организма Хорттена - в решающие моменты он постоянно теряет сознание. Только подберется к убийце, только прислушается к странным звукам - тут же в обморок. Все равно что пытаться бежать во сне: близок локоток, да не укусишь. Или его ночные кошмары. Ауст все-таки немножко по-хорошему садист - не делает отсечку по времени, читатель в замешательстве - это еще длится сон или уже наступила явь? Стилистически выглядит это как кощунство - нужно было разделить линии "старого" и "молодого" Хорттена. Разделить и... угодить в ловушку современной схематичности. В данном контексте - мистическом, парадоксальном, разоблачающем, полузавуалированном-полудезавуированном, всё же, думается, это сильный литературный ход. Это художественный язык! Норвежские саги и прочие традиции Гамсуна и Бьерке...
Книга не совсем детектив. Да, есть параллели, есть присутствие веяний и следов классического расследования. Блестящие островки дедукции. Фьорды анализа и шхеры логики - но как же они рассеяны и разбросаны по роману! Нет цельности картины. Спишь-спишь - и вдруг! - судебное заседание, где в последнюю минуту появляется Томас, словно ангел-хранитель. И ложь во спасение - почти адвокатская поза! Последние страницы романа. Признавшийся в убийствах установил себя сам, написал, Боже мой, обращение миру и граду, где адекватно сообщает: почему и за что. К чести Ауста, текст письма не приводится. А после этого акта взявший на себя вину совершил такое количество авантюр, что Д. Ф. Купер отдыхает... Ауст прекрасный мастер-мотиватор, в смысле умерщвления "свои" награждает такими мотивами, которые подкреплены сугубо исторической закономерностью. Мотивы с гербовой печатью и цензом "проверено временем", можно сказать. Времена не выбирают, в них живут и умирают. Вот у еще одного автора исторических детективов, Дэвида Лисса, есть роман, не исторический, правда, "Этичный убийца". И в самом деле - этично или не этично, тогда, в XVIII веке? Это у них, в Турции, не церемонятся. Но в Турции тепло, а в Норвегии? А в Норвегии холодно. Забегая вперед, скажу: в последнем абзаце моего поста станет ясно, почему я избегаю слово "убийца", а пишу - "признавшийся"...
Мотивы убийств в исторических детективах, мягко говоря, отличаются от мотивов таких же злодеяний в классическом детективе. Религиозная нетерпимость, фанатики, кровная месть, резня, геноцид, тайные общества, политические интриги, борьба за престолы, шпионаж, благородные убийцы, благородные убийства во имя благих целей, жертвы, которые оправдывают цели. Ах, какой очаровательный рассадник... И читатель исторического детектива должен быть готовым к разочарованию. В первом романе Ауста я был не готов. А во втором - готов. Ауст - не выписывает детектив, не куражится, не слепит зрителя мельницами из улик и таинственных находок, игра с загадками у него, в основном, заканчивается на не слишком обещающем этапе "как могло быть совершено убийство". Игра начинается с яркой дедуктивной производной и затухает как в реальной жизни - всему Бог судья, типа "будь что будет". Ауст в центр исторической и псевдодетективной канвы ставит слабого человека, вернее, человека со слабостями и некоторыми способностями, выделяющими его из общей серой массы. Это я о Томасе Буберге - яром антиклерикале. В этом романе его личность наиболее развернулась к читателю. Он не верит в Бога, святое причастие и крещение. Спорит с отцами церкви, высмеивает таинства. Он верит в логику, разум, опыт и в органы чувств, но знает - у всего есть границы, человеческие способности не беспредельны. У него есть великолепный дар - видеть то, что не видят другие. У него есть микроскопикус - замечательный прибор, которым можно положить на лопатки любого скептика и открыть доселе неподвластные горизонты. Почему же он, крепкий материалист и саркастический логик, потерпел крах с вполне материальным убийцей? Почему остановился на полпути и не стал биться над шифровками, которые нашли у убитых? А "богобоязненный" идеалист Петтер не отступился и решил загадку. Не потому ли, что Ауст увел утилитарного Буберга на задний план, это чувствовалось на протяжении всего романа, а его ученика наделил божественным откровением. Упорством камня и хищным глазомером плотника. Прошу взять на заметку будущих читателей: плотник - ключевая профессия не только в Евангелии, но и в этой книге.
Хорттен, сидя за рукописью, с любовью вспоминает, как он срисовал, себе на память, микроскоп Томаса. Где же этот рисунок? - спрашивает себя старый Петтер. Внимание - сейчас будет божественное! И когда рисунок отыскался в одной из книг, когда морщинистые руки погладили этот пожелтевший клочок бумаги, на Хорттена нахлынули теплые волны воспоминаний. И он закончил свою трудную повесть. Если вы хоть раз в жизни рисовали микроскоп - знайте, жизнь прожита не зря! И я, ваш покорный слуга, тут же вспомнил, что когда-то я ведь тоже рисовал микроскоп. По просьбе своей любимой жены, в годы ее ученичества. Хороший получился прибор, объемный, со светотенью, всё как положено. Если писатель находит отклик в душе читателя такими трогательными мелочами, значит, книгу он написал правильную - не устаю это повторять.
Самое интригующее я, безусловно, оставил на конец. Результат расшифровки кожаных лоскутков, которые наводили скуку на Томаса. Он-то думал, что в известной пещере всё и закончилось. Томас, конечно, шикарно объяснил второстепенное - почему убили второстепенных. Почему их убийца не покусился на главное. С исторической точки зрения это называется - объяснил текущий момент. Криминологический ответ на немую сцену, случившуюся с нашими героями в самом конце романа, видимо, следует искать в продолжении "Второго после Бога". В романе "Королевский ужас". Там уже само название говорит за себя - это от меня вам подсказка. Приятного чтения! Всех романов Ауста.
В человеке, не желающем выходить из замкнутого пространства, есть нечто интригующее, как и в предположении, что зло можно удержать на безопасном расстоянии простыми средствами вроде музыки или клейкой ленты.
Даррел Швейцер "Тень смерти"
- За это сообщение автора Доктор Праути поблагодарили: 2
- igorei (28 авг 2017, 18:32) • Доктор Фелл (28 авг 2017, 07:47)